Между улицей Спиридоновка, о некоторых примечательных домах которой я рассказывал весной, и Вспольным переулком, параллельно Малой Никитской улице проходит еще один старинный переулок Москвы под названием Гранатный, который в советские времена назывался улицей Щусева – в честь известного московского архитектора (о чем я расскажу в отдельной истории).
До большого пожара, который случился в 1712 году, здесь располагался Гранатный двор – место, где изготавливали артиллерийское снаряды, в том числе и гранаты того времени – пушечные ядра, начиненные порохом. Понятное дело, что пожары в таких местах это не просто пожары.
Сегодня от Гранатного двора осталось всего лишь одно белокаменное здание на Спиридоновке, о нем тоже будет отдельная заметка. И небольшой переулок, которому в 1992 году вернули его прежнее название.
И если свернуть в Гранатный переулок из Вспольного, то буквально через 50 метров мы окажемся возле дома №13 – сравнительно небольшого особняка в стиле неогрек с некоторым налетом неоклассицизма. Его…
…Построили в 1899-1900 годах для Вильгельмины Рекк
Несколько раз уже я упоминал известного предпринимателя Якова Андреевича Рекка, главу Московского торгово-строительного акционерного общества, который активно сотрудничал с Федором Шехтелем, Львом Кекушевым, Владимиром и Сергеем Шервудами и некоторыми другими известными зодчими.
И этот дом – уже вторая по счету работа Шервудов лично для Вильгельмины Ивановны Рекк. Первый особняк – тот, что на Пятницкой улице, для нее перестроил Сергей Владимирович Шервуд, а этот, в Гранатном переулке, спустя несколько лет возвел его родной брат, Владимир Владимирович.
В отличие от своего предшественника, этот особняк строился более скромным, по сути – в духе типовой застройки, которой по планам Рекка вскоре должно было стать много по всей Москве. Планам по массовому строительству, к сожалению, состояться не было суждено, хотя построек Рекка в городе появилось немало. Зато сохранился этот дом – как памятник тем проектам и самому домостроителю.
К слову сказать, на месте, которое выбрал для строительства Яков Андреевич…
…Прежде стоял деревянный дом Ступишиных
В том доме в 1869 году гостил композитор Александр Бородин, один из участников знаменитой «Могучей кучки». Хозяйка дома была родной теткой его супруги, Екатерины Протопоповой. Рассказывают, кстати, что Александр Порфирьевич, даром что прославленный композитор, по жизни был очень скромным, застенчивым до нерешительности человеком, и даже никогда бы не женился, если бы Екатерина Сергеевна сама первой не призналась ему в любви.
Говорят, что начало оперы «Князь Игорь», Вторую «Богатырскую» симфонию и знаменитый романс «Море» Бородин написал именно здесь.
«Море бурно шумит, волны седые катит,
По морю едет пловец молодой и отважный,
Везет он с собою товар дорогой, непродажный.
А ветер и волны навстречу бегут
И пеной холодной пловца обдают.
С добычей богатой он едет домой:
С камнями цветными, с парчой дорогою,
С жемчугом крупным, с казной золотой, с женой молодою.
Завидная выпала молодцу доля:
Добыча богатая, вольная воля
И нежные ласки жены молодой...»
А с 1895 года и до самого начала строительства особняка Рекк в доме Ступишиных обитал Владимир Иванович Немирович-Данченко.
И это еще одно свидетельство тому, что до сравнительно недавнего времени, когда в моду вошло создание домов-музеев и музеев-квартир, к подобным историческим фактам относились совершенно без пиетета. Да и, положа руку на сердце, стоит признать, что многие знаменитости так часто меняли адреса своего проживания, что всю Москву стоило бы признать городом-музеем. И, кстати, против вот этой идеи я совершенно ничего не имею! :)
В 1905 году Владимир Дмитриевич Адамович по заказу Рекков…
…Добавил к особняку еще один объем справа
Здание, хоть и имеет намеки на классицизм, вопреки классицистической традиции не симметрично относительно центральной оси. Да и смысловой центр фасада смещен в сторону от фактического центра.
Зато сам фасад получил красивый лепной декор в оформлении окон и карниза, а заодно – прекрасные фризы с античными сюжетами (9 фото).
Но одним из главных украшений особняка заслуженно считается портик, расположенный на втором этаже прямо над главным входом. Он имеет две колонны ионического ордера, между которыми устроен симпатичный маленький эркер, и роскошный, украшенный лепниной фронтон (3 фото).
А внутри дома до сих пор сохранилась часть исторических интерьеров, которые Владимир Шервуд оформил в неоклассическом стиле.
После Вильгельмины Рекк владельцем дома сделался…
…Потомственный почетный гражданин Николай Алексеевич Протопопов
Неясно, был ли он родственником супруги Бородина или совпадение фамилий случайно. Однако Николай Алексеевич, купец первой гильдии, действительный статский советник и почетный член попечительского Совета по городским детским приютам тяготел к благотворительности и к искусствам. С его подачи был построен Коммерческий институт в Стремянном переулке, а в Музее изящных искусств (который ныне мы знаем как «Пушкинский») на его средства был открыт Ассирийский зал. Кроме того, Николай Протопопов был мужем Клавдии Александровны Бахрушиной – родной сестры основателя Театрального музея Алексея Бахрушина.
А последним владельцем особняка перед национализацией его большевиками стал потомственный дворянин Семен Александрович Назаров.
После революции же здесь разместился Высший военный совет Народного комиссариата по внешним делам, а затем – Управление по командному совету Всероссийского главного штаба и общежитие Красного Интернационала профсоюзов.
А после распада СССР и до сего момента – посольство Таджикистана.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел до конца. Очень нуждаюсь в ваших оценках и комментариях, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям. А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!