Особняк Кельха находится в Литейной части Санкт-Петербурга, на улице Чайковского. Литейная часть начала формироваться в первом десятилетии основания города - с основания Литейного двора. Улицы в этом районе были заселены мастеровыми, военными.
Название улиц было простым - 1-ая Береговая, 2-ая Береговая и так далее. Их более позднее название появилось во второй половине XVIII века, когда застройка района шла более интенсивно. Каменное строительство (полностью) в этой части города началось в середине XIX века.
В это время становится очень популярным строительство доходных домов. В них можно было снять большую или маленькую квартиру. А особняки становятся исключительно каменным.
На протяжении двух веков улица Чайковского носила название Сергиевская. На углу 3-ей Береговой улицы и Литейного проспекта в середине XVIII века была построена церковь во имя Сергия Радонежского. А название Чайковского улица получила в 1923 году.
Хозяйкой особняка была В.П. Кельх. Она принадлежала к роду промышленников из Иркутска Базановых. Как единственный ребенок в семье она унаследовала огромное состояние. Девушка активно занималась благотворительностью. На ее пожертвования учреждались стипендии, строились приюты.
Варвара Петровна заключила удачный брачный союз и стала супругой родового дворянина. Ее избранником стал Н.Ф. Кельх. Однако счастье супругов продлилось недолго. Через два года она овдовела. Но сразу после смерти Николая девушке делает предложение его младший брат - Александр Кельх. И она соглашается.
Фотографий братьев не сохранилось. Но парадную лестницу в особняке украшают барельефы Николая (с покрывалом на голове, так как на тот момент он уже умер) и Александра (с шевелюрой и бородкой).
Фасад дома Кельха оформлен в архитектуре ренессанса. Супруги поселились в доме в 1898 году, когда работы были практически завершены. Проектом здания занимались архитекторы В.И. Шене и В.И. Чагин. Основной материал облицовки - это песчаник красного и светло-серого цветов. Над фасадом вверху архитекторы создали башню с фигурой рыцаря.
Для строительства особняка использовались стены ранее стоявшего дома. Он был построен в середине XIX века и принадлежал греческому консулу И. Е. Кондоянаки.
В начале XX века во дворе был построен павильон в готическом стиле по проекту К.К Шмидта. Павильон примыкал к служебному корпусу конюшни.
В особняках Петербурга была не только входная дверь, но и тамбур. В доме Кельха - это были дубовые двери с матовыми стеклами. Это было сделано для того, чтобы холодный воздух не проникал в вестибюль.
Внизу вестибюля находились панели, отделанные мрамором. А в верхней части стены завершаются пейзажами, расположенными в тимпанах.
Потолок расписан в технике арабески. В центре находятся лепные фигуры. На живописном панно изображены две женщины. Одна держит надпись “Salve” - приветствие, а у второй в руках шиповник - что на языке цветом также означало приветствие.
Вестибюль от нижней площадки лестницы отделяет арка с большим количеством лепного декора. Именно на ней можно увидеть два бюста - изображения братьев Кельхов.
У парадной лестницы удивительный изгиб, который не характерен для особняков в Петербурге. Лестница дугой изгибается и поднимается наверх. Лестница выполнена из каррарского мрамора в московской мастерской Георгия Листа. Украшена лестница была вазами и скульптурами.
Лестница также украшена изображениями драконов и грифонов. Они служили оберегами дома.
На верхней площадке хозяева должны были встречать гостей, если собирался званый ужин или концерт. Стены верхней площадки украшены пейзажами неаполитанских видов.
Потолок украшает бронзовая люстра и световой потолок с витражом.
В тимпанах по периметру десять изображений женских портретов в костюмах времен года и разных местностей Российской Империи.
Одну из стен украшают копии работ Кановы - “Венера Италийская” и “Пробуждение”. Первоначально планировалось сделать еще одну скульптуру, но архитекторы решили установить на ее месте зеркало. Оно увеличивает пространство и дает возможность гостям прихорошиться при входе в парадные залы.
Оформляют зеркало два канделябра - это изображение богини Ники, стоявшей на шаре и скульптурная композиция в нижней части канделябров.
С другой стороны стоят парные колонны, на которые опираются своды. Небольшая галерея с нишами напоминает итальянский дворик. Сейчас ниши пустуют, но при Кельхах там стояли скульптуры (Утро, Полдень, Вечер) работы Марии Диллон.
Из верхнего вестибюля можно было попасть в главную анфиладу, которая открывается Розовой приемной. На стенах были шелковые штофы с цветочными гирляндами. Проход в маленький эркер поддерживают скульптуры кариатид.
