У коми-зырян, проживающих в зоне рискованного земледелия, охота являлась одним из важнейших видов хозяйственных промыслов. В северных районах Коми края охота, как и промысел ценных пород рыб, вплоть до начала XX в. носила не только потребительский, но и промысловый характер: боровая дичь, приобретаемая торговыми агентами у коми охотников промысловиков, в замороженном виде поставлялась на рынки Петербурга и Москвы.
Охотничий промысел делился на два периода: осенне-зимний и весенне-зимний. Осенью коми охотники уходили на промысел сразу после Покрова Пресвятой Богородицы(1/14 октября) и промышляли до Николина дня (день памяти св. Николая Мирликийского – 6/19 декабря). Весенне-зимний промысел начинался сразу после Крещения (Богоявление Господне (по коми Вежа лун) – 6/19 января) и продолжался до праздника Святой Пасхи, за неделю до этого охотники возвращались домой. Осенью добывали в основном диких копытных животных (олени, лоси), а также медведей и рябчиков. Зимой же главной добычей становилась пушнина.
Уходя на дальний промысел, охотники брали с собой деревянный календарь «пу-святцы», – шестигранный бипирамидальный брусок с насечками на ребрах: в середине утолщенный и разделенный на две равные части. На каждом ребре помещалось по два месяца, которые отделялись друг от друга нарезкой посередине бруска. Общее число насечек соответствовало количеству дней в году, церковные праздники были обозначены специальными значками – «пасами». Прошедшие дни отмечали, залепливая зарубки воском или лиственничной смолой. Деревянные календари-святцы бытовали также у русского промыслового населения на европейском Севере и Сибири, а также у эвенков.
В промысловых избушках у коми иногда имелись также небольшие божницы, где располагались медные образки или же вырезанные самими охотниками резные иконы с Голгофским крестом. По представлениям коми охотников, такая резная икона с Голгофским крестом является лучшей зашитой от пожара, молнии и других стихийных бедствий в лесной охотничьей избушке.
Вплоть до начала XX в. у коми промысловиков были широко распространены артельные способы добычи. Промысловые артели, в которую иногда до 10-ти человек, как правило, уходили за сотни километров от населенных пунктов, в Зауралье, в Западную Сибирь.
В артель собирались по взаимному соглашению, учитывая прошлый охотничий опыт и личные моральные качества каждого из участников. Участники артели строго следовали традиционно сложившемуся уставу охотничьей морали: на промысле – все беспрекословно подчиняться главе артели; переноска грузов и все хозяйственные дела распределяются между всеми, добыча всегда делится только поровну между всеми участниками.
Охота в чужих угодьях строго запрещалась, капканы и другое снаряжение – считались неприкосновенными. Уличенный в хищении с целью наживы добычи из чужих ловушек или кладовых наказывался битьем или изгонялся на несколько лет из угодий, в которых раньше мог свободно охотиться. На Вычегде и Печоре существовала также такая мера наказания, как «распятие» виновника: ему привязывали руки к концам палки, пропущенной через рукава сукмана (кафтана), и в таком виде отпускали домой. Добраться до жилья с распростертыми в стороны руками через заросли и чащи было сложной задачей, особенно зимой. Нередко после такого наказания нарушитель права собственности, спасаясь от позора, насовсем переселялся в другую местность.
ПРОМЫСЛОВЫЙ БЫТ
Каждое охотничье угодье независимо от расстояния до места жительства было оснащено промысловым жилищем и хозяйственными постройками для хранения инвентаря и добычи. В наиболее благоустроенных угодьях имелись специально построенные баньки (пывсян). Так как большинство охотничьих угодий было расположено вблизи рек, служивших для доставки снаряжения и продуктов питания перед началом промысла, охотничьи избушки, как правило, располагались на их берегах. Мебель в охотничьих избушках была самая простая: лавки, нары и стол. Освещалась избушка маленьким оконцем, а в тёмное время – лучиной (светец). В таких избушках жили иногда по несколько месяцев, поэтому здесь всегда должен был быть запас провизии.
Если размер путиков (охотничья тропа, на которой ставят силки, ловушки – словарь Ефремовой) не позволял заканчивать их осмотр в течение одного дня, то на концах путиков сооружались дополнительные избушки, предназначенные в основном лишь для кратковременного ночлега. Они обычно топились по-черному и были меньше по размеру, чем основная.
Для хранения промыслового инвентаря, продовольственного запаса и добытой в угодье дичи строили небольшие амбары или лабазы (тщамья, туртыш), приподнятые над землей на ножках-опорах. Амбарчик ставился не на землю, а на четыре стойки из вкопанных в землю столбов высотой около метра или больше. Для защиты от мелких грызунов ножки столбов в нескольких местах конусообразно обтесывались. В качестве лестницы использовалось бревно с вырубленными ступеньками.
Подготовлено по материалам Александра Чувьюрова, "Российский этнографический музей". Фотоархив РЭМ.
Дочитали до конца! Если интересно, ставим лайк и подписываемся на канал.
Посмотрите другие странички:
"Старые фото Ижма" - Старые фотографии Республики Коми и Ижемского района
"Залей фото Ижма" - Фотографии природы, людей Коми и Ижемского района
"Вахта, вакансии, объявления" - Работа вахтой, вакансии, объявления Ижма