Сегодня актуально поговорить о школе и образовании. Я выбрала три рассказа Азимова, чтобы показать, каким ему виделось будущее образования, и порассуждать о влиянии технического прогресса на образование. Артур Кларк, например, считал, что «любой учитель, которого может заменить компьютер, должен быть им заменён».
В качестве вступления отдам дань нашему фантасту. Кир Булычев в повести «Сто лет тому вперед» (по фильму мы знаем это произведение как «Гостья из будущего») приоткрыл нам светлое будущее таким, каким оно виделось советским людям 70-х годов с их мечтой о воспитании гармонически развитой личности. Алиса Селезнева, ученица школы будущего, знает 8 языков; при не очень мощном телосложении демонстрирует отличную физическую форму и вскользь упоминает: «У нас все разные».
Видимо, в школе будущего, по мнению писателя, педагоги будут учить детей быть самостоятельными, принимать решения и брать на себя ответственность. Дети будут жить в эпоху освоения космоса, и им будут важны не оценки в дневнике, а результат — иначе без прочных знаний и не будучи полноценной личностью, как же ты сможешь управлять космическим кораблем, который «будет бороздить просторы вселенной». Алиса видит будущее своих друзей из прошлого: они станут прекрасными профессионалами — учеными, врачами, учителями. Главное помнить: будущее зависит только от них самих. Эх, какое же прекрасное время нас ждало «сто лет тому вперед», когда мы жили пятьдесят лет тому назад…
А американец Айзек Азимов примерно в то же время, что и Кир Булычев, и даже чуть раньше, уже догадывался, что будущее не станет для нас «прекрасным далеко», несмотря на весь технический прогресс.
Повесть «Профессия»
Система образования на Земле в седьмом тысячелетии сильно изменилась. Классического образования просто больше нет. На всю учебу отводится два дня. В восемь лет для всех детей проходил День Чтения. Думаете, их учили читать? А вот и фигушки! В этот праздничный день с помощью некоей технической приспособы им закладывали в мозг всю необходимую информацию. И вуаля! Через несколько минут все детки уже грамотные.
Следующее десятилетие все дети культурно отдыхали, что-либо изучать не было необходимости, потому что, когда придет время, им в мозг опять заложат нужную программу. И вот когда этим «митрофанушкам» исполнялось 18 лет, в День Образования их снова приглашали собраться вместе и пройти тестирование. Опять же за несколько минут тестировочная программа определяла способности будущего специалиста и в какой профессии он будет более всего успешен, потом тут же закладывала в него весь объем необходимых знаний. Все! Дипломированный специалист готов! Дальше можно было выполнять свои нехитрые профессиональные обязанности (строго в рамках заложенной программы) на какой-нибудь из не самых развитых планет или, на худой конец, на Земле, где оставалась бо́льшая часть «выпускников».
Следующий этап, дающий возможность сделать хорошую карьеру, — профессиональные Олимпиады. Эти соревнования проводились ежегодно и проходили как большой праздник при огромном стечении народа. Можно было пробовать свои силы на Олимпиаде ежегодно, но с каждым разом заложенные в тебя ЗУНы (знания, умения и навыки) все более устаревают, а победу одерживают «самые последние модели высококвалифицированных специалистов». Их нарасхват и разбирали с Олимпиады рекрутеры с престижнейших планет.
Каждый родитель со Дня Чтения и до Дня Образования надеялся, что их чадо при определении профессии проявит признаки гениальности и получит самую высокую квалификацию в престижной специальности.
Короче, в мире, созданном Азимовым в «Профессии», будущее человека от него вообще не зависело. И еще мы видим ту проблему, которая есть сейчас, проблему актуального образования, ведь востребованность в определенных профессионалах и их навыках стремительно меняется.
А что станет с главным героем, который, в отличие от других, все 10 лет до Дня Образования читал книжки и самообразовывался, развивая свой интеллект, и в результате (уникальный случай!) в 18 лет остался вообще без специальности, это уж вы, ребятушки, сами прочитайте.
Рассказ «Такой прекрасный день»
В этом будущем люди передвигаются с помощью дверей. Открыл дома дверь, настроил на школу — и тебя тут же разметало на кусочки и собрало уже в школе. Короче, телепортация.
Когда дома дверь неожиданно сломалась, Дики Хэншоу, воспользовавшись ситуацией, решает пойти в школу на своих двоих, без помощи ненавистной двери. Он идет по незнакомым улицам и удивляется «новому» миру, который он для себя открыл.
Странность мальчика замечают, мама и учительница обеспокоены и, посовещавшись, решают, что склонность к прогулкам на свежем воздухе поможет вылечить только психиатр. А тот в итоге пригласил дите на прогулку, потому что день выдался прекрасный. Одно слово — психиатр😉
Про школу в рассказе мало, но очевидно, что общество будущего в данном случае воспитывает детей ограниченными, т. е. они должны ходить только через дверь, т. е. по проторенным дорожкам, без всяких отклонений в сторону.
Рассказ «Как им было весело» (1951)
Ну, здесь вместо живых учителей в рассказе роботы. Т. е. ребенок взаимодействует не с живым человеком, а с автоматом бесчувственным. Понятно, что в такой школе с социализацией детей все обстоит не очень . И какие уж тут индивидуальные методы обучения – боже упаси!
И вот подростки находят на чердаке книгу (старинную — бумажную!) о школе прошлого. Как же их удивило, что раньше в школах преподавали живые люди! О том, как детишкам было весело, предлагаю прочитать самим, я ж об образовании будущего толкую.
Сейчас техническое оснащение этой школы будущего выглядит уже немного наивно, по крайней мере, не удивляет и не впечатляет: перфокарты; электронные книги; контрольные, которые нужно бросать в щель; специальные коды — прям как на ЕГЭ, ей-богу…
Думаю, здесь мы видим предупреждение Азимова: вот, мол, к чему прогресс приводит — к обезличиванию человека.
Вывод из всего делаю какой: Азимов предупреждает, что развивать надо не только технологии, но и критическое и творческое мышление, а также коммуникативные навыки — умение видеть, понимать и уважать друг друга. И без «человеческого» учИтеля тут никак не обойтись. А чего может добиться обучающий ИИ? Это будет просто натаскивание, муштра. Имхо.
Если мир начинает стремительно меняться, примерно как сейчас (а точнее, как всегда), то вопросы образования становятся особенно актуальны, точнее: как всегда, актуальны. Но ключевой вопрос, по-моему, даже не как, а чему учить ребенка в современном мире, перенасыщенном информационными потоками и требующем быстрой приспособляемости к этому изменчивому миру.
Другие литобзоры читайте в подборке.
Спасибо, что дочитали!
Словесный бардачок пишет для вас.
А ваша подписка — неоценимая поддержка труда автора!