Фантастическая ситуация в женском футболе.
В по-настоящему экстремальных условиях сыграла женская команда «Рубина» в прошлое воскресенье. Сразу 12 футболисток выбыли из-за травм, а оставшихся хватило лишь на минимальный состав, чтобы избежать штрафа и технического поражения.
Как «Рубин» допустил такую ситуацию и что ждёт футболисток в будущем?
Матч «Рубин» – «Локомотив» / фото: rfs.ru Суперлига разрешила проводить игру, но запретила трансляцию
В 19-м туре чемпионата России «Рубин» ждала встреча с «Локомотивом». Встреча при любых обстоятельствах была бы не из лёгких: «Локо» – один из лидеров женской суперлиги и занимает сейчас третье место в таблице. Когда команды встречались в мае, «Рубин» проиграл «Локо» со счётом 0:3. Тогда в составе казанской команды было 14 игроков (тоже не так уж и много). А сейчас их было вообще семь – это минимальное допустимое число футболистов. Одному из игроков – полузащитнику Яне Шолгиной – даже пришлось встать в ворота.
Женская суперлига разрешила проводить матч ввиду отсутствия технических причин для отмены, при этом не разрешила показывать его. «Трансляция такого матча противоречит духу игры», – говорится в заявлении турнира, где было отдельно отмечено, что команды находились в заведомо неравных стартовых условиях.
И действительно: «Локомотиву» не составило труда обыграть недоукомплектованный «Рубин». На перерыв команды ушли при счёте 3:0, а завершился матч безоговорочной победой – 6:0. На самом деле в казанском клубе, понимая все обстоятельства, ожидали даже более разгромного поражения и были приятно удивлены, как игроки боролись в меньшинстве. На старте игры, говорят очевидцы, «Рубин» даже мог выйти вперёд в счёте, если бы удачно завершил атаку.
За два дня до игры стало понятно: 12 игроков выбыли из строя
Как бы героически не боролись футболистки «Рубина», это не отменяет странности ситуации. Конечно, на поле не должны выходить семь игроков. Как это стало возможным?
Всему виной – травмы, заявил сегодня «Рубин». На сайте РФС в заявке казанского клуба 19 игроков, а непосредственно перед игрой из строя выбыли сразу 12 из них. «Несколько игроков выбыли из состава непосредственно перед игрой. По этой причине клуб не предусматривал возможность переноса встречи», – заявил «Рубин».
Вопросы по численному составу женской команды были уже давно – «Рубин» давно играл сокращённой обоймой. Прямо по ходу сезона ряд игроков завершили карьеру кто в силу травм, кто в силу семейных обстоятельств. Так что 20 августа в матче с ЦСКА (0:5) и 26 августа в матче с «Чертаново» (0:0) у «Рубина» было лишь по пять запасных.
В клубе надеялись, что примерно такое количество наберётся и на игру с «Локомотивом». Однако в этот раз всё пошло против казанского клуба. По нашей информации, медицинский осмотр в пятницу показал, что лишь семеро футболисток готовы к выходу на поле, а остальным требуется восстановление от травм или физического недомогания. Здесь, конечно, можно задать вопросы штабу Дмитрия Нечаева: как можно выстроить тренировочный процесс таким образом, что травмы «выкосили» больше половины команды?
Дмитрий Нечаев / фото: rfs.ru
«Рубин» выбирал из двух зол: можно было просто пропустить матч, можно было пережить 90 минут позора. Так как пропуск встречи был чреват штрафом в 500 тыс. рублей, клуб выбрал второе.
Почему нельзя было взять игроков из молодёжки
Логичный вопрос в этой ситуации – почему «Рубин» просто не мог набрать новых игроков? Во-первых, в женском чемпионате закрыто трансферное окно, то есть заявить новых футболисток можно только в случае особого решения РФС.
Во-вторых, в суперлиге отсутствует сквозная заявка. А это значит, что женский «Рубин» не мог в оперативном режиме заявить футболисток из молодёжной команды. Они могли бы попасть в главную команду только после заключения отдельного контракта и его регистрации в РФС (опять же, в особом порядке из-за закрытого трансферного окна). Вдобавок, молодёжная команда тоже решает свои турнирные задачи и играла в тот же день, что и главная команда. В воскресенье «Рубин-М» проиграл «Чертаново» со счётом 0:1.
В-третьих, на это оставалось слишком мало времени. Точную информацию о здоровье футболисток «Рубин» получил в пятницу, а игра была уже через два дня. «Для дозаявки новых игроков команде необходимо было подписать контракты с новичками, согласно регламенту суперлиги. Сделать это в сжатые сроки перед матчем не представлялось возможным», – говорится в заявлении «Рубина».
«Рубину» дадут заявить новых игроков
По нашей информации, «Рубин» уже запустил переговорный процесс с РФС, чтобы казанский клуб мог в исключительном порядке заявить новых игроков в состав женской команды. Динамика в них положительная, ситуация не должна повториться в следующем туре, где «Рубину» предстоит встреча с «Динамо» на выезде 9 сентября.
Вместе с тем внутри казанского клуба идут обсуждения, как можно усилить женское направление. Ему был дан старт в январе 2021 года – тогда была основана профессиональная команда. В «Рубине» не скрывали, что его беспокоил не столько развитие женского футбола, сколько соответствие регламенту: наличие женской команды стало обязательным пунктом для лицензирования под РПЛ.
При этом отметим, что этому пункту не соответствуют многие участники премьер-лиги: своих клубов в суперлиге до сих пор нет у «Спартака», «Урала», «Ахмата», «Нижнего Новгорода», «Сочи», «Оренбурга», «Факела» и «Балтики». Проблем с лицензированием им это не доставляет.
Фото: rfs.ru
В первом сезоне «Рубин» занял последнее 10-е место в таблице, а в 2022 году расположился на предпоследнем 9-м месте. Больших оргвыводов по этим результатам не делали: в «Рубине» понимали, что это новый проект, сильных футболисток в России мало, конкурировать с «Зенитом», ЦСКА, «Локо» и другими грандами невозможно, придётся полагаться по большому счёту на своих воспитанниц.
Важный момент, что помимо главной команды в структуре «Рубина» есть ещё три женских коллектива – один в молодёжном первенстве, ещё два в ЮФЛ. Все команды негласно закреплены за академией, но контроля лишь с её стороны, как показал матч «Рубин» – «Локомотив», не хватает. Как допускают наши собеседники, в женской команде намеренно довели ситуацию до критической, чтобы на фоне скандала привлечь к себе внимание и поднять интересующие их вопросы.