Над дверьми три десюдепорта. Над входом в эркер композиция с жертвенником, ягненком и перевернутая корзина с розами. Над входом в следующий (Белый зал) скульптура богини Амфитриты (супруги Посейдона), перед ней плещутся морские обитатели (тритон и дельфины).
Третья скульптура женская, с одной ее стороны ягненок, а с другой бюст мужчины.
На плафоне символически изображена победа Истины и Правосудия над Завистью.
Самый нарядный зал в особняке - Белый зал, который украшает белый мрамор. Именно из-за этого он получил свое название. Стены выкрашены в нежно-фисташковый цвет и украшены лепными композициями.
По карнизу в тимпанах можно увидеть изображения играющих путти. Потолок украшен лепниной в стиле второго рококо.
В десюдепортах можно увидеть изображения женщин-сфинксов и цветов. Между окнами сохранились подлинные зеркала, которые расширяют пространство.
Главным украшениям зала является беломраморный камин. Он оформлен скульптурной композицией на тему “Пробуждения весны”. Камин создан Марией Диллон. Топка камины выполнена в виде мраморной раковины, внутри которой на держателе закреплена раковина из полированной латуни. А за ней был электрический фонарь.
Камин никогда не топился и был создан только ради украшения.
На надкаминой полке изображены юноши и девушки, окруженные амурами и летящими голубями. А выше изображена девушка с арфой.
За Белым залом следовала Золотая гостиная, выполненная в стилистике рококо. Ее стены были обиты золотыми штофами. Но в самом начале войны бомба попала в эркер, и весь интерьер выгорел. Ее восстанавливать не стали.
Из Белого зала можно было пройти в верхний кабинет А.Ф. Кельха. Оформлен он в стиле барокко. Отделка кабинета выполнена из орехового дерева. Стены были украшены гобеленами.
Монументальный камин является точной копией камина XVI века мастера Ланселота Блонделя. Он находится в одном из залов Ратуши в Брюгге.
Нижняя часть камина сделана из лабрадорита.
В центре композиции можно увидеть короля Карла V, который держит в руке меч (он утрачен). По сторонам размещены путти с венками и фигуры женщин. А над основой фигурой монограмма: АК (Александр Кельх).
Люстры в кабинете выполнены из шпиатра.
Потолок кессонированный. На нем можно увидеть изображения граблей, косы, лейки, лопаты, серпа и других сельскохозяйственных инструментов. Есть версия, что оформление потолка подчеркивало принадлежность Кельха к масонству.
Проем ведет из кабинета в бильярдную. Она была выполнена в стилистике ренессанса. Для оформления был использован дуб.
Сохранился подлинный камин, оформленный в виде мраморной арки. Обивка диванов, которые прилегают к камину, выполнена из тисненой кожи.
В Готическую столовую ведет косая дверь. Это было сделано для того, чтобы никакие запахи не могли проникнуть в кабинет. Над входной дверью изящная композиция с воротами, на которых изображены щиты.
Вокруг камина в столовой висели гобелены. Стеновые панели, потолок и мебель были выполнены из орехового дерева.
Интерьер столовой напоминал отделку готических церквей. Конструкция, за которой находился буфет, выполнена, как иконостас. Наверху стоял небольшой орган. К нему можно было попасть по небольшой винтовой лестнице.
Окна зала украшают витражи.
В небольшом эркере в витражах изображения фигур мужчины и женщины, которые напоминают Варвару Петровну и Александра Кельха.
В рисунке паркета присутствуют львы и орлы - это символ Германии, откуда род Кельхов берет начало.
Центром зала является камин. Его украшают фигуры оленя и лошади (лошадь когда-то была единорогом, но со временем рог был утрачен). А сверху изображения немецкого орла. По бокам фигуры мужчины и женщины (скорее всего, это снова изображения хозяев).
Еще один буфет в столовой украшен витражом. Он не имеет естественного освещения, а сзади подсвечивается электрическими лампочками. Скорее всего, на этом буфете стояли предметы готического сервиза, который был создан Фаберже специально для этого интерьера.
Первый этаж занимали жилые помещения. К ним вел коридор, оформленный в помпейском стиле с арабесками и живописными вставками. Интерьер помещений первого этажа практически не сохранился.
В конце коридора находилась спальня, которая была разделена на два помещения. В алькове размещалась ванная. Сохранились деревянные панели из ясеня и штофы на стенах.
Напротив спальни был расположен рабочий кабинет хозяина дома в стиле неоклассицизма. Отделан он был красным деревом (панели, потолок, двери, мебель).
Рядом с кабинетом был будуар хозяйки. Он был соединен с кабинетом арочным переходом. Оформлен будуар был карельской березой. В нем сохранилась отделка. Считается, что в угловом шкафу стояли яйца Фаберже, которые так любила Варвара Петровна.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: