Найти тему
Navygaming Channel

Крейсер «Белфаст» – долгая дорога от Северного патруля до стоянки на Темзе/Часть 3. Корея - Темза: рейс в один конец

Окончание статьи про боевой путь крейсера "Белфаст", начало можно прочитать (если конечно хотите) - ЗДЕСЬ,

и ТУТ

Окончание...

Итак, Вторая мировая война закончилась, и многие корабли отправились в резерв, или сразу - "на иголки", но "Белфасту" повезло.

В конвойном походе
В конвойном походе

В послевоенные годы британской империи надо было восстанавливать свой престиж, подорванный событиями начала 40-х годов, в связи с чем была сформирована 2-я крейсерская эскадра, флагманом которой и стал «Белфаст». Эскадра во главе с «Белфастом», в состав которой вошли не только крейсера-ветераны, такие как «Ахиллес» и «Юриалес», но и корабли военной постройки («Бермуды» типа «Фиджи», «Блэк Принц» типа «Улучшенный «Дидо»), действовала в восточных водах Тихого океана, совершая маршруты между Индией, Новой Зеландией и Японией почти два года. В сентябре 1947 года крейсер получил приказ о возвращении домой, и 15 октября «Белфаст» встал на якорь в Портсмуте, где был выведен в резерв. Казалось бы уже на этом его боевой путь был окончен, но этого опять не случилось.

Герой нашей статьи вернулся в строй 22 сентября 1948 года, и после мелкого ремонта и новой модернизации, с новым командиром (кэптен Э.Ле Месюрьер) вновь ушел на Дальний Восток. По прибытию в Гонконг крейсер вновь, уже в который раз, стал флагманом только что сформированной 5-ой крейсерской эскадры под флагом контр-адмирала Э.Мэддена. Интересно, что в свое время, еще весной 1946 года «Белфаст» уже был флагманом 5-й эскадры крейсеров (флаг контр-адмирала Вудхауза), в которую переформировали 2-ю крейсерскую эскадру. И вновь история повторилась: новая сформированная эскадра, и снова 5-я эскадра, и снова задворки империи.

Крейсер "Белфаст", Куре, Япония, 1950 год
Крейсер "Белфаст", Куре, Япония, 1950 год

Однако служба в восточных водах на этот раз оказалась не слишком спокойной. Сначала в апреле 1949 года произошел инцидент на реке Янцзы, который мог привести к войне Британии с Китайской Народной республикой, а затем началась война в Корее. И если в инциденте с китайской Национально-освободительной армией (НОАК) крейсер «Белфаст» непосредственно не оказался «под огнем», оставаясь флагманом британского соединения, то на корейской войне пришлось вспомнить все «боевые навыки».

Крейсер «Белфаст» у берегов Кореи, Желтое море, 1951 год
Крейсер «Белфаст» у берегов Кореи, Желтое море, 1951 год

К началу войны в Корее летом 1950 года крейсер «Белфаст» находился в порту Йокосука, где и получил приказ выйти в море. Вскоре он примкнул к соединению британских кораблей (авианосец «Трайэмф», эсминцы«Коссак», «Консорт») и двинулся к Окинаве, где группировались корабли 7 флота США, вместе с которым им придется действовать у берегов Кореи.

В первую очередь, что сделали союзники на море – осуществили морскую блокаду Корейского полуострова, задействовав находящиеся в этом районе корабли США, Великобритании и Австралии. По данным М.Кэгла и Ф.Мэнсона, в состав блокирующей эскадры вошли: от США – легкий крейсер «Джюно», 91-й дивизион эсминцев («Мэнсфилд», «Суэнсон», «Де Хейвен» и «Коллег»); от Австралии – фрегат «Шоулхэвн»; от Англии – легкие крейсеры «Белфаст», «Ямайка»; эсминцы «Коссак», «Консорт», «Блэк Суон»; фрегаты «Алэкрити» и «Харт». В последующем эти силы были значительно усилены, в том числе линкорами и авианосцами.

Авианосец «Сидней» - один из авианосцев союзников во время
войны в Корее
Авианосец «Сидней» - один из авианосцев союзников во время войны в Корее

Отметим, что крейсер «Белфаст» на тот момент оказался самым мощным кораблем из всей британской группировки, так как к этому времени сохранил все свои двенадцать 152-мм орудий, так что неудивительно, что в напарники он получил американский тяжелый крейсер «Рочестер» (с 203-мм артиллерией). Созданная таким образом оперативная группа огневой поддержки TG.77.1 уже в начале июля (по некоторым данным 6 июля) открыли огонь по позициям сухопутных войск Северной Кореи. Несмотря на то, что это были первые выстрелы по береговым целям после высадки союзников в Нормандии, экипаж крейсера блестяще справился с задачей – стрельба крейсера была высоко оценена сухопутным командованием.

