Найти в Дзене

КОДОКАН И БОДЗЮЦУ: ИСКУССТВО БОЯ С ПАЛКОЙ И ДЗЮДО

Одним из малоизвестных аспектов деятельности Кодокан до оккупации было обучение дзёдзюцу (технике работы с посохом) и отделение Кодокан бодзюцу (Кодокан бодзюцу бу, Отделение Кодокан по бодзюцу).

Поскольку обсуждение предыстории этой истории займет много времени, а с самим дзёдзюцу может быть знаком не каждый, я начну с этого замечательного видео. Обратите внимание, что все три ссылки начинаются в разное время одного и того же видео, так что вы можете просто начать с первой и посмотреть до конца; весь ролик длится 7:33 минуты. Снято оно, скорее всего, в Токио, и почти наверняка в начале-середине 1950-х годов, когда г-н Мэл Бруно совершил несколько поездок в Токио, чтобы координировать и затем наблюдать за курсом по рукопашному бою для SAC (Стратегическое командование ВВС США), который координировался, организовывался и преподавался в Кодокан, включив в практику дзюдо, каратэ-до, айкидо и полицейское тайхо-дзюцу (технику задержания) в ВВС США, а затем и во всём мире.

- Симидзу Такэдзи сэнсэй блокирует с помощью дзёдзюцу вооруженные и невооруженные атаки г-на Мэла Бруно из Стратегического воздушного командования ВВС США, примерно середина 1950-х годов.

- Симидзу сэнсэй демонстрирует базовые ката («формы») Синто Мусо-рю дзёдо против атакующего противника, вооруженного мечом. (ПРИМЕЧАНИЕ: в данном случае корректно использовать либо Синто, либо Синдо; обычно используются оба варианта). (на 2.37 мин)

-Сотрудники Токийской столичной полиции демонстрируют методы полицейского дзё. Обратите внимание, что они демонстрируют как управление толпой (удержание или направление толпы), так и приемы нападения и защиты. (на 5.01 мин)

Посох дзё - распространенное оружие во многих японских школах боевых искусств (рюха). Они были повсеместно распространены среди асигару (пехотинцы). Много лет назад автор заметил, что асигару в более бюджетных японских фильмах жанра дзидайгэки (исторические драмы об эпохе самураев) обычно носят длинные посохи бо, стоя на страже. Это вполне логично – основным оружием асигару было копьё (яри), но хорошие наконечники стоят дорого и требуют ухода и сухого хранения, чтобы не заржаветь. Длинный посох можно использовать как копье, поэтому имеет смысл использовать бо для обычных караульных обязанностей и брать боевые копья из оружейной комнаты только для боя или чрезвычайных ситуаций.

Этот обычай распространился и на современную полицию Японии, поскольку большинство первых новобранцев полиции были бывшими самураями низкого уровня, которые использовали свои навыки в будзюцу для льготного набора.

Полиция, вооруженная дзё, в строю, 1877 г.
Полиция, вооруженная дзё, в строю, 1877 г.

И сегодня японские полицейские, стоящие на страже порядка у полицейских участков и других учреждений, в форме или в штатском, повсеместно используют дзё.

Полиция Токио охраняет здание Парламента Японии. Полицейский справа держит в руках посох дзё из белого дуба, а левый - раздвижную дубинку кэйбо. Их обмундирование дополняют бронежилеты, рации и револьверы.
Полиция Токио охраняет здание Парламента Японии. Полицейский справа держит в руках посох дзё из белого дуба, а левый - раздвижную дубинку кэйбо. Их обмундирование дополняют бронежилеты, рации и револьверы.

Посохи бывают разнообразными как по толщине так по длине и имеют ошеломляющее количество названий, но за последние несколько десятилетий их различные названия стали более или менее стандартизированными благодаря популярности Синто Мусо-рю дзёдо («Божественный путь Дзё мастера Мусо», сокращенно СМР, в отношении терминов можно предложить некоторые расплывчатые условности). Здесь приведен список, предназначенный для поверхностного ознакомления, который, конечно, не следует считать авторитетным.

