Найти тему

Комментарий к 9-й молитве ко Святому Причащению

Оглавление

Таинство Евхаристии является сердцем, основой основ нашей православной жизни. Причащаясь Святых Даров — Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, мы исполняем Его заповедь, которую Он дал своим ученикам-апостолам, а вкупе с ними всем христианам. Слова Спасителя святой евангелист и апостол Матфей передает так: Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: “приимите, ядите: сие есть Тело Мое”. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: “пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов” (Мф. 26:26).

Источник: pravoslavyy.ru
Источник: pravoslavyy.ru

После Крестной жертвы Господа необходимость в принесении животных жертв отпала, ведь Он Сам стал жертвой — искупительной жертвой за грехи всех людей. В Святом Причастии мы, православные христиане, не только вспоминаем это страшное, но одновременно исполненное Божественной любовью Иисуса Христа к своим созданиям событие, но и соединяемся с Ним духовно и телесно. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6:56), — приводит слова Господа апостол Иоанн Богослов.

В православной традиции сложилось особое понимание Причастия как самого главного церковного Таинства. Поэтому внутри себя Церковь устроила особые правила, которые помогают человеку подготовиться к событию соединения с Господом и достойно предстать перед Святой Чащей с Его Телом и Кровью. В канон этих правил входит обязательная исповедь перед священнослужителем, соблюдение подготовительного поста и прочтение особых молитв — «Последования ко Святому Причащению».

В настоящей заметке мы попробуем вдумчиво прочитать и понять значение и смысл девятой молитвы этого правила.

Господи Иисусе Христе Боже мой

Как и большинство наших молитв ко Господу, девятая молитва ко Святому Причащению начинается с обращений: Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же мой. Так мы исповедуем Господа Иисуса Христа нашим истинным Богом. Ими же прославляем и всю Пресвятую Троицу, ибо Отец, Сын и Святой Дух — это один Бог в трех лицах. Мы свидетельствуем, что не будем уподобляться ветхозаветным иудеям и не сделаем себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли (Исх. 20:4).

Обратившись к Господу, мы молим и просим Его по великой благодати помочь каждому из нас: гре́шному, и непотре́бному, и недосто́йному рабу́, говорим: осла́би, оста́ви, очи́сти и прости́… прегреше́ния, и согреше́ния, и грехопаде́ния.

Грехи действительно сильно искажают человеческую душу. Они являются проявлением страстей в повседневной жизни. Например, чревоугодие — это страсть, а проявляется она в несоблюдении поста в положенные дни, обжорстве, любви ко вкусной еде. И все это человеческие прегрешения и согрешения. Мы по своей немощи не можем сами справиться со страстями, и обращаемся за помощью к Господу, вспоминая Его слова: Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин 15:5).

Понимая свое недостоинство перед Творцом, в молитве мы укоряем себя во всем. Слова ели́ка Ти от ю́ности моея́, да́же до настоя´щего дне́ и часа́ согреши́х говорят о количестве всех грехов: сколько (ели́ка) бы мы совершили от самых ранних дней своей жизни и до настоящего времени. А а́ще в ра́зуме и в неразу́мии, а́ще в словесе́х или́ де́лех, или́ помышле́ниих и мы́слех, и начина́ниих, и все́х мои́х чу́вствах указывают на способы этого совершения: в здравом уме или по глупости; греховными словами, делами, мыслями и всеми нашими чувствами.

Молитвами Пречистыя и Приснодевы Марии

Желая, чтобы наши молитвы были услышаны Господом, мы ищем себе особого ходатая и заступника человеческого рода перед Ним. И, конечно, находим его в Пресвято́й, Пречисте́й Богоро́дице и Присноде́ве Мари́и. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил о Матери Бога такие слова: «Приснодева превыше всех святых человеков, как по той причине, что соделалась Матерью Богочеловека, так и по той причине, что Она была самою постоянною, самою внимательною слышательницею и исполнительницею учения, возвещенного Богочеловеком». Именно поэтому за покровительством мы всегда обращаемся к Той, Которую слушает Господь. Называя Ее нашей единственной непосты́дной наде́ждой и предста́тельством и спасе́нием, мы просим Богородицу молиться за всех людей перед Своим Божественным Сыном.

Сподоби мя неосужденно причаститися

Следующая часть молитвословия является просительной. Если ранее мы восхваляли Господа и сокрушались в своих грехах, просили Его Пречистую Матерь стать нашей свидетельницей перед Ним, то теперь и сами смиренно приходим к Нему с самыми сокровенными просьбами. Конечно, вспоминая, что Евхаристия — смысл и цель всего нашего жизненного пути в этом бренном мире, мы молим Господа нашего Иисуса Христа сподобить нас неосужде́нно причасти́тися пречи́стых, безсме́ртных, животворя́щих и стра́шных Та́инств.

Источник: hilarion.ru
Источник: hilarion.ru

Слова неосужде́нно причасти́тися указывают на то, что наше соединение с Богом, с Его бессмертными и дающими жизнь, но страшными для нечистых людей Телом и Кровью не вменится нам в грех, а напротив, благословит и очистит наши душу и тело.

Мы надеемся, что достойное Причастие принесет нам оставле́ние (отпущение) грехов; потребле́ние и всесоверше́нное погубле́ние лука́вых помысло́в, и помышле́ний, и предприя́тий, и нощны́х мечта́ний — безвозвратное истребление и искоренение их первоисточников — страстей; освещение, просвещение, исцеление, кре́пость (силу) и здоровье для души и тела; избавление нас от действий те́мных и лука́вых духо́в, то есть бесов. И при исполнении всех этих условий Святые и Животворящие Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа сподобят православных христиан унаследовать обещанную Им жизнь ве́чную, то есть Царство Небесное.

***

Завершается молитва словами восхваления Господа. Мы славим Пресвятую Троицу: Сы́на со Отце́м и Святы́м Твои́м Ду́хом во всем Его могуществе — в величии Его ца́рства (всей созданной Вселенной), в си́ле (в могуществе), и сла́ве, и че́сти, и поклоне́нии. Славим ны́не (сейчас) и при́сно (всегда), и во ве́ки веко́в.

Апостол Павел, обращаясь к своим ученикам из города Коринф, говорил: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1Кор. 10:16). То есть посредством Причащения Телом и Кровью Иисуса Христа мы соединяемся с Богом: через Него — друг с другом — со всеми нашими братьями во Христе. Вместе составляем Его Святую Церковь: Да будет Бог все во всем (1Кор. 15:28). Аминь.

#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие#русский язык #молитва #богослужение

Текст подготовил диакон Станислав Сатюков.

Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»

Страница проекта в VK

Наш канал в Telegram