В своей книге «Морская война в Корее» М.Кэгл и Ф.Мэнсон так описывают один из эпизодов использования корабельной артиллерии, в том числе и «Белфаста»: «…Вечером 19 июля «Джюно», «Хигби», «Де Хейвен», «Мэнсфилд», «Суэнеон» и английский крейсер «Белфаст» находились вблизи Йондока. Старший офицер группы военных советников в Корее подполковник Эммерич, …, передал по радио целеуказание корабельной артиллерии и начал корректировать ее огонь. В 19:00 оба крейсера и четыре эскадренных миноносца открыли огонь по скоплениям войск, узлам дорог и огневым позициям артиллерии противника.
«Белфаст» вел огонь залпами из 9 орудий с учетом поправок, передаваемых Эммеричем; «Джюно» вел методический огонь. К ним присоединились эскадренные миноносцы, которые ночью вели огонь еще и осветительными снарядами. По окопавшемуся в Йондоке противнику было выпущено 297 снарядов. Вскоре адмирал Хиггинс доложил, что населенный пункт разрушен. Дым от пожаров был виден с кораблей спустя 12 часов после окончания обстрела».
Орудия крейсера «Белфаст» обстреливают позиции противника во время войны в Корее, май 1951 года (возможно)
Орудия крейсера «Белфаст» обстреливают позиции противника во время войны в Корее, май 1951 года (возможно)

По данным С.Патянина, приведенным в книге «Гордость британского флота»: «…1 августа «Белфаст» выпустил 56 снарядов по береговым батареям в устье реки Сеул, 5 августа – еще 252 снаряда по железнодорожной станции в Инчхоне».

В последующем крейсер активно использовался для поддержки береговых частей, выпуская по позициям противника до 300 снарядов в день, и так в течение нескольких месяцев с небольшим перерывом на переход в метрополию и обратно. После возвращения крейсер снова занял место флагмана, на нем разместился контр-адмирала Скотта-Монкрайффа (командир 5-й крейсерской эскадры и командующий ВМС Содружества в Корейской войне).

Последствия артиллерийских обстрелов с моря
Последствия артиллерийских обстрелов с моря

Следующие полтора года крейсер курсировал в водах в качестве штабного корабля, пройдя в общей сложности свыше 80 000 миль, участвовал в сопровождении английских и американских авианосцев, многократно был задействован в дипломатических миссиях в Японии. Но командование не забывало и о его двенадцати орудиях главного калибра, регулярно привлекая для нанесения артиллерийских ударов по побережью.

По данным С.Патянина: «…19 февраля (1951 года) он участвовал в обстреле Вонсана, израсходовав 127 152-мм и 27 102-мм снарядов, а 4 марта прикрывал ложную высадку десанта в устье реки Тэдон, за день и ночь выпустив по берегу 410 152-мм, 217 102-мм и 24 осветительных снаряда. Не удивительно, что при такой частоте обстрелов вскоре износ орудия главного калибра стал настолько велик, что крейсеру пришлось идти в Сингапур для замены всех двенадцати стволов».
Крейсер во время бомбардировки побережья Корее, февраль 1952 года
Крейсер во время бомбардировки побережья Корее, февраль 1952 года

В своей книге С.Патянин также упоминает и почти «детективную» историю – операцию по захвату и вывозу советского истребителя МиГ-15, разбившегося на побережье вблизи Инчхона, в которой принял участие «Белфаст».

В ходе корейской войны кораблями военно-морских сил США была осуществлена блокада Вонсанской гавани, которая стала самой продолжительной блокадой подобного рода в истории современного американского флота. В течении 1951 года американские корабли несколько раз подвергали город и порт мощным артиллерийским обстрелам с использованием линкоров и тяжелых крейсеров, а в сентябре провели первый согласованный авиационно-артиллерийский удар.

10 октября 1951 года был нанесен еще один авиационно-артиллерийский удар по Вонсану, в котором приняло участие английское оперативное соединение (1 АВ, 1 КР, 4 ЭМ) под командованием контр-адмирала Скотт-Монкрифа, куда входил крейсер «Белфаст».

Как пишут М.Кэгл и Ф.Мэнсон: «… Наша разведка обнаружила в Вонсане крупную группировку войск противника, которой огнем корабельной артиллерии были нанесены значительные потери…».
Американский крейсер CK-119 "Джуно", 1951 год - один из напарников английского крейсера
Американский крейсер CK-119 "Джуно", 1951 год - один из напарников английского крейсера

Однако, несмотря на подавляющее преимущество на море, корабли союзников не могли себя чувствовать полностью в безопасности, нанося артиллерийские удары по корейскому побережью. Не обошлось без потерь и на «Белфасте». 3 августа 1952 года он получил попадание артиллерийского снаряда – это боевое повреждение стало первым после подрыве на мине в 1939 году. Снаряд 76-мм орудия с корейской береговой батареи взорвался в прачечной, убив одного и ранив четверых человек. Интересно, что сами корейцы считали артиллерийские батареи 76-мм и 107-мм орудий маломощными в борьбе даже с небронированными кораблями, так как их снаряды были способны нанести только минимальные повреждения боевым кораблям. В то же время, несмотря на малый калибр орудий в батареях, использованных корейцами для обороны побережья, союзники были вынуждены с ними считаться и привлекать для борьбы с ними значительные силы. И как мы видим на примере «Белфаста», даже одиночное повреждение играет немалую роль.

