Найти тему

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ От идеи к воплощению

Выпуск 1(9) 2020

«Человек предполагает, а Бог - располагает». Как точна эта поговорка в нынешней непростой ситуации! Вся страна готовилась к торжественному юбилею – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а балет «Кострома» готовился к туру по городам воинской славы со спектаклем «Домой с Победой!», но – не случилось, может быть, пока не случилось!

Б.И. Голодницкий
Б.И. Голодницкий

Спектакль уже получил признание, зрители оценили по достоинству и актёрскую игру, и режиссёрский замысел, и оформление, которое является важной частью любого спектакля. Для Бориса Исааковича Голодницкого (Заслуженного работника культуры республики Марий-Эл, лауреата Государственной премии республики Марий-Эл, художественного руководителя Костромского муниципального «Камерного драматического театра»), который выступил сценографом проекта, «Домой с Победой!» не просто спектакль. В нем главные этапы жизни страшной пятилетней войны отражены в деталях, вещах, предметах, символах, которые определяют память человека.

В начале спектакля перед Борисом Исааковичем стояла задача показать время довоенного периода, мирную жизнь, костюмы. Первый блок представлял собой парковую зону, похожую на ВДНХ. Оркестр, «ракушка», скамеечки, беседки. Здесь нужно было показать зрителю, что нет ощущения грядущей беды. Люди живут простой жизнью выходного дня. Продавщица мороженого, играющие в шахматы, студенты - все действующие лица безмятежны, жизнь идёт своим чередом. Создателям спектакля хотелось, как можно точнее изобразить мирное довоенное время, погрузить зрителя в ощущение простого человеческого счастья. Поэтому было много работы с эскизами костюмов в соответствии с предвоенной модой, поисками атрибутов, отработкой деталей. Важную роль сыграла переданная на сцене культура танцплощадок, парка, отдыха. Атмосферу открытости и непринужденности, которую в один миг прерывает война.

Второй блок – начало войны. Лучами прожекторов, взрывами перечёркнута довоенная жизнь. Люди начинают мобилизоваться, мир раскололся на «до» и «сейчас». Уходят на фронт герои первого блока, прощаются, попадают в непривычную ситуацию, но люди мобилизуются. В этом блоке было очень важно показать переход от мирной жизни к войне. Сцены начала войны пронизаны страхом и болью. Здесь символом войны является фронтовой вагон-теплушка, который именно в то время впервые стал использоваться для перевозки людей. На фоне вагона люди прощались, расставались и исчезали в его темной глубине за тяжело закрывающейся дверью, знаменующей также начало войны. Особенно сложной задачей было продумать, как на сцену может въехать вагон. Надо было, чтобы этот вагон открывался и закрывался, подъезжал и отъезжал.

Третий блок – блокадный Ленинград, в котором люди, умирая от голода, держались и выживали и даже работали. Наверное, это было самое страшное: держаться именно в такой ситуации. Художник хотел показать не точную картину Ленинграда военного времени, а общую картину этой огромной человеческой трагедии. И было найдено достаточно ёмкое, лаконичное решение: заклеенные крест-накрест окна. Разные по характеру окна, разных домов. Прямоугольные, дворянские в культуре XIX века, деревенские. Это было символом той катастрофы, которая прокатилась по всем слоям населения страны. Мир как окна, заклеенные крест-накрест. Катастрофа разбитых, уничтоженных окон. Большую роль играла одежда актёров, которую пришлось долго искать и тщательно подбирать: платки, тулупы, ватники. Нужен был также реквизит: санки, на которых подвозили воду, вязанка дров – важные вещи для замерзающего Ленинграда.

Следующий блок или эпизод: тёмная ночь, затишье перед боем, отдых, передышка. Фронтовые письма, которые переносили солдат к родным местам. Здесь важным было сохранить правдоподобность происходящего: общение ребят, форма, полевая почта и приезд артистов на грузовике, который, как и теплушку, необходимо было сделать мобильным. Машина должна была так же, как и вагон появляться на сцене и уезжать. Но и с этой задачей справились успешно. Кроме прочего, проблемой было сделать конструкцию как вагона, так и грузовика разборной, потому что предполагалось, что декорации спектакля будут перевозиться из города в город в течение тура.

Но всё, что было в спектакле, перекрывается блоком возвращения с Победой. Цветущие деревья: яблони, вишни - цветущий весенний сад. Обещание обновления, возрождения. Весна 45-го года дала совершенно другое настроение: звонкое, розовое. Расцветает земля, начинается новая жизнь, люди возвращаются к гражданской жизни. Нежное цветение весны 45-го года, словно зарождение новой жизни и начало мира, отражено в панорамных декорациях «Цветущего майского парка», куда возвращается тот самый вагон-теплушка, ставший теперь символом окончания войны, долгожданной победы героев-освободителей!

Борис Исаакович рассказал о том, что очень важно было определить этапы спектакля, трансформировать их. Эпизодичность повествования придавала спектаклю кинематографичность, создавала динамику, помогала проследить основные этапы пути к Победе.

Декорации для проекта «Домой с Победой!» были созданы в Петербурге, в Михайловском театре руками суперпрофессионалов. В процессе их изготовления было задействовано большое число людей, все декорационные цеха. Ценность самого процесса и высокий профессионализм дали возможность спектаклю получить ту самую необходимую «обложку», без которой немыслимо ни одно произведение искусства. И в результате усилиями многих специалистов родился совершенно необычный проект. Не было задачи показать, какое горе принесла война, надо было уйти от темы гибели, болезни, смерти. Хотелось показать, как народ, попавший в такие нечеловеческие условия, сумел выстоять и победить. И, как показал тур «Домой с Победой!» по городам-героям 2015 года, задача, которую ставили перед собой создатели спектакля, была выполнена и по достоинству оценена зрителями.

ИРИНА СТРАХОВА.