Найти тему
Словесный бардачок

Образование будущего в рассказах Айзека Азимова

Оглавление

Сегодня актуально поговорить о школе и образовании. Я выбрала три рассказа Азимова, чтобы показать, каким ему виделось будущее образования, и порассуждать о влиянии технического прогресса на образование. Артур Кларк, например, считал, что «любой учитель, которого может заменить компьютер, должен быть им заменён».

В качестве вступления отдам дань нашему фантасту. Кир Булычев в повести «Сто лет тому вперед» (по фильму мы знаем это произведение как «Гостья из будущего») приоткрыл нам светлое будущее таким, каким оно виделось советским людям 70-х годов с их мечтой о воспитании гармонически развитой личности. Алиса Селезнева, ученица школы будущего, знает 8 языков; при не очень мощном телосложении демонстрирует отличную физическую форму и вскользь упоминает: «У нас все разные».

Видимо, в школе будущего, по мнению писателя, педагоги будут учить детей быть самостоятельными, принимать решения и брать на себя ответственность. Дети будут жить в эпоху освоения космоса, и им будут важны не оценки в дневнике, а результат — иначе без прочных знаний и не будучи полноценной личностью, как же ты сможешь управлять космическим кораблем, который «будет бороздить просторы вселенной». Алиса видит будущее своих друзей из прошлого: они станут прекрасными профессионалами — учеными, врачами, учителями. Главное помнить: будущее зависит только от них самих. Эх, какое же прекрасное время нас ждало «сто лет тому вперед», когда мы жили пятьдесят лет тому назад…

-2

А американец Айзек Азимов примерно в то же время, что и Кир Булычев, и даже чуть раньше, уже догадывался, что будущее не станет для нас «прекрасным далеко», несмотря на весь технический прогресс.

-3

Повесть «Профессия»

Система образования на Земле в седьмом тысячелетии сильно изменилась. Классического образования просто больше нет. На всю учебу отводится два дня. В восемь лет для всех детей проходил День Чтения. Думаете, их учили читать? А вот и фигушки! В этот праздничный день с помощью некоей технической приспособы им закладывали в мозг всю необходимую информацию. И вуаля! Через несколько минут все детки уже грамотные.

Рисунок Вильмара для серии открыток 1910 года «В 2000 году»
Рисунок Вильмара для серии открыток 1910 года «В 2000 году»

Следующее десятилетие все дети культурно отдыхали, что-либо изучать не было необходимости, потому что, когда придет время, им в мозг опять заложат нужную программу. И вот когда этим «митрофанушкам» исполнялось 18 лет, в День Образования их снова приглашали собраться вместе и пройти тестирование. Опять же за несколько минут тестировочная программа определяла способности будущего специалиста и в какой профессии он будет более всего успешен, потом тут же закладывала в него весь объем необходимых знаний. Все! Дипломированный специалист готов! Дальше можно было выполнять свои нехитрые профессиональные обязанности (строго в рамках заложенной программы) на какой-нибудь из не самых развитых планет или, на худой конец, на Земле, где оставалась бо́льшая часть «выпускников».

-5

Следующий этап, дающий возможность сделать хорошую карьеру, — профессиональные Олимпиады. Эти соревнования проводились ежегодно и проходили как большой праздник при огромном стечении народа. Можно было пробовать свои силы на Олимпиаде ежегодно, но с каждым разом заложенные в тебя ЗУНы (знания, умения и навыки) все более устаревают, а победу одерживают «самые последние модели высококвалифицированных специалистов». Их нарасхват и разбирали с Олимпиады рекрутеры с престижнейших планет.

Каждый родитель со Дня Чтения и до Дня Образования надеялся, что их чадо при определении профессии проявит признаки гениальности и получит самую высокую квалификацию в престижной специальности.

Короче, в мире, созданном Азимовым в «Профессии», будущее человека от него вообще не зависело. И еще мы видим ту проблему, которая есть сейчас, проблему актуального образования, ведь востребованность в определенных профессионалах и их навыках стремительно меняется.

А что станет с главным героем, который, в отличие от других, все 10 лет до Дня Образования читал книжки и самообразовывался, развивая свой интеллект, и в результате (уникальный случай!) в 18 лет остался вообще без специальности, это уж вы, ребятушки, сами прочитайте.

-6

Рассказ «Такой прекрасный день»

В этом будущем люди передвигаются с помощью дверей. Открыл дома дверь, настроил на школу — и тебя тут же разметало на кусочки и собрало уже в школе. Короче, телепортация.

Когда дома дверь неожиданно сломалась, Дики Хэншоу, воспользовавшись ситуацией, решает пойти в школу на своих двоих, без помощи ненавистной двери. Он идет по незнакомым улицам и удивляется «новому» миру, который он для себя открыл.

Странность мальчика замечают, мама и учительница обеспокоены и, посовещавшись, решают, что склонность к прогулкам на свежем воздухе поможет вылечить только психиатр. А тот в итоге пригласил дите на прогулку, потому что день выдался прекрасный. Одно слово — психиатр😉

Про школу в рассказе мало, но очевидно, что общество будущего в данном случае воспитывает детей ограниченными, т. е. они должны ходить только через дверь, т. е. по проторенным дорожкам, без всяких отклонений в сторону.

-7

Рассказ «Как им было весело» (1951)

Ну, здесь вместо живых учителей в рассказе роботы. Т. е. ребенок взаимодействует не с живым человеком, а с автоматом бесчувственным. Понятно, что в такой школе с социализацией детей все обстоит не очень . И какие уж тут индивидуальные методы обучения – боже упаси!

И вот подростки находят на чердаке книгу (старинную — бумажную!) о школе прошлого. Как же их удивило, что раньше в школах преподавали живые люди! О том, как детишкам было весело, предлагаю прочитать самим, я ж об образовании будущего толкую.

Кнопочное образование будущего. Мечты художника Артура Радебо в 1958 году
Кнопочное образование будущего. Мечты художника Артура Радебо в 1958 году

Сейчас техническое оснащение этой школы будущего выглядит уже немного наивно, по крайней мере, не удивляет и не впечатляет: перфокарты; электронные книги; контрольные, которые нужно бросать в щель; специальные коды — прям как на ЕГЭ, ей-богу…

Думаю, здесь мы видим предупреждение Азимова: вот, мол, к чему прогресс приводит — к обезличиванию человека.

Кадр из фильма «Игра Эндера»
Кадр из фильма «Игра Эндера»

Вывод из всего делаю какой: Азимов предупреждает, что развивать надо не только технологии, но и критическое и творческое мышление, а также коммуникативные навыки — умение видеть, понимать и уважать друг друга. И без «человеческого» учИтеля тут никак не обойтись. А чего может добиться обучающий ИИ? Это будет просто натаскивание, муштра. Имхо.

Если мир начинает стремительно меняться, примерно как сейчас (а точнее, как всегда), то вопросы образования становятся особенно актуальны, точнее: как всегда, актуальны. Но ключевой вопрос, по-моему, даже не как, а чему учить ребенка в современном мире, перенасыщенном информационными потоками и требующем быстрой приспособляемости к этому изменчивому миру.

Другие литобзоры читайте в подборке.

Спасибо, что дочитали!

Словесный бардачок пишет для вас.

А ваша подписка — неоценимая поддержка труда автора!