Окончание статьи про боевой путь крейсера "Белфаст", начало можно прочитать (если конечно хотите) - ЗДЕСЬ,
Окончание...
Итак, Вторая мировая война закончилась, и многие корабли отправились в резерв, или сразу - "на иголки", но "Белфасту" повезло.
В послевоенные годы британской империи надо было восстанавливать свой престиж, подорванный событиями начала 40-х годов, в связи с чем была сформирована 2-я крейсерская эскадра, флагманом которой и стал «Белфаст». Эскадра во главе с «Белфастом», в состав которой вошли не только крейсера-ветераны, такие как «Ахиллес» и «Юриалес», но и корабли военной постройки («Бермуды» типа «Фиджи», «Блэк Принц» типа «Улучшенный «Дидо»), действовала в восточных водах Тихого океана, совершая маршруты между Индией, Новой Зеландией и Японией почти два года. В сентябре 1947 года крейсер получил приказ о возвращении домой, и 15 октября «Белфаст» встал на якорь в Портсмуте, где был выведен в резерв. Казалось бы уже на этом его боевой путь был окончен, но этого опять не случилось.
Герой нашей статьи вернулся в строй 22 сентября 1948 года, и после мелкого ремонта и новой модернизации, с новым командиром (кэптен Э.Ле Месюрьер) вновь ушел на Дальний Восток. По прибытию в Гонконг крейсер вновь, уже в который раз, стал флагманом только что сформированной 5-ой крейсерской эскадры под флагом контр-адмирала Э.Мэддена. Интересно, что в свое время, еще весной 1946 года «Белфаст» уже был флагманом 5-й эскадры крейсеров (флаг контр-адмирала Вудхауза), в которую переформировали 2-ю крейсерскую эскадру. И вновь история повторилась: новая сформированная эскадра, и снова 5-я эскадра, и снова задворки империи.
Однако служба в восточных водах на этот раз оказалась не слишком спокойной. Сначала в апреле 1949 года произошел инцидент на реке Янцзы, который мог привести к войне Британии с Китайской Народной республикой, а затем началась война в Корее. И если в инциденте с китайской Национально-освободительной армией (НОАК) крейсер «Белфаст» непосредственно не оказался «под огнем», оставаясь флагманом британского соединения, то на корейской войне пришлось вспомнить все «боевые навыки».
К началу войны в Корее летом 1950 года крейсер «Белфаст» находился в порту Йокосука, где и получил приказ выйти в море. Вскоре он примкнул к соединению британских кораблей (авианосец «Трайэмф», эсминцы«Коссак», «Консорт») и двинулся к Окинаве, где группировались корабли 7 флота США, вместе с которым им придется действовать у берегов Кореи.
В первую очередь, что сделали союзники на море – осуществили морскую блокаду Корейского полуострова, задействовав находящиеся в этом районе корабли США, Великобритании и Австралии. По данным М.Кэгла и Ф.Мэнсона, в состав блокирующей эскадры вошли: от США – легкий крейсер «Джюно», 91-й дивизион эсминцев («Мэнсфилд», «Суэнсон», «Де Хейвен» и «Коллег»); от Австралии – фрегат «Шоулхэвн»; от Англии – легкие крейсеры «Белфаст», «Ямайка»; эсминцы «Коссак», «Консорт», «Блэк Суон»; фрегаты «Алэкрити» и «Харт». В последующем эти силы были значительно усилены, в том числе линкорами и авианосцами.
Отметим, что крейсер «Белфаст» на тот момент оказался самым мощным кораблем из всей британской группировки, так как к этому времени сохранил все свои двенадцать 152-мм орудий, так что неудивительно, что в напарники он получил американский тяжелый крейсер «Рочестер» (с 203-мм артиллерией). Созданная таким образом оперативная группа огневой поддержки TG.77.1 уже в начале июля (по некоторым данным 6 июля) открыли огонь по позициям сухопутных войск Северной Кореи. Несмотря на то, что это были первые выстрелы по береговым целям после высадки союзников в Нормандии, экипаж крейсера блестяще справился с задачей – стрельба крейсера была высоко оценена сухопутным командованием.
