В этом году два крупнейших города России - Екатеринбург и Пермь, отмечают 300 лет с момента основания. История этих городов неразрывно связана с освоением природных богатств Урала и работой многочисленных медеплавильных и железоделательных заводов. В 18-19 веках главным топливом для выплавки металлов была древесина, а точнее древесный уголь, в результате чего леса вокруг городов и заводов стали быстро истощаться.
В 20 веке древесный уголь заменили другие источники энергии, но лесам от этого легче не стало… Началась советская эпоха освоения природы, индустриализации (а валюту на покупку иностранного оборудования во многом получали как-раз от экспорта древесины), выполнения и перевыполнения планов. К концу века в диком нетронутом промышленными рубками виде сохранилось только 5% лесов Пермского края и только 4% лесов Свердловской области.
Но вместо того, чтобы такие леса оберегать и сохранять, государство до сих пор поддерживает их вырубку. Одна из форм такой поддержки - это установление мизерных ставок платы, которые лесозаготовители платят в федеральный бюджет за рубку отдаленных диких лесов.
Так, за рубку 300-летней сосны, которая начала свою жизнь тогда же, когда были основаны Пермь и Екатеринбург, и чудом сохранилась до наших дней в диких лесах, лесозаготовители из этих регионов заплатят в федеральный бюджет всего 40 рублей 68 копеек*. А если лес отдается под так называемый "приоритетный инвестпроект", то эта плата уменьшается вдвое.
* оплата идет в федеральный бюджет за дерево с объемом ствола 1 кубометр, по действующим минимальным ставкам за крупную древесину, с расстоянием вывозки - 100 км и более, для Центрально-Уральского лесотаксового района. Источник данных: Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 года №310 о ставках платы за единицу объема древесины (редакция 2023 года).