  • Цуэ, сутэкки или тандзё - в начале эпохи Мэйдзи термин «цуэ» стал использоваться для обозначения трости, ステッキ «сутэкки» - «трость для ходьбы», а «тандзё» означает «короткий дзё», обычно длиной около 1 м. Широко распространенная трость джентльмена викторианской эпохи была взята на вооружение многими японцами, особенно бывшими самураями, недавно лишенными традиционного права ношения двух мечей (дайсё). В те времена политического и криминального насилия трость, разрешенная к ношению, стала полезным оружием самообороны, а также нередко использовалась для нелегального сокрытия в них клинков. Убийца министра образования Мори Аринори, ученик Кано в дзюдо Нисино Бунтаро, был почти обезглавлен телохранителем Мори с помощью нелегальной трости-меча (бывший самурай-телохранитель был судим за убийство Нисино, но оправдан).

Кано почти наверняка знал об использовании трости для самозащиты в боевых искусствах в конце 1800-х годов. Знаменитый фехтовальщик и член ультранационалистического движения «Гэнъёся» (玄洋社, «Общество тёмного/чёрного океана») Утида Рёгоро разработал целую серию приемов «цуэ против меча», получившую название «Утида-рю тандзюцу», с использованием прямой палки длиной 90 см. Предположительно, на него напали два политических противника, вооруженных незаконными мечами, и он едва выжил, а приёмы разработал для защиты от такого нападения. Спустя годы его искусство было включено в учебную программу СМР дзёдо и до сих пор преподается продвинутым ученикам.

  • Дзё - альтернативное прочтение иероглифа 杖 цуэ означающее палку или посох. Из-за распространенности СМР дзёдо, определение, используемое многочисленными ассоциациями СМР дзёдо, описывает стандартный посох длиной 127 сантиметров, традиционно изготавливаемый из японского белого дуба. Традиционная японская длина составляет 4 сяку 2 сун 1 бу (127 см) при диаметре 8 бу (24 мм). В некоторых школах используются более толстые дзё той же длины.

Ассоциации СМР дзёдо допускают укорачивание дзё для низкорослых практиков, чтобы приспособить их к техникам ката для полной длины, но дзё для высокорослых практиков не существует. В некоторых классических школах дзё соответствующая длина измеряется от пола до подмышки каждого занимающегося, в то время как в других школах длина дзё достигает 180 см и более.

(Чтобы ещё больше запутать ситуацию, следует отметить, что посох, используемый в ката Кодокан Госин дзюцу («Техники самозащиты»), составленной в 1950-х годах, имеет длину 1 м, но дзюдока называют его дзё).

Бо – хотя это и особо точно, часто под ним подразумевается рокусякубо, посох или шест длиной 6 сяку или 182 сантиметра. В наши дни они обычно круглые, но могут быть и шестиугольными, что позволяет сосредоточить силу ударов под меньшим и более острым углом. Некоторые из более крупных бо и других посохов могут иметь на концах плотно насаженные кольца, чтобы укрепить древко и добавить массы для более разрушительных ударов.

В легендах о происхождении школ бо иногда рассказывается о том, как воин терял в бою клинок своего копья яри или алебарды нагината и вынужден был сражаться только оставшимся деревянным посохом.

Впервые СМР дзёдо была представлена в Токио мастером боевых искусств из Фукуоки Симидзу Такадзи (水隆次, 1896-1978). Симидзу сэнсэй был старшим инструктором Синто Мусо-рю дзёдо, тесно связанным с ультранационалистической группой «Гэнъёся» и её додзё Гэнбукан, где преподавались и до сих пор преподаются некоторые древние боевые искусства (корю будзюцу), включая дзюдзюцу и дзёдзюцу, а позже и дзюдо.

Симидзу Такадзи (1896-1978) - 25-ый неофициальный глава Синто Мусо-рю и ведущая фигура этого искусства в XX веке (некоторые считают его 25-м Сокэ Синто Мусо-рю, но официально он никогда не назначался 24-м Сокэ Сираиси Хандзиро. Симидзу умер в 1978 г., так и не назвав преемника и 26-й Сокэ так и не был официально назначен единым сообществом СМР.).
Симидзу Такадзи (1896-1978) - 25-ый неофициальный глава Синто Мусо-рю и ведущая фигура этого искусства в XX веке (некоторые считают его 25-м Сокэ Синто Мусо-рю, но официально он никогда не назначался 24-м Сокэ Сираиси Хандзиро. Симидзу умер в 1978 г., так и не назвав преемника и 26-й Сокэ так и не был официально назначен единым сообществом СМР.).