В своей книге «Морская война в Корее» М.Кэгл и Ф.Мэнсон так описывают один из эпизодов использования корабельной артиллерии, в том числе и «Белфаста»: «…Вечером 19 июля «Джюно», «Хигби», «Де Хейвен», «Мэнсфилд», «Суэнеон» и английский крейсер «Белфаст» находились вблизи Йондока. Старший офицер группы военных советников в Корее подполковник Эммерич, …, передал по радио целеуказание корабельной артиллерии и начал корректировать ее огонь. В 19:00 оба крейсера и четыре эскадренных миноносца открыли огонь по скоплениям войск, узлам дорог и огневым позициям артиллерии противника.
«Белфаст» вел огонь залпами из 9 орудий с учетом поправок, передаваемых Эммеричем; «Джюно» вел методический огонь. К ним присоединились эскадренные миноносцы, которые ночью вели огонь еще и осветительными снарядами. По окопавшемуся в Йондоке противнику было выпущено 297 снарядов. Вскоре адмирал Хиггинс доложил, что населенный пункт разрушен. Дым от пожаров был виден с кораблей спустя 12 часов после окончания обстрела».
По данным С.Патянина, приведенным в книге «Гордость британского флота»: «…1 августа «Белфаст» выпустил 56 снарядов по береговым батареям в устье реки Сеул, 5 августа – еще 252 снаряда по железнодорожной станции в Инчхоне».
В последующем крейсер активно использовался для поддержки береговых частей, выпуская по позициям противника до 300 снарядов в день, и так в течение нескольких месяцев с небольшим перерывом на переход в метрополию и обратно. После возвращения крейсер снова занял место флагмана, на нем разместился контр-адмирала Скотта-Монкрайффа (командир 5-й крейсерской эскадры и командующий ВМС Содружества в Корейской войне).
Следующие полтора года крейсер курсировал в водах в качестве штабного корабля, пройдя в общей сложности свыше 80 000 миль, участвовал в сопровождении английских и американских авианосцев, многократно был задействован в дипломатических миссиях в Японии. Но командование не забывало и о его двенадцати орудиях главного калибра, регулярно привлекая для нанесения артиллерийских ударов по побережью.
По данным С.Патянина: «…19 февраля (1951 года) он участвовал в обстреле Вонсана, израсходовав 127 152-мм и 27 102-мм снарядов, а 4 марта прикрывал ложную высадку десанта в устье реки Тэдон, за день и ночь выпустив по берегу 410 152-мм, 217 102-мм и 24 осветительных снаряда. Не удивительно, что при такой частоте обстрелов вскоре износ орудия главного калибра стал настолько велик, что крейсеру пришлось идти в Сингапур для замены всех двенадцати стволов».
В своей книге С.Патянин также упоминает и почти «детективную» историю – операцию по захвату и вывозу советского истребителя МиГ-15, разбившегося на побережье вблизи Инчхона, в которой принял участие «Белфаст».
В ходе корейской войны кораблями военно-морских сил США была осуществлена блокада Вонсанской гавани, которая стала самой продолжительной блокадой подобного рода в истории современного американского флота. В течении 1951 года американские корабли несколько раз подвергали город и порт мощным артиллерийским обстрелам с использованием линкоров и тяжелых крейсеров, а в сентябре провели первый согласованный авиационно-артиллерийский удар.
10 октября 1951 года был нанесен еще один авиационно-артиллерийский удар по Вонсану, в котором приняло участие английское оперативное соединение (1 АВ, 1 КР, 4 ЭМ) под командованием контр-адмирала Скотт-Монкрифа, куда входил крейсер «Белфаст».
Как пишут М.Кэгл и Ф.Мэнсон: «… Наша разведка обнаружила в Вонсане крупную группировку войск противника, которой огнем корабельной артиллерии были нанесены значительные потери…».
Однако, несмотря на подавляющее преимущество на море, корабли союзников не могли себя чувствовать полностью в безопасности, нанося артиллерийские удары по корейскому побережью. Не обошлось без потерь и на «Белфасте». 3 августа 1952 года он получил попадание артиллерийского снаряда – это боевое повреждение стало первым после подрыве на мине в 1939 году. Снаряд 76-мм орудия с корейской береговой батареи взорвался в прачечной, убив одного и ранив четверых человек. Интересно, что сами корейцы считали артиллерийские батареи 76-мм и 107-мм орудий маломощными в борьбе даже с небронированными кораблями, так как их снаряды были способны нанести только минимальные повреждения боевым кораблям. В то же время, несмотря на малый калибр орудий в батареях, использованных корейцами для обороны побережья, союзники были вынуждены с ними считаться и привлекать для борьбы с ними значительные силы. И как мы видим на примере «Белфаста», даже одиночное повреждение играет немалую роль.
