Найти тему
Достойный

Свои и Чужие. Часть 1.

В очередной раз многие в России удивляются

как такое могло в голову прийти!? Как можно так детей воспитывать!?

Не понимают многие, что сверхпопулярная сейчас в бывшей УССР песня про "чёрный пакет для Ваньки-встаньки", массово исполняемая в детских садах и школах (в том числе несовершеннолетними), не могла быть ВДРУГ завезена в бывшую УССР откуда-то с Марса или ада Запада.

Скриншот видео
Скриншот видео

Это сугубо украинское творчество, проросшее на столетие как удобренной русофобией почве. Столетие - это не фигура речи, а констатация факта. Русофобия в бывшей УСССР цвела и пахла всё время её существования, начиная с двадцатых годов, с кратким перерывом на двадцать пять лет - с начала 1930-х до середины 1950-х.

Конечно, на "раннем этапе" данного явления всё было максимум на уровне анекдотов про "кацапов" и "москалей", но даже тогда украинствующая русофобия была при параде полной поддержке местных властей. В довоенной время и без влияния всяких Галиций с Волынями, ещё пребывающих в составе польского государства.

фото из интернет-архива
фото из интернет-архива

Какой милый журнальчик издавался в "мiсто Киiве"! Как образчик руководящей и направляющей роли местной компартии, на удивление самостоятельной тогда в этом вопросе. Нацибилдинг украинцев начался ещё в двадцатых годах и сразу на самом высоком - государственном уровне. Фактически, это была оккупационная политика захватившей власть в русском Киеве одного из национальных меньшинств Российской Империи, ранее НИКОГДА не имевших собственных городов и, следовательно, самостоятельно развившейся городской культуры, а так же - традиций какой-никакой, но всё-таки государственности.

Сразу замечу, что к 20 веку самостоятельно создавших городскую культуру и государственность народов даже в Европе можно было на пальцах рук пересчитать. Немцы, англичане, французы, испанцы, греки, поляки, шведы, русские, итальянцы (в разных ипостасях). Вот, собственно и всё.

Понятно, что украинскому национальному меньшинству власти в Киеве было крайне неуютно чувствовать себя среди Русского моря Мира. Поэтому процесс украинизации начался сразу после утверждения местного начальства у власти после окончания Гражданской войны и никакие догмы "пролетарского интернационализма" ВКП(б) не были тому помехой. Ловко лавируя между борющимися за всесоюзную власть группировками в Москве, украинские коммунисты смогли обеспечить как минимум невмешательство союзного Центра в дела украинизации. До поры до времени, пока в начале тридцатых годов удивленные начальники в Кремле не поняли, что большевистская политика "разделяй и властвуй", на советском новоязе именуемая "коренизацией", привела к взращиванию в Киеве украиноязычного монстра, смеющего указывать союзному центру, на каком языке вести с ним партийную переписку. На украинском, конечно.

В работе профессора Гарвардского университета Терри Мартина «Империя положительной деятельности. Нации и национализм в СССР, 1923–1939» указаны следующие исторические факты по результатам политики "коренизации"/"украинизации"

В РСФСР появилось не менее 4 тысяч украинских национальных советов (тогда как русское меньшинство на Украине так и не добилось права образовать хоть один городской национальный совет), которые в полном согласии с идеей «территориализации этничности» занялись украинизацией занимаемых территорий. Самым существенным предметом экспорта УССР в РСФСР стали учителя

Данный тезис историк подтверждает статистикой: в 1929/30 учебном году украинских школ на Дальнем Востоке не было вовсе, но уже через два года там было 1076 начальных и 219 средних украинских школ; в 1932-м в РСФСР прибыли по своей инициативе свыше 5 тысяч украинских учителей).

В УССР к тому времени без сдачи мовных экзаменов приличную работу было не получить

Справка о сдаче бухгалтером Сергей Ольгой Владимировной экзаменов на знание украинского языка, без которой на работу не принимали. Киевская область, 1928. Надписи: «Украинизация совершит объединение города и села» и «Знание украинского языка — только первый шаг к полной украинизации». Фамилия получателя также украинизирована. Справка действительна ОДИН год, до следующих экзаменов.
Справка о сдаче бухгалтером Сергей Ольгой Владимировной экзаменов на знание украинского языка, без которой на работу не принимали. Киевская область, 1928. Надписи: «Украинизация совершит объединение города и села» и «Знание украинского языка — только первый шаг к полной украинизации». Фамилия получателя также украинизирована. Справка действительна ОДИН год, до следующих экзаменов.

В итоге политику "коренизации" / "украинизации" на всесоюзном уровне признали одним из разновидностей "перегибов на местах" и прекратили, особо рьяных исполнителей зачистили, но всё ограничилось лишь формально-бюрократическими решениями и перестановками. Как тогда, в начале тридцатых, казалось - решившими все проблемы.

Но через двадцать пять лет всё оказалось совсем не так. Об этом - в следующей статье.