В течение долгой эпохи Токугава город Фукуока был жемчужиной феодального владения Курода-хан. В то время как почти во всех княжествах юным самураям преподавался целый ряд боевых искусств в рамках их образования в качестве профессиональных воинов. Многие из этих школ были распространены по всей Японии, и между различными подразделениями одной школы, в частности касательно додзё в Эдо, осуществлялись перекрестные тренировки и обмены опытом. Но в некоторых случаях княжества обозначали определенную школу боевых искусств как свою отомэ-рю (御留流), боевое искусство, предназначенное исключительно для использования кланом, которое никогда не должно было показываться посторонним. Обычно к отомэ-рю относились школы кэндзюцу (искусство владения мечом), поскольку собственная новая техника могла застать врасплох и привести к победе в схватке с более традиционно подготовленным противником. Но, согласно преданиям, переданные (по-видимому, без доказательств) Симидзу сэнсэем и другими наставниками Синто Мусо-рю, Фукуда-хан присвоил статус Синто Мусо-рю дзёдзюцу как отомэ-рю. Таким образом, хотя многие древние боевые искусства (корю будзюцу) включали в себя техники дзё или бо, нет другого известного примера, чтобы школа дзё имела такой статус (исследование этого утверждения выходит за рамки данного эссе, но интересно передать уникальную историю).

Симидзу сэнсэй изучал разные искусства, но сосредоточился на СМР дзё и связанных с ним второстепенных искусствах: кусаригама (серп и грузило на цепи или веревке), дзюттэ-дзюцу (техника владения металлической дубинкой) и ходзё-дзюцу (техника связывания веревкой). Помимо основных одиночных упражнений, в парных ката СМР практикующий, вооруженный дзё, защищается от серии сложных атак противника, вооруженного мечом. Более длинный дзё позволяет опытному пользователю сдерживать фехтовальщика или атаковать его по желанию, используя его более длинную досягаемость для блокирования меча (или даже для сгибания или разрушения клинка), для нанесения точных ударов с целью сломать запястья, рёбра или ключицы, для уколов, чтобы заставить закрыть глаза, оглушить или убить смертельными ударами в висок, или, в зависимости от специализации школы, нанести жесткие уколы в солнечное сплетение, чтобы вызвать временный паралич диафрагмы атакующего фехтовальщика и тем самым лишить его возможности дышать.

Симидзу сэнсэй был приглашен представить СМР дзёдо на демонстрации боевых искусств (энбу) в Токийской столичной полиции в марте 1926 года, устроенной в честь товарищей, павших на службе. Его демонстрация, проведенная с другим мастером боевых искусств из Фукуоки, сразу же стала сенсацией, и его попросили переехать в Токио, чтобы преподавать СМР дзёдо. Некоторое время спустя он переехал в Токио и начал преподавать СМР дзёдо. В течение короткого времени он преподавал в нескольких группах, начиная с бойскаутов и заканчивая Токийской столичной полицией (Морикава Т., 1961), одной из самых влиятельных организаций по боевым искусствам в Японии.

Симидзу привлёк внимание Кано сихана, который нанял его для преподавания в Кодокан в 1931 г.. Симидзу сэнсэй упоминает, что он преподавал «из года в год» до конца Второй мировой войны, что, очевидно, означает, что он работал в качестве внештатного инструктора по контракту, а не состоял в штате Кодокан, как Хэки сэнсэй. (Morikawa T, 1961)

К середине 1930-х годов Кано в течение нескольких лет изучал дзё в качестве вспомогательного оружия. Сам Кано был известен как ученик-энтузиаст, но хронический диабет сказался на его ногах и серьезно ограничил его подвижность в возрасте семидесяти лет. В дополнение к своей практичности в качестве вспомогательного оружия, дзё также даёт ценные уроки по наблюдению и использованию правильной дистанции маай между противниками.

В 1935 году Кано Шихан представил новый раздел «Кодокан бодзюцу» в журнале «Дзюдо». Имейте в виду, что в этом вступительном эссе Кано использует бо для описания того, что многие сегодня назвали бы дзё, которое на фотографиях в последующих статьях выглядит как 128-сантиметровый посох, такой, как на фотографии Хэки-сэнсэя ниже. Очевидно, существует очень тесная связь между Кодокан бодзюцу и Синто Мусо-рю дзёдо, но детали остаются неясными, за исключением статей о бодзюцу ката 1936-1937 годов в журнале «Дзюдо», в которых описывается серия техник, очень похожих на ката Синто Мусо-рю и стандартные формы с дзё в сэйтэй гата Всеяпонской федерации кэндо.

Когда Кано сихан действительно использует термин дзё (杖, альтернативное прочтение цуэ, означающий посох или палку) в оригинальном тексте приведенного ниже перевода, из контекста складывается впечатление, что он использует его для описания посоха длиной примерно от 90 до 100 сантиметров. Хотя это не информативно, это делает термин соответствующим посоху дзё длиной 1 метр, используемому в Кимэ-но ката, одной из старейших форм дзюдо, принятом Кодокан в конце 1800-х годов, и называвшуюся Кано «ядром дзюдо». Текст в скобках (...) добавлен автором для ясности.

Почему мы сделали обучение бодзюцу доступным для добровольцев.
В молодости я занимался Ягю-рю бодзюцу у человека по фамилии Осима. Поскольку моя практика этой дисциплины не достигла уровня сюгё (примечание: глубокого изучения), обычно я об этом не упоминаю. Однако с тех пор я решил, что в бодзюцу сюгё есть своя ценность. Как я уже говорил, я убежден, что необходимо проводить дополнительные исследования, в частности, дзюдзюцу (техники боя без оружия), бодзюцу (техники работы с посохом или палкой) и кэндзюцу (техники работы с мечом).
Если посмотреть на реалии нашего современного общества, то, если говорить о мужчинах, женщинах, молодых или старых, исключая тех немногих, кто действительно имеет работу, дающую возможность носить меч на поясе, никто не носит оружия. Следовательно, в случае чего-то непредвиденного более полезным является то боевое искусство, с помощью которого можно защититься без оружия. Если рассматривать ситуацию с этой точки зрения, то сегодня значение кэндзюцу относительно невелико, но я убежден, что оно, наряду с дзюдзюцу, на протяжении многих лет имело в нашей стране большую ценность как метод духовного развития. Помимо дзюдзюцу, мы должны учитывать опыт бодзюцу - очень важной специализации, которую сегодня, похоже, многие упускают из виду.
Около восьми лет назад (примечание: около 1927 г.) мы собрали добровольцев в Кодокан и начали практиковать бодзюцу с Тамай сэнсэем, Сиина сэнсэем, Ито сэнсэем и Кубоки сэнсэем из Катори Синто Рю, все они из префектуры Тиба. Около четырех лет назад (примечание: около 1931 г.) мы пригласили Симидзу сэнсэя из Синто Мусо-рю из Фукуока, и до сих пор продолжаем практиковать эту технику. Сегодня, благодаря Такэда сэнсэю, Хэки сэнсэю и с помощью других людей, мы всё больше можем практиковать эти искусства. В последнее время, помимо начинающих, у нас около 50 участников, настолько много, что мы вынуждены заниматься в главном додзё Кодокан.⁠
В будущем, в дополнение к уже предпринятым усилиям, мы намерены и дальше приглашать великих мастеров бодзюцу. Взяв сущность различных школ дзюдзюцу для разработки основ дзюдо, мы добились больших успехов в сборе и изучении техник дзюдзюцу многих школ. Теперь мы создали «Кодокан бодзюцу» как ответвление Кодокан дзюдо. Я надеюсь, что мы сможем распространить его по всему миру.
Хотя я и сказал, что вкладываю свою энергию в развитие бодзюцу, я всё же считаю, что боевые искусства без оружия имеют большую ценность. Однако после этого (базового понимания) я считаю, что (следующим по ценности) рекомендуется изучать то, где учат нападать и защищаться с помощью оружия. Что касается оружия, то я считаю, что оно (примечание: т.е. бодзюцу) важнее, чем изучение кэндзюцу (искусство меча), яри (копьё) или нагината (алебарда). В большинстве случаев люди имеют легкий доступ к таким орудиям, как палки ( цуэ или дзё), трости или зонтики. Обычно легко иметь под рукой что-то вроде палки или куска дерева, которые в случае необходимости можно использовать в качестве импровизированного оружия. В любом случае, бодзюцу полезно не только по описанным выше причинам, но и потому, что оно подходит для повседневной практики.
Точно так же все будзюцу (боевые искусства) требуют практики. Постоянно говоря об атэми-дзюцу (техника нанесения ударов голыми руками), используемом в разработанной мной программе «Сэйрёку Дзэнъё Кокумин Тайику-но-ката» («комплекс национального физического воспитания, основанный на принципе максимального использования силы») в которой применяется атэми-дзюцу, следует учитывать следующее: изучая атэми-дзюцу, очень трудно наилучшим образом использовать это искусство в реальных условиях. Следовательно, большая ценность этих техник заключается в том, что их практика может быть использована как средство физического воспитания.⁠
Важно также учитывать, что техника нанесения ударов и защиты составляет значительную часть упражнений, а для занятий с самого начала необходимо обзавестись простым инвентарем (например, только дзё и голые руки).
Поэтому недавно я провёл небольшое исследование, касающееся бодзюцу, и решил поделиться им. Я призываю как можно скорее начать заниматься этим искусством всех желающих по всей стране, регион за регионом, под руководством инструкторов, квалифицированно представляющих новое направление дзюдо.
Развивая Кодокан и становясь способными в этой практике, мы добьемся успеха и подготовим инструкторов для отправки по всему миру. Я думаю, что через несколько лет, когда дзюдо распространится по всему миру, наступит время, когда бодзюцу также будет распространяться за рубежом».
Кано Дзигоро, 1935 г.

