Найти тему
ДУХОВНЫЕ ПОСЕВЫ

Что связывает царя Вавилонского с денницей? Смирение, как символ вечного бытия

Продолжая цикл статей посвященных эсхатологическим пророчествам пророка Исаии, которые содержат в себе Божественное Откровение о конечных судьбах мира, хотелось бы вспомнить, что в предыдущих статьях разбирались отрывки из Книги Исаии, где в виде различных образов показан суд Божий над гордыней и высокомерием, а также говорится о послушании и смирении, как о единственно верном основании жизнедеятельности человеческой души, которое приближает человека к Богу и дает надежду на спасение.

Без послушания и смирения, даже верующий в Бога человек выглядит внешне праведным, а в сердце его гнездится гордость, которая его делает богопротивником.

Поэтому Господь сказал уважаемым в Израиле фарисеям:

вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. (Лк. 16, 15).

Следующее пророчество на котором следует остановиться — это отрывок из 14-ой главы Книги Исаии:

И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был, ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство! Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык, поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием. Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости; и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, говоря: "с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас". Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе́ в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. (Ис. 14, 3-15).

В начале, пророк Исаия говорит о реально существующем, историческом царе Вавилона, не называя его имени.

Но по ходу пророчества становиться понятно, что царь Вавилонский — это символ, образ другого существа и имеется в виду другая личность.

Это присущий пророкам способ пророчествовать, когда один образ проникает в другой, то есть через материальное постигается духовное и, наоборот, через духовный образ становится понятен смысл материального мира.

Так символически соединяются царь Вавилонский и денница, таким образом реально исторический царь отождествляется с диаволом.

Сопоставляя царя Вавилона с денницей, в данном отрывке пророк Исаия указывает на сатанинскую, человеконенавистническую, дьявольскую сущность этого царя.

И наоборот, город Вавилон — это символ материального мира, в котором царствует падший ангел — денница, диавол, сатана.

Пророк Исаия (фреска в храме)
Пророк Исаия (фреска в храме)

Пророк Исаия противопоставляет Вавилон, как символ этого мира, Иерусалиму, как символу Небесного Царства, и показывает, что между ними идет духовная война, которая отражается в материальном мире.

Как сказал Ф.М. Достоевский:

  • "диавол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей".

Но придет день Господень, когда Бог сокрушит, и Вавилон-мир, и его царя-сатану за их гордыню.

Видение пророка Исаии о разрушении Вавилона (худ. Поль Гюстав Доре)
Видение пророка Исаии о разрушении Вавилона (худ. Поль Гюстав Доре)

В данном случае следует заметить, что исторически Вавилонская башня впервые указала географическое положение того места, где произошла первая попытка людей создать мир без истинного Бога, то есть — положить начало тому миру, в основу которого заложена гордыня. 

Как смирение — есть мостик связывающий бытие человека с бытием Божиим, так гордыня — это пропасть, антибытие, существование без присутствия Бога.

Вавилон — город на земле, где люди впервые всем миром возгордились пред Богом и восстали против Него.

Они построив в Вавилоне башню, положили начало богоотступничеству и богоборчеству.

Таким образом Вавилон стал (и является до сих пор) символом этого мира, в основе которого лежит гордость и правит этим миром царь гордыни, который искушает людей строить очередную великую Вавилонскую башню.

Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.

Чтобы канал "Духовные посевы" мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте "палец вверх".

Читайте предыдущую статью автора: Смирение выше всех других добродетелей