Возмущение – первая реакция на хитовую и до неприличия распиаренную «Девушку в маске». Возможно, сейчас выскажу непопулярную мысль, но это же о-т-в-р-а-т-и-т-е-л-ь-н-о. После просмотра хорошего триллера ты четко должен ответить себе на вопрос: «Что они хотели этим сказать?» После просмотра «Девушки в маске» ты задаешься только вопросом: «Зачем я это сделал(а)?»
Дисклеймер. Уберите детей от экрана. Дорама строго для совершеннолетних. Автора канала основательно бомбит раздражает то, что постулируется в ней. Так что здесь будет разбор полетов с анализом конкретных сцен, а значит, и с неминуемыми спойлерами. Рецензия на этот раз будет выдержана полностью в разговорном стиле, без поиска публицистических рычагов, на эмоциях.
Об идее
Самое слабое звено в этой дораме – идея. Она, можно сказать, ветхозаветная.
«перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на [теле] человека, так и ему должно сделать» (Левит 24:20).
И, по всей видимости, создатели сабжа активно ей следуют. Сколько бы герои ни водили лицемерные хороводы вокруг церкви, спасения не будет.
Читаешь комментарии нетизенов и просто не понимаешь, откуда столько наивности и жестокости одновременно. Особенно поражают выпады вроде:
«Роковое стечение обстоятельств, и жизнь разрушена» © InSha
Стоп. Давайте-ка разберемся. С самого детства Ким Мо Ми не хотела быть такой, как все, а значит, заведомо считала себя выше других.
Ее вебкам-бизнес прикрылся из-за стечения обстоятельств? Нет, конкретно она напилась, конкретно она выставила себя посмешищем. Ее личность была раскрыта из-за стечения обстоятельств? Нет, конкретно она не заботилась о том, чтобы тщательно скрыть себя, не обратила внимание на детали (родинки и маникюр). Применимые ею допустимые меры самозащиты привели к убийству из-за стечения обстоятельств? Нет, это был ее выбор – скинуть проблему на плечи фаната и уйти спать.
И так далее... О какой роковой обусловленности может идти речь?
Интересно, что таким же ровно образом раз за разом поступали и другие герои, образуя замкнутый круг из насилия. Груз вины и перекладывание ответственности, груз вины и перекладывание ответственности. Без конца.
О героях
Ким Мо Ми (Ли Хан Бель) методично винила в том, что с ней происходит, то свою юную кокетливую коллегу, состоявшую в отношениях с боссом, в которого она была влюблена, то О Нама, который вызвал в ней излишнюю тревожность своим сообщением о том, что знает, кто она.
Чжу О Нам (Ан Джэ Хон) методично винил в том, что с ним происходит, школьный буллинг, то есть осознавал, что с ним что-то не так и что-то нужно с этим делать, но продолжал заниматься такими омерзительными вещами.
В связи с этим нельзя не отметить, что в сцене его романтических фантазий с Ким Мо Ми был использован именно такой извращенный вид интимных практик, с лихвой характеризующий закомплексованных и неуверенных в себе мужчин.
Ким Кен Джа (Ем Хе Ран) методично винила в том, что с ней происходит, девушку в маске, не давая себе отчет в том, что сама виновата в психических бедах своего сына при отсутствии должного внимания и воспитания.
Ким Чжун Э (Хан Джэ И) методично винила в том, что с ней происходит, парня, в которого сама же и «инвестировала» уйму денег. Глупо и безответственно.
О жестокости
«Один гад съест другую гадину, обоим туда и дорога!»
Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»
Не обвиняйте меня в изнеженности и тепличности. Дело не в этом. В «Девушке в маске» жестокость вершится ради жестокости. Месть производится за потомство. Герои действуют согласно инстинктам. А к чему тогда были все эти годы эволюции?
При просмотре ты будто бы вооружаешься словами известнейшего отечественного зоолога:
Давайте не будем им мешать, а просто понаблюдаем за ними
и благополучно смотришь на животный мир дикой природы. Если «Девушку в маске» считать анималистической зарисовкой, то все сложилось, дорама хороша. Но... здесь же зрителю пытаются продать другую мысль. Мол, посмотрите на Ким Мо Ми, это же девочка, которая просто мечтала о том, чтобы ее все любили.