В последующих номерах журнала «Дзюдо» за 1936 и 1937 гг. Хэки Рюсукэ (EN1), упоминается как «инструктор Кодокан бодзюцу кэнкю бу» (отдела изучения техники владения посохом Кодокан). Он написал серию очерков, публиковавшиеся каждые два месяца или около того, первый из них назывался "Бодзюцу но сюгё хохо" ("Методы интенсивного изучения техники бо"). По сути, эта серия представляет собой введение в техники Кодокан бодзюцу, затем одиночные техники и парные ката. В целом, это выглядит очень похожим на современные стандартные формы СМР дзёдо , которые можно увидеть в видео с Симидзу сэнсэем выше и, возможно, являются корнями стандартных форм сэйтэй гата Синто Мусо-рю Всеяпонской федерации кэндо.

Хэки-сэнсэй родился и вырос в Кагосима, где в детстве изучал классическую школу фехтования Дзигэн-рю. Вступив в ряды Императорского флота Японии, он стал ветераном боевых действий, а в 1923 г. покинул флот и стал работать секретарем в Кодокане. Затем управляющий Кодоканом контр-адмирал флота в отставке Хонда Тикатами отметил его превосходные способности к каллиграфии, и Хэки стал секретарем в административном отделе, красиво выписывая от руки все свидетельства о повышении. Не удовлетворившись этим, Хэки прошёл программу повышения квалификации инструкторов дзюдо начальной школы Кодокан, чтобы улучшить свои навыки преподавания дзюдо, а также изучил дзёдо (бодзюцу Кано сихана) до такой степени, что стал инструктором по бодзюцу. Он вызывал восхищение своим стремлением к самосовершенствованию, и он внёс очень важный вклад в стремление Кано сихана понять и использовать забытое боевое искусство дзёдо. (Honda A, 1944)

Хэки-сэнсэй демонстрирует стойку из бодзюцу (Журнал «Дзюдо», 1936 г.)
Хэки-сэнсэй демонстрирует стойку из бодзюцу (Журнал «Дзюдо», 1936 г.)

В марте 1936 г. Кано пригласил графа Анри де Байе-Латура, третьего президента Международной олимпийского комитета, и ряд других членов МОК, прибывших в Японию для изучения заявки Токио на проведение Игр 1940 г., в Кодокан, где были организованы показательные выступления, в том числе и по бодзюцу (Yokoyama K, 1943). После смерти Кано в мае 1938 г. на пятой поминальной службе в Кодокан в 1943 г. присутствовала большая группа учеников и инструкторов Кодокан, демонстрировавших Кодокан бодзюцу.

Хэки-сэнсэй умер в феврале 1944 года.