Наконец, в сентябре 1952 года активные боевые действия в Корее прекратились, и «Белфаст» вместе с крейсером «Цейлон» отправился в Англию, где вновь был выведен в резерв, теперь уже на три года. За все время корейской войны «Белфаст» выпустил почти 8 000 снарядов (если быть точным, называют цифру 7816 152-мм снарядов), что стало в три раза больше, чем во время Второй мировой войны.
Но после боевых действий ветерана не оставили в покое, командование решило вновь капитально модернизировать крейсер, и в 1955 году он отправился на верфь в Девонпорт. После этого «преображения» «Белфаст» был изменен радикально: новые ходовой и адмиральский мостик, полностью закрытые; обновленное радиолокационное оборудование; старые средства ПВО и торпедные аппараты были заменены на 6 новых 40-мм «бофорсов» Mk.5; 102-мм зенитки получили сервоприводы, и их подключили к новым системам управления огнем; изменились и внутренние помещения корабля (была проведена перепланировка и улучшены условия пребывания для экипажа).
После модернизации 12 мая 1959 года «Белфаст» вновь вернулся в строй и ушел на службу в «восточные» моря. В этот раз крейсеру не довелось поучаствовать в громких событиях, основной его задачей стали визиты в иностранные порты для демонстрации британского присутствия. Гонконг, Цейлон, Индия, Сингапур, Токио, Хиросима, Нагасаки, порты Австралии, Дар-эс-Салам (Танганьика), Перл-Харбор, тихоокеанские порты США и Канады – вот только небольшой перечень тех мест, где в этот период «отметился» крейсер «Белфаст».
Но время все-таки брало свое, и, наконец, в августе 1963 года крейсер вернулся к родным берегам и в порту Девонпорта встал на якорь. Завершилась последняя кампания корабля, который за время своей службы намотал на лаг около 500 000 миль!
И здесь же, в Девонпорте, 24 августа 1963 года с мачты крейсера был снят адмиральский флаг, и «Белфаст» был отправлен на заслуженный отдых (зачислен в резерв). Казалось бы на этом история старого крейсера и закончилась, как закончилась она для всех остальных «таунов». Так буквально за три года до этого был исключен из состава флота еще один крейсер ветеран корейской войны – «Бирмингем», отправленный на разборку в Инверкитинг в сентябре 1960 года. Но судьба приготовила еще одно испытание легкому крейсеру «Белфаст», поставила еще одну задачу, которую он выполняет до сих пор.
Крейсер ввели в Темзу и установили у набережной прямо напротив Тауэра и 21 октября 1971 года, на годовщину Трафальгарского сражения, «ветеран» официально принял свое новое назначение. И вот уже почти полвека «Белфаст» с присущим «солдату» королевской армии достоинством несет свою почетную службу, став неотъемлемой частью лондонского пейзажа.
Источники: Campbell, J.Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. – 403 с.; Балакин С.А. Крейсер «Белфаст» /С.А. Балакин//Морская коллекция, № 1 (13) – 1997. – 32 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании (Часть 1) / А.В.
Дашьян // Морская коллекция, № 4 (52) – 2003. – 32 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании (Часть 2) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 5 (53) – 2003. – 32 с.; Каторин, Ю.Ф.Крейсеры. Часть 2. /Ю.Ф. Каторин. – СПб.: «Галея-Принт», 2008.– 172 с.; Патянин С.В. «Наглые» крейсера – охотники за рейдерами /С.В.Патянин – М.:
Яуза: ЭКСМО: 2011.- 128 с.; Патянин С.В. Гордость британского флота. Легкие крейсера типа «Таун»/С.В.Патянин – М.: Яуза: ЭКСМО: 2014.- 240 с.; Патянин С.В. Прославленные крейсера Черчилля. «Аретуза», «Пенелопа», «Галатея», «Аврора» /С.В.Патянин – М.: Яуза: ЭКСМО: 2013.- 96 с.;
Патянин,С. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян, С.А.Балакин, С.Барабанов, К.В.Егоров - М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.- 536 с.