Найти тему
Изян

Цивилизация инков

Оглавление

Цивилизация инков процветала в древнем Перу между ок. 1400 и 1533 годы н.э. Империя инков в конечном итоге распространилась по западной части Южной Америки от Кито на севере до Сантьяго на юге. Это была самая большая империя, когда-либо существовавшая в Америке, и самая большая в мире в то время.

Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории

Город инков Мачу-Пикчу, построенный Пачакути Инкой Юпанки (1438-71 гг. н.э.). Крепость, святилище, где когда-то проживало около 1000 жителей, это место расположено в высоких Андах над рекой Урубамба.
Город инков Мачу-Пикчу, построенный Пачакути Инкой Юпанки (1438-71 гг. н.э.). Крепость, святилище, где когда-то проживало около 1000 жителей, это место расположено в высоких Андах над рекой Урубамба.


Не испугавшись часто суровой окружающей среды Анд, инки завоевали людей и использовали ландшафты в таких разнообразных местах, как равнины, горы, пустыни и тропические джунгли. Прославившиеся своим уникальным искусством и архитектурой, они строили прекрасно построенные и внушительные здания везде, где они завоевали, а их впечатляющая адаптация природных ландшафтов с террасами, шоссе и поселениями на вершинах гор продолжает впечатлять современных посетителей таких всемирно известных мест, как Мачу-Пикчу.


Исторический обзор

Как и в случае с другими культурами древней Америки, историческое происхождение инков трудно отделить от основополагающих мифов, которые они сами создали. По легенде, вначале бог-создатель Виракоча вышел из Тихого океана, а придя к озеру Титикака, создал солнце и все народы. Эти первые люди были похоронены богом и лишь позже вышли из источников и скал (священных пакарин) обратно в мир. В частности, инки были созданы в Тиуанако (Тиауанако) от бога Солнца Инти; следовательно, они считали себя избранными, «Детями Солнца», а правитель инков был представителем и воплощением Инти на земле. Согласно другой версии мифа о сотворении мира, первые инки пришли из священной пещеры, известной как Тампу Токо или «Дом окон», которая располагалась в Пакариктамбо, «Гостинице рассвета», к югу от Куско. Первой парой людей были Манко Капак (или Манко Капак) и его сестра (также его жена) Мама Оклу (или Оклло). Родились еще трое братьев и сестер, и группа вместе отправилась основывать свою цивилизацию. Победив народ чанка с помощью каменных воинов (пурураукас), первые инки наконец поселились в долине Куско, а Манко Капак, бросив в землю золотой жезл, основал то, что впоследствии стало столицей инков, Куско.

Более конкретные археологические данные показали, что первые поселения в долине Куско на самом деле датируются 4500 годом до нашей эры, когда эту территорию заняли общины охотников-собирателей. Однако Куско стал важным центром только где-то в начале позднего промежуточного периода (1000–1400 гг. Н. Э.). Процесс регионального объединения начался с конца 14 века нашей эры и с начала 15 века нашей эры, с приходом первого великого вождя инков Пачакути Инка Юпанки («Перевернувший мир») и поражением Чанка в 1438 году нашей эры. инки начали расширяться в поисках добычи и производственных ресурсов сначала на юг, а затем во всех направлениях. В конце концов они построили империю, которая простиралась через Анды, по пути покоряя такие народы, как цивилизации Лупака, Колла, Чимор и Ванка. После создания была создана общенациональная система налогов и администрирования, которая укрепила власть Куско.

Возвышение Империи инков произошло поразительно быстро. Во-первых, всем носителям языка инков кечуа (или рунасими) был предоставлен привилегированный статус, и этот благородный класс затем доминировал на всех важных ролях в империи. Тупа Инка Юпанки (также известный как Топа Инка Юпанки), преемник Пачакути с 1471 года нашей эры, приписывают расширение империи на огромные 4000 км (2500 миль). Сами инки называли свою империю Тавантинсуйо (или Тауантинсуйу), что означает «Земля четырех четвертей» или «Четыре части вместе». Куско считался пупом мира, и в каждом квартале расходились дороги и священные смотровые линии (ceques): Чинчайсую (север), Антисую (восток), Колласую (юг) и Кунтисую (запад). Распространяясь по древнему Эквадору, Перу, северному Чили, Боливии, горной Аргентине и южной Колумбии и простираясь на 5500 км (3400 миль) с севера на юг, 40 000 инков управляли огромной территорией, на которой проживало около 10 миллионов подданных, говорящих более чем на 30 различных языках.

Карта, иллюстрирующая различные этапы расширения Империи инков от ее зарождения в 13 веке до 16 века.
Карта, иллюстрирующая различные этапы расширения Империи инков от ее зарождения в 13 веке до 16 века.

Правительство и администрация инков


Инки вели списки своих царей (Сапа Инка), так что мы знаем такие имена, как Пачакути Инка Юпанки (годы правления около 1438-63 гг. н.э.), Тупа Инка Юпанки (годы правления около 1471-93 гг. н.э.) и Вайна Капак (годы правления около 1438-63 гг. н.э.). последний доиспанский правитель, царствовал около 1493-1525 гг.). Возможно, что два короля правили одновременно и что королевы могли обладать значительной властью, но испанские записи не содержат ясности по обоим пунктам. Сапа Инка был абсолютным правителем и жил очень богатой жизнью. Он пил из золотых и серебряных чаш, носил серебряные туфли и жил во дворце, обставленном лучшими тканями, и его избаловали до крайности. За ним даже ухаживали после его смерти, поскольку инки мумифицировали своих правителей. Хранящиеся в храме Кориканча в Куско мумии (mallquis) в ходе тщательно продуманных церемоний регулярно выносили наружу в своих лучших регалиях, им предлагали еду и напитки и «советовались» по поводу неотложных государственных дел.

Правление инков, как и их архитектура, было основано на разделенных и взаимосвязанных единицах. На вершине находился правитель и десять родственных ему групп знати, называемых панака. Следующими на очереди были еще десять родственных групп, более отдаленно связанных с королем, а затем третья группа дворян не по крови инков, но ставших инками по привилегии. В нижней части государственного аппарата находились набираемые на месте администраторы, которые курировали поселения, и самая маленькая единица населения Анд — айллу, которая представляла собой совокупность домохозяйств, обычно состоящих из родственных семей, которые обрабатывали участок земли, жили вместе и оказывали взаимную поддержку во времена нуждаться. Каждым айллу управляло небольшое количество дворян или кураков, в эту роль могли входить и женщины.

Местные администраторы подчинялись более чем 80 администраторам регионального уровня, которые, в свою очередь, подчинялись губернатору, ответственному за каждый квартал империи. Четыре губернатора подчинялись верховному правителю инков в Куско. Для обеспечения лояльности наследников местных правителей также содержали в качестве хорошо содержавшихся пленников в столице инков. Наиболее важные политические, религиозные и военные роли в империи тогда оставались в руках элиты инков, которую испанцы называли орехонами, или «большими ушами», потому что они носили большие уши, чтобы обозначить свой статус. Чтобы лучше обеспечить контроль этой элиты над своими подданными, империю разбросали гарнизоны и были построены совершенно новые административные центры, в частности, в Тамбо-Колорадо, Уануко-Пампе и Хатун-Шаукса.

В целях налогообложения были проведены переписи населения, и население было разделено на группы, кратные десяти (математика инков была почти идентична той системе, которую мы используем сегодня). Поскольку в мире инков не было валюты, налоги платились натурой — обычно продуктами питания, драгоценными металлами, тканями, экзотическими перьями, красителями и панцирями спондилов — но также и рабочими, которых можно было перемещать по империи для использования там, где они находились. самый необходимый, известный как mit'a service. Сельскохозяйственные земли и стада были разделены на три части: продукция для государственной религии и богов, для правителя инков и для собственного использования фермером. Ожидалось, что местные общины также будут помогать строить и поддерживать такие имперские проекты, как дорожная система, протянувшаяся по всей империи. Чтобы отслеживать всю эту статистику, инки использовали кипу — сложное устройство из завязанных шнуров, которое также было легко транспортировать и могло записывать десятичные дроби до 10 000.

Хипу (кипу) или узлы записи использовались древними андскими культурами, такими как инки, для записи и передачи информации и записей. (Музей Кольчагуа, Санта-Крус, Чили)
Хипу (кипу) или узлы записи использовались древними андскими культурами, такими как инки, для записи и передачи информации и записей. (Музей Кольчагуа, Санта-Крус, Чили)

Хотя инки навязывали свою религию и администрацию завоеванным народам, собирали дань и даже перемещали лояльное население (митмаки), чтобы лучше интегрировать новые территории в империю, культура инков также приносила определенные преимущества, такие как перераспределение продуктов питания во время экологических катастроф, лучшее хранение объекты для производства продуктов питания, работа в рамках финансируемых государством проектов, спонсируемые государством религиозные праздники, дороги, ирригационные системы, террасные фермы, военная помощь и предметы роскоши, особенно предметы искусства, которыми пользуется местная элита.


Куско

Столица инков Куско (от qosqo, что означает «дно высохшего озера» или, возможно, происходит от cozco, особого каменного знака в городе) была религиозным и административным центром империи и имела население до 150 000 человек. вершина горы. Его величайшие постройки, в которых доминирует священный, покрытый золотом и изумрудами комплекс Кориканча (или Храм Солнца), приписывают Пачакути. Самыми великолепными были храмы, построенные в честь Инти и Мамы Килии - первый был облицован 700 листами чеканного золота весом по 2 кг, второй - серебром. Вся столица была заложена в форме пумы (хотя некоторые ученые оспаривают это и воспринимают описание метафорически) с имперской метрополией Пумачупан, образующей хвост, и храмовый комплекс Саксайуаман (или Саксаваман), образующий голову. Великолепие Куско инков, включающее в себя огромные площади, парки, святилища, фонтаны и каналы, сегодня, к сожалению, сохранилось только в свидетельствах очевидцев первых европейцев, которые восхищались его архитектурой и богатством.


Религия Инков

Инки с большим уважением относились к двум более ранним цивилизациям, населявшим примерно одну и ту же территорию, — Вари и Тиуанако. Как мы видели, места Тиуанако и озера Титикака играли важную роль в мифах о сотворении мира инков и поэтому пользовались особым почитанием. Правители инков совершали регулярные паломничества в Тиуанако и на острова озера, где были построены два святилища Инти, бога Солнца и верховного божества инков, и богини луны Мама Килии. Также в комплексе Кориканча в Куско эти божества были представлены большими произведениями искусства из драгоценных металлов, которым поклонялись священники и жрицы во главе со вторым по важности человеком после короля: Первосвященником Солнца (Виллак Уму). Таким образом, религия инков была озабочена контролем над миром природы и предотвращением таких бедствий, как землетрясения, наводнения и засухи, которые неизбежно вызывали естественный цикл изменений, поворот времени, включающий смерть и обновление, которые инки называли пачакути.

Также были созданы священные места, часто с использованием выдающихся природных особенностей, таких как горные вершины, пещеры и источники. Эти вака можно было использовать для проведения астрономических наблюдений в определенное время года. Религиозные церемонии проводились в соответствии с астрономическим календарем, особенно в соответствии с движением Солнца, Луны и Млечного Пути (Майю). Шествия и церемонии также могли быть связаны с сельским хозяйством, особенно с сезонами посадки и сбора урожая. Наряду с Островом Солнца Титикаки, самым священным местом инков был Пачакамак, город-храм, построенный в честь одноименного бога, создавшего людей, растения и ответственного за землетрясения. Большая деревянная статуя бога, считавшаяся оракулом, привозила паломников со всех концов Анд на поклонение в Пачакамак. Шаманы были еще одной важной частью религии инков и действовали в каждом поселении. В Куско их было 475, самым важным из которых был якарка, личный советник правителя.

Религиозные ритуалы инков также включали поклонение предкам, о чем свидетельствует практика мумификации и подношения богам еды, питья и драгоценных материалов. Жертвоприношения – как животных, так и людей, в том числе детей – также приносились для умиротворения и почитания богов и обеспечения хорошего здоровья царя. Возлияния водой или пивом чича также были важной частью религиозных церемоний инков.

Инки навязывали свою религию местному населению, строя собственные храмы и священные места, а также конфисковывали священные реликвии у покоренных народов и хранили их в Куско. Хранившиеся в Кориканче они, возможно, считались заложниками, гарантировавшими соответствие мировоззрению инков.

Станция отдыха инков на Тропе инков, Перу. Такие станции через равные промежутки времени строились вдоль большинства основных дорог инков.
Станция отдыха инков на Тропе инков, Перу. Такие станции через равные промежутки времени строились вдоль большинства основных дорог инков.

Архитектура и дороги инков

Мастера-каменотесы, инки строили большие здания, стены и укрепления, используя тонко обработанные блоки – как правильной, так и многоугольной формы – которые подходили друг к другу настолько точно, что не требовался раствор. Благодаря акценту на чистых линиях, трапециевидных формах и включению природных особенностей в эти здания, они легко выдержали мощные землетрясения, которые часто случаются в этом регионе. Характерная наклонная трапециевидная форма и прекрасная каменная кладка зданий инков, помимо их очевидной эстетической ценности, также использовались как узнаваемый символ господства инков по всей империи.

Одним из наиболее распространенных построек инков был вездесущий однокомнатный склад-склад колька. Построенные из камня и хорошо вентилируемые, они были либо круглыми для хранения кукурузы, либо квадратными для картофеля и клубней. Калланка представляла собой очень большой зал, используемый для общественных собраний. К более скромным постройкам относится канча - группа небольших однокомнатных и прямоугольных построек (васи и масма) с соломенными крышами, построенных вокруг двора, обнесенного высокой стеной. Канча была типичной архитектурной особенностью городов инков, и эта идея была экспортирована в завоеванные регионы. Террасирование для увеличения площади земель для сельского хозяйства (особенно для выращивания кукурузы) было еще одной практикой инков, которую они экспортировали куда бы они ни пошли. Эти террасы часто включали в себя каналы, поскольку инки умели отводить воду, переносить ее на большие расстояния, направлять ее под землю и создавать эффектные выходы и фонтаны.