Что касается полиции, то после того, как попытки военного переворота экстремистов в начале 1930-х годов взбудоражили Японию, было сформировано военизированное подразделение по борьбе с беспорядками - Подразделение охраны Главного управления полиции Токио. Его члены набирались только из лучших полицейских дзюдоистов и кэндоистов, мужчин, привыкших к жёстким, полноконтактным боевым искусствам и не боявшихся применять насилие. Подразделение регулярно проводило тренировки с дзё. Она была распущено в 1944 году, когда столичная полиция Токио сформировала новую охрану из шести батальонов численностью 2550 человек для контроля за населением во время хаоса Второй мировой войны.

Специальное подразделение охраны полиции города Токио, стоящий на осмотре с личным оружием в 1938 году. Когда они предъявляют свои пистолеты для осмотра, обратите внимание, что каждый офицер (кроме самого правого старшего офицера) держит свой дзё рядом с левой ногой. Симидзу сэнсэй обучал это и другие полицейские подразделения с конца 1920-х годов и до конца жизни.
Специальное подразделение охраны полиции города Токио, стоящий на осмотре с личным оружием в 1938 году. Когда они предъявляют свои пистолеты для осмотра, обратите внимание, что каждый офицер (кроме самого правого старшего офицера) держит свой дзё рядом с левой ногой. Симидзу сэнсэй обучал это и другие полицейские подразделения с конца 1920-х годов и до конца жизни.

После войны Кодокан прекратил обучение бодзюцу(дзё). В публикациях Кодокана нет никаких упоминаний на неудовлетворенность этим видом обучения, но скорее всего, было решено сосредоточиться на дзюдо вместо расширения своих функций. Запрет Генерального штаба (GCHQ) на обучение боевым искусствам в школах и лишением преподавательской квалификации тысяч учителей, оказал большое влияние как на инструкторов по дзюдо, так и на кэндо. Это оставило сотни, а возможно, и тысячи бывших школьных инструкторов без работы или перспектив трудоустройства в будущем. Таким образом, у Кодокан были проблемы посерьезнее, чем продолжение дзёдо – он боролся за выживание дзюдо. И дзёдо просто не имел отношения к этому выживанию. (Gatling L, 2023)

В январе 1946 г. штаб приказал распустить подразделение охраны, но в стране продолжались крупные демонстрации, которые иногда переходили в насилие, поскольку правые боролись против либерализации Японии, а левые требовали революционных перемен. Обычная полиция, оказавшаяся в центре событий, часто была перегружена. Наконец, в соответствии с новым «Законом о полиции» 1948 г. полиции было разрешено создать новое специальное подразделение, которое она хотела назвать, как и раньше, «Подразделение охраны», но оккупационное командование «предложило» вместо этого «Полицейский резерв». (Japan Wiki Keishicho Yobitai)

«Полицейский резерв» иногда принимал жесткие меры против демонстрантов, что включало в себя сдерживание толпы и подавление её с помощью дзё и другого оружия ближнего боя. Некоторые сотрудники «правительственного отдела» Генерального штаба оккупационного командования, набранные в основном из либеральных американских ученых и юристов, были обеспокоены большим количеством ранений среди демонстрантов, поэтому из штаба в японское правительство поступил приказ: ограничить применение полицией оружия дзё. В 1949 г. в Японии прошла крупная демонстрация против нового постановления об общественной безопасности, на которую был направлен «Полицейский резерв» Главного управления полиции Токио. Несмотря на приказ об ограничении применения дзё, многие полицейские, участвовавшие в подвлении демонстрации, были вооружены дзё и с энтузиазмом применяли их. 49 демонстрантов были арестованы, многие получили ранения, в том числе серьезные. (Japan Wiki keijo)

30 мая 1949 года, «Резервный отряд» полиции Токио разгоняет демонстрацию против нового постановления об общественной безопасности в Токио, при этом использовался дзё, несмотря на запрет о его применении. 49 демонстрантов были арестованы, многие получили ранения.
30 мая 1949 года, «Резервный отряд» полиции Токио разгоняет демонстрацию против нового постановления об общественной безопасности в Токио, при этом использовался дзё, несмотря на запрет о его применении. 49 демонстрантов были арестованы, многие получили ранения.

