На мой взгляд, особняк Вильгельмины Ивановны Рекк – один из красивейших и ярчайших на всей Пятницкой улице. И не рассказать о нем было бы категорически недопустимо.
Ради этого я не сдержался и отошел от своего поступательного движения по улице в сторону центра и ненадолго обратился к другому ее концу.
Этот особняк еще называют «Домом со львами». Что интересно, ведь архитектурных львов в Москве гораздо больше, чем, скажем, атлантов. Но подобного, почти что официального, имени удостоилась лишь эта постройка.
Кстати, о ней…
…Существует красивая легенда
Присмотритесь к львиным мордам: одна из каменных кошек спит, другая бодрствует. Рассказывают, что эти вечные стражи усадьбы спят по очереди, чтобы ни на миг не прекращалась ее охрана.
Конечно, внимательный наблюдатель заметит, что спит всегда только левый лев, а тот, что справа – всегда бодрствует. Но знающие люди утверждают, что в самую темную минуту ночи, когда никого нет поблизости и никто не видит, львы меняются местами, и тот, кто нес вахту, ложится спать, а второй заступает на дежурство вместо него.
Это, конечно, шутка, но когда я рассматриваю бесчисленные детали украшений этого здания, мне неизменно мерещатся крошечные гномы с зубилами и резцами, старательно высекающие каждый завиток, каждую маску и и каждую фигуру (7 фото).
Впрочем, действительная история улицы утверждает, что гномы тут ни при чем, а особняк для супруги известного предпринимателя Якова Андреевича Рекка, главы Товарищества Никольских рядов и основателя Московского торгово-строительного акционерного общества выстроил…
…Архитектор Сергей Владимирович Шервуд
На самом деле Шервуды это целая династия известных московских зодчих. Ее основатель, Владимир Иосифович Шервуд – архитектор, скульптор и живописец, один из главных идеологов так называемого русского стиля. Его мы знаем как создателя Государственного исторического музея на Красной площади и памятника-часовни Гренадерам, героям Плевны в Ильинском сквере.
Два его сына – Сергей и Владимир также стали архитекторами, Леонид Владимирович – скульптором, а единственная дочь, Ольга Владимировна Шервуд – талантливой художницей.
И вот того самого Сергея Владимировича, мастера эклектики и русского стиля, пригласили для строительства дома на Пятницкой.
На самом деле особняк начала строить еще предыдущая владелица усадьбы, титулярная советница Ирина Маркова. Ей усадьба досталась в 1836 году в печальном состоянии: сгоревший в пожаре 1812 года деревянный дом и некоторый земельный участок. Маркова решила построить на участке каменный дом, но строительство затянулось слишком надолго, и закончила его лишь следующая хозяйка имения, некто Ирина Галактионовна, фамилия которой, к сожалению, не сохранилась. Некоторые предполагают, правда, что никакой смены владелиц не было, а речь об одной и той же Ирине Галактионовне Марковой.
Так или иначе, строительство особняка закончили только в 1896 году.
А спустя год после этого усадьбу приобрел знаменитый московский купец и строитель Яков Рекк (о нем я, кстати, уже писал однажды), который…
…Не построил, а перестроил уже готовое здание
Главной своей целью Рекк видел строительство домов, удобных для жилья и демонстрирующих колорит особой, сугубо московской архитектуры. По сути, он мечтал заложить основание полноценному новому облику Первопрестольной. Первоначально его строительное бюро возглавлял Сергей Шервуд, а после него – Лев Николаевич Кекушев.
И усадьба на Пятницкой стала как раз одной из первых работ в этом проекте.
«Москву украсить стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских городских строений, в то же время не убивали бы национального колорита Москвы»
Перестройку усадьбы, как мы уже знаем, он доверил Шервуду. Тот перенес акцент всей композиции с фасада, идущего по красной линии улицы на боковой, и добавил богатейший декор. И тех самых львов, и дев-кариатид, и многочисленные маски лорелей, сатиров и фавнов, и грифонов, и разнообразнейшую лепную растительность.
Как я уже говорил, просто пройти мимо и всего разок взглянуть на эту работу невозможно. Хочется долго стоять и рассматривать в подробностях каждую деталь (8 фото).
Весь дом в итоге получился словно слепленным из нескольких разных по размеру и форме объемов. Монументальный величественный портик с колоннами коринфского ордера, выходящий на Пятницкую, основной дом в глубине и восьмиугольная башня в левой части с рустованными полуколоннами, круглыми оконцами и необычным чешуйчатым куполом с вазами (5 фото).
Внутри особняк тоже был прекрасен! До сих пор в нем сохранились четыре парадных зала: Мавританский, Классический, Каминный и Витражный.
Постройка была окончательно готова уже в 1897 году, и ее почти сразу же продали потомственному почетному гражданину Петру Васильевичу Стахееву, от которого усадьба позднее перешла к Николаю Алексеевичу Суханову, личному почетному гражданину, и его детям.
После революции, понятное дело…
…Усадьбу национализировали
В ней расположился Замоскворецкий райком ВКП(б), а в 1918 году здесь побывал сам Владимир Ильич, лично приняв участие в собрании партийных ячеек Замоскворецких заводов. В память об этом событии на фасаде здания позднее установили мемориальную доску.
В советские годы много зданий Пятницкой улицы снесли, но особняк Рекков сохранили – конечно же, наверняка как раз по этой самой причине. Правда, в 1935 году его решили надстроить до четырех этажей и добавить пристройки с юго-запада, а с фасада убрать всю лепнину, не соответствовавшую политике партии и правительства как излишнюю, мещанскую и чуждую.
К счастью, проект реализовали только частично, и полную реконструкцию особняка решили отменить. Но изнутри здания исчезли наборные паркеты их ценных пород дерева, люстры и многие детали интерьеров.
За долгие годы в нем побывали райком партии, Дом политпросвещения, позднее – всяческие конторы и даже Фонд поддержки зимних олимпийских видов спорта.
В 2015-2017 годах в усадьбе прошла реставрация. Следы совершенно варварского использования исторического дома в течение многих десятилетий советской власти с огромным трудом удалось ликвидировать. Вернулись прежние интерьеры, были отреставрированы фасады и все элементы внешних украшений (6 фото из архива Департамента культурного наследия города Москвы, найденные на сайте Mos.ru).
А еще во время тех работ по реставрации было установлено, что окончательный облик выстроенного здания на Пятницкой, 64 не вполне соответствует чертежам Шервуда, и что, по всей вероятности, в его строительстве участвовали и другие архитекторы.
Впрочем, как бы то ни было, этот дом, выстроенный в стиле эклектики с яркими и местами доминирующими элементами классической архитектуры, во многом предвосхитил скорое наступление яркой, хоть и недолгой эпохи модерна.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует...