Итак, в 1992 году объеденный (Союзный центр + власть РСФСР) аппарат государственной власти Российской Федерации более чем на 90% состоял из деидентифицированных союзных/РСФСР управленцев (к этому времени уже легко скинувших свою советско-коммунистическую оболочку), какого-то количества "СНГ-ориентированных" (бывшие "нацкадры" СССР) и совершенно мизерного числа тех, кого можно было назвать "национальной элитой России". То есть тех, кто НЕ представлял своё будущее без России и вне России, работая исключительно во благо России.
Дочитавший до этих строк конечно спросит - "Почему тогда, да и потом, в девяностые, Россия не развалилась? Ведь в этом были абсолютно уверены как западные элиты, так и некоторые местные царьки, уже примеривавшие на себя "мировое признание" с последующим вступлением в ООН?"
Ответ очень прост, хотя и не особо приятен для патриотической общественности. Россию от немедленного (в истории "немедленно" это несколько лет) развала спасла исключительно тысячелетняя традиция государственности. Не какие-то государственники в госаппарате - их было крайне мало и реально они в масштабах государства повлиять ни на что не могли. Не скрытый государственный патриотизм "широких народных масс" - народу тогда было по большому счёту пофиг, что там происходит на уровне государства. Вопросы текущей жизни, а для многих и выживания были гораздо важнее.
Огромная историческая инерция позволила государству просуществовать до осени 1998 года, года в постдефолтное время удалось, хотя и с проблемами, перезапустить "двигатель" машины государственного управления, до этого даже не столько работавший на "холостых", а вообще бывший в полной отключке. Почему я так решил? Да потому что ни один пребывающий хоть в каком-то здравии государственный аппарат не допустит уничтожения и растаскивания того, что является государству опорой. Не допустит дерибана промышленности и открытого воровства государственного бюджета. Чем стали, например, знаменитые "залоговые аукционы", когда олигархи за деньги государства "выкупили" стратегические промышленные активы.
Восстановление государство пошло как "сверху", от правительства Примакова, так и "снизу" - от простых людей, получивших не только работу, но и перспективы в восстанавливающийся после августовского обвала экономике. Дефолт, кроме всего прочего, убрал из России огромный объём импорта (во всех смыслах этого слова), на который, подобно игле, плотно к тому времени подсели как граждане, так и само государство. Стало необходимым думать и работать самим, что, ко всему прочему, кроме зарабатывания на жизнь, отлично прочищает мозги. За несколько лет эти два встречных "потока выздоровления" (замечу - невозможных друг без друга, в явной или неявной взаимной поддержке) смогли более-менее стабилизировать ситуацию в стране.
Ну так что с государственным аппаратом? Процесс восстановления/выздоровления там так же набирал обороты, многие из тех, кто все 1990-е в идейно-идеологическом смысле проходил "голышом", стали как минимум облачаться хоть в какую-то оболочку патриотизма, а некоторые и вообще преображались на внутреннем уровне. Доля полностью деидентифицированных госслужащих стала снижаться, но вместе с тем (диалектика!) росла и доля СНГ-ориентированных, особенно в сторону Украины, чиновников и служащих. Преображение пустых "идеологических оболочек" в НЕроссийскую сторону так же имело место и было во многом неизбежным процессом. Именно резко выросшим влиянием "укрокадров" можно объяснить такие, например, решения начала 2000-х годов:
- отмена НДС на импорт в Россию украинских товаров
- совместные проекты в критически важных оборонных отраслях - судовые (фрегаты/корветы) и авиадвигатели (Бе-200, Ту-334, вертолёты) массово заказывались в юкрейн и закладывались в изделия ещё на этапе проектирования в безальтернативном режиме.
- распахнуты двери российской эстрады перед сонмом певцов и певичек ртом с незалежной
- "ренессанс" укрокультуры на российском ТВ, апофеозом которого были новогодние эфиры, полностью забитые сюжетами и песнями по укромотивам, выполняемые укропевцами и укроартистами. Но исключительно за российские деньги.
Да много ещё что можно привести для примера. В общем, к началу 2014 года структуру российского госаппарата можно было оценить примерно таким образом
"Патриоты" - порядка 20-30%
"Нацкадры" - порядка 15-25%
"Безидейные" - порядка 45-65%
За последующие восемь лет доля "патриотов" выросла процентов до сорока, за счёт "безидейных", но "нацкадры" не сильно то и уменьшились - до каждого пятого, не меньше. Как это я могу подтвердить - удержание "нацкадрами" своих позиций в госаппарате, хотя и с некоторыми потерями? Очень просто - сохранением и даже поддержкой на госуровне экономических связей с Украиной. ДАЖЕ на первоначальном этапе в области ВПК - всё импортозамещение украинских двигателей в РФ началось только после разрыва связей Украиной в одностороннем порядке. Что бы российские структуры проявили инициативу в "технологическом суверенитете"? Да вы что! Мыслей таких не было и нет. Даже в 2022 году концентрат титановой руды кружными путями, но поступал из Украины на ВСМПО-АВИСМу. То дело бизнеса? Возможно, но только титановые детали для российских подводных лодок, кораблей, истребителей и бомбардировщиков - дело УЖЕ государственное.
Поэтому, все проблемы СВО не надо искать в "злых кознях американского империализма". Большая их, проблем, часть - сугубо внутренняя. Решить их, без кардинального обновления государственного аппарата - НЕВОЗМОЖНО. Как это сделать? Например, вот так
- Не взирая ни на какие заслуги, полностью вычистить "нацкадры" с запретом на дальнейшую госслужбу. Вычистить можно и на пенсию, если кто что то подумал нехорошее.
- "Деидентифицированное" чиновничье болото принудить к патриотизму. Способов много, ротацией через возращенные территории, например.
Срок исполнения - полгода, численность подлежащих "обновлению" - в самом максимуме один миллион на всю Россию. Вопрос в том, кто и как это будет делать. Способов всего три, все они были в разной мере опробованы в разных странах. Ниже они перечислены, по мере падения эффективности:
- Культурная революция - "огонь по штабам" и всё такое. Крайне нежелательно по краткосрочным последствиям.
- "Инквизиция" во всех вариантах - от Торквемады до сталинских партийных чисток. Имеет свойство затягивать в свои разборки простых граждан.
- Переаттестация - ближайший пример могли наблюдать на юкрейн после 2014 года. При всей комичности и кажущейся малоэффективности помогает создать за короткие сроки весьма сплочённый и управляемый для высшей власти госаппарат. Что опять-таки можно наблюдать на юкрейн.
Сроки? Вчера.