В результате на некоторое время штаб приказал полностью запретить использование дзё полицией. Проблемы с этой политикой стали очевидны, когда участники беспорядков, вооруженные палками и бейсбольными битами, стали превосходить более короткие полицейские дубинки кэйбо. Поэтому обучение владению дзё было введено вновь и до сих пор остается стандартной частью подготовки полицейских.

В 1957 г. «Полицейский резерв» был реорганизован в первые 5 подразделений Кидотай («Мобильные силы») по борьбе с беспорядками в Токио и Осаке. Позднее ещё 4 подразделения были добавлены в ключевых префектурах. С первых дней работы в них стали проводиться тренировки с дзё. И сегодня полицейские Кидотай, стоящие на страже порядка, часто используют дзё наряду с более современными средствами борьбы с беспорядками, такими как складные дубинки и акриловые щиты. После сотен лет использования в боевых искусствах скромный посох и сегодня имеет вполне практическое применение и служит весьма заметным символом полицейской власти и потенциального насилия.

Сотрудники 5-го мобильного отряда Кидотай, тренируются в пресечении беспорядков с «демонстрантами» вооруженными дзё, перед саммитом G7 2019 года в Осаке, для обеспечения безопасности которого было задействовано 32 тыс. полицейских.
Сотрудники 5-го мобильного отряда Кидотай, тренируются в пресечении беспорядков с «демонстрантами» вооруженными дзё, перед саммитом G7 2019 года в Осаке, для обеспечения безопасности которого было задействовано 32 тыс. полицейских.

Несмотря на различные взлёты и падения использования дзёдо в полиции, популярность его среди гражданских лиц продолжала расти. В 1956 году Дзэн Нихон Кэндо Рэнмэй (Всеяпонская федерация кэндо) создала отделение дзёдо, демонстрируя своё одобрение этого скромного, но популярного искусства и мудрость замысла Кано сихана по включению дзёдо в дзюдо.

Но видение Кано не ограничивалось дзёдо, его намерением было также включить кэндо под контроль Кодокана. В своём основном материале я расскажу о его плане и о том, насколько близко он на самом деле подошёл к реализации своего видения.

Примечание:

EN1 – Имя инструктора по дзёдо на японском языке - 日置隆介. Его фамилию можно прочитать как Хэки или Хиоки, но, как это обычно бывает, в десятках появлений его имени в журнале «Дзюдо» не указано, как оно правильно читается. Автор решил использовать здесь произношение, совпадающее со школой стрельбы из лука Хэки-рю, которая использует тот же иероглиф.

Библиография:

Gatling L, 2023, The Kano Chronicles, unpublished manuscript, www.kanochronicles.com

Heki R, 1937, Bojutsu no Shugyo Hoho, in Judo, vol. 7, no. 3

Honda A, 1944, Heki kun wo Suisosu, in Judo, vol. 14, no. 4.

Kano J, 1935, Kodokan ga Yushi ni Bojutsu wo Renshu seshimuro ni satta Riyu, in Judo magazine vol. 6, no. 4.

Morikawa Tetsurō, Shintō Musō Ryū o Tazenete, in Sho Daimyō Hatamoto Okumuki Hisshi, special edition of Kengō Retsudenshū No. 66, Futabasha, October 1961.

Japan Wiki Keisatsu Yobitai, https://ja.wikipedia.org/wiki/警察予備隊 accessed March 21, 2023.

Japan Wiki Keijo, https://ja.wikipedia.org/wiki/警杖 accessed March 21, 2023.

Taiheyo Senso Kenkyu Kai ed., 2007, GHQ no Mitta Nippon, Tokyo, Seikai Bunkai Sha.

Yokoyama K, 1941, Kano Sensei Den, Tokyo, Kodokan.

________

Большое спасибо Роберту Грузански и его замечательному сайту True-Flyte Martial Arts Memorial, посвященному новаторским исследованиям в области японских боевых искусств его отца, Чарльза Грузански, а также за публикацию вышеупомянутой статьи Морикавы Тэцуро, которая была очень поучительной в отношении истории Симидзу сэнсэя. http://www.robertg.com

Источник: The Kodokan Bōjutsu Department – Staff fighting in the Kodokan

Перевод: БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

ПОДДЕРЖАТЬ ГРУППУ МОЖНО ЗДЕСЬ