Наконец, в сентябре 1952 года активные боевые действия в Корее прекратились, и «Белфаст» вместе с крейсером «Цейлон» отправился в Англию, где вновь был выведен в резерв, теперь уже на три года. За все время корейской войны «Белфаст» выпустил почти 8 000 снарядов (если быть точным, называют цифру 7816 152-мм снарядов), что стало в три раза больше, чем во время Второй мировой войны.

Крейсер "Белфаст" на Гуаме
Крейсер "Белфаст" на Гуаме

Но после боевых действий ветерана не оставили в покое, командование решило вновь капитально модернизировать крейсер, и в 1955 году он отправился на верфь в Девонпорт. После этого «преображения» «Белфаст» был изменен радикально: новые ходовой и адмиральский мостик, полностью закрытые; обновленное радиолокационное оборудование; старые средства ПВО и торпедные аппараты были заменены на 6 новых 40-мм «бофорсов» Mk.5; 102-мм зенитки получили сервоприводы, и их подключили к новым системам управления огнем; изменились и внутренние помещения корабля (была проведена перепланировка и улучшены условия пребывания для экипажа).

После модернизации 12 мая 1959 года «Белфаст» вновь вернулся в строй и ушел на службу в «восточные» моря. В этот раз крейсеру не довелось поучаствовать в громких событиях, основной его задачей стали визиты в иностранные порты для демонстрации британского присутствия. Гонконг, Цейлон, Индия, Сингапур, Токио, Хиросима, Нагасаки, порты Австралии, Дар-эс-Салам (Танганьика), Перл-Харбор, тихоокеанские порты США и Канады – вот только небольшой перечень тех мест, где в этот период «отметился» крейсер «Белфаст».

Схема внешнего вида крейсера
Схема внешнего вида крейсера

Но время все-таки брало свое, и, наконец, в августе 1963 года крейсер вернулся к родным берегам и в порту Девонпорта встал на якорь. Завершилась последняя кампания корабля, который за время своей службы намотал на лаг около 500 000 миль!

Схема размещения крейсера на Темзе
Схема размещения крейсера на Темзе

И здесь же, в Девонпорте, 24 августа 1963 года с мачты крейсера был снят адмиральский флаг, и «Белфаст» был отправлен на заслуженный отдых (зачислен в резерв). Казалось бы на этом история старого крейсера и закончилась, как закончилась она для всех остальных «таунов». Так буквально за три года до этого был исключен из состава флота еще один крейсер ветеран корейской войны – «Бирмингем», отправленный на разборку в Инверкитинг в сентябре 1960 года. Но судьба приготовила еще одно испытание легкому крейсеру «Белфаст», поставила еще одну задачу, которую он выполняет до сих пор.

Крейсер "Белфаст" ведут на буксире к месту вечной стоянки
Крейсер "Белфаст" ведут на буксире к месту вечной стоянки

Крейсер ввели в Темзу и установили у набережной прямо напротив Тауэра и 21 октября 1971 года, на годовщину Трафальгарского сражения, «ветеран» официально принял свое новое назначение. И вот уже почти полвека «Белфаст» с присущим «солдату» королевской армии достоинством несет свою почетную службу, став неотъемлемой частью лондонского пейзажа.

Корабль - памятник
Корабль - памятник

Источники: Campbell, J.Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. – 403 с.; Балакин С.А. Крейсер «Белфаст» /С.А. Балакин//Морская коллекция, № 1 (13) – 1997. – 32 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании (Часть 1) / А.В.
Дашьян // Морская коллекция, № 4 (52) – 2003. – 32 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании (Часть 2) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 5 (53) – 2003. – 32 с.; Каторин, Ю.Ф.Крейсеры. Часть 2. /Ю.Ф. Каторин. – СПб.: «Галея-Принт», 2008.– 172 с.; Патянин С.В. «Наглые» крейсера – охотники за рейдерами /С.В.Патянин – М.:
Яуза: ЭКСМО: 2011.- 128 с.; Патянин С.В. Гордость британского флота. Легкие крейсера типа «Таун»/С.В.Патянин – М.: Яуза: ЭКСМО: 2014.- 240 с.; Патянин С.В. Прославленные крейсера Черчилля. «Аретуза», «Пенелопа», «Галатея», «Аврора» /С.В.Патянин – М.: Яуза: ЭКСМО: 2013.- 96 с.;
Патянин,С. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян, С.А.Балакин, С.Барабанов, К.В.Егоров - М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.- 536 с.