Товары перевозились по империи по специально построенным дорогам с использованием лам и носильщиков (колесного транспорта не было). Дорожная сеть инков охватывала более 40 000 км и не только позволяла легко передвигаться армиям, администраторам и торговым товарам, но и была очень мощным визуальным символом власти инков над их империей. На пути дорог были станции отдыха, а также существовала эстафетная система бегунов (часки), которые доставляли сообщения на расстояние до 240 км за один день от одного поселения к другому.


Искусство Инков

Несмотря на влияние искусства и техники цивилизации Чиму, инки все же создали свой собственный отличительный стиль, который стал мгновенно узнаваемым символом имперского господства по всей империи. Искусство инков лучше всего проявляется в полированных металлических изделиях (из золота, которое считается потом солнца, серебра, которое считается слезами луны, и меди), керамике и текстиле, причем последнее считается самым престижным самими инки. . В проектах часто используются геометрические формы, они технически совершенны и стандартизированы. Шахматная доска выделяется как очень популярный дизайн. Одной из причин повторяющихся дизайнов было то, что керамика и текстиль часто производились для государства в качестве налога, и поэтому произведения искусства представляли конкретные сообщества и их культурное наследие. Точно так же, как сегодня монеты и марки отражают историю нации, так и произведения искусства Анд имели узнаваемые мотивы, которые представляли либо конкретные общины, производившие их, либо навязанные замыслы правящего класса инков, которые их заказывали.

Реконструкция правителя инков Атауальпы, выполненная Г.С.Стюартом. (Музей долины Охай, Калифорния)
Реконструкция правителя инков Атауальпы, выполненная Г.С.Стюартом. (Музей долины Охай, Калифорния)

Изделия с использованием драгоценных металлов, такие как диски, украшения, фигурки и предметы повседневного обихода, делались исключительно для знати инков, и даже использование некоторых тканей было ограничено. Товары, изготовленные из сверхмягкой шерсти викуньи, также были ограничены, и только правитель инков мог владеть стадами викуньи. Керамика предназначалась для более широкого использования, и наиболее распространенной формой была урпу, выпуклый сосуд с длинным горлышком и двумя маленькими ручками, расположенными низко на горшке, который использовался для хранения кукурузы. Примечательно, что керамические украшения, текстиль и архитектурная скульптура инков обычно не включали в себя изображения самих себя, их ритуалов или таких распространенных в Андах образов, как монстры и получеловеческие-полуживотные фигуры.

Инки производили текстиль, керамику и металлические скульптуры, технически превосходящие любую предыдущую андскую культуру, и это несмотря на жесткую конкуренцию со стороны таких мастеров обработки металла, как искусные мастера цивилизации Моче. Точно так же, как инки установили политическое господство над своими завоеванными подданными, так и в искусстве они навязали стандартные формы и узоры инков, но они позволили местным традициям сохранить свои предпочтительные цвета и пропорции. Одаренные художники, например, из Чан-Чана или района Титикака, а также женщины, особенно искусные в ткачестве, были привезены в Куско, чтобы они могли создавать красивые вещи для правителей инков.


Почему рухнула империя инков?

Империя инков была основана и поддерживалась с помощью силы, и правящие инки очень часто были непопулярны среди своих подданных (особенно на северных территориях), и эту ситуацию в полной мере восприняли испанские завоеватели (конкистадоры) во главе с Франсиско Писарро. преимущество в средние десятилетия 16 века н.э. Фактически, Империя инков еще не достигла стадии консолидированной зрелости, когда столкнулась с величайшим испытанием. Восстания были обычным явлением, и инки были вовлечены в войну в Эквадоре, где в Кито была основана вторая столица инков. Еще более серьезно то, что инки пострадали от эпидемии европейских болезней, таких как оспа, которая распространилась из Центральной Америки даже быстрее, чем сами европейские захватчики, и эта волна убила ошеломляющие 65-90% населения. Такая болезнь убила Вайну Капака в 1528 году нашей эры, а двое его сыновей, Васкар и Атауальпа, участвовали в разрушительной гражданской войне за контроль над империей как раз в тот момент, когда прибыли европейские охотники за сокровищами. Именно это сочетание факторов – идеальный шторм восстаний, болезней и вторжений – привело к падению могущественной Империи инков, самой большой и богатой, когда-либо существовавшей в Америке.

Язык инков кечуа существует и сегодня, на нем до сих пор говорят около восьми миллионов человек. Есть также большое количество зданий, артефактов и письменных отчетов, которые пережили разрушительные действия завоевателей, грабителей и времени. Эти останки невелики по сравнению с огромными утраченными богатствами, но они остаются неоспоримыми свидетелями богатства, изобретательности и высоких культурных достижений этой великой, но недолговечной цивилизации.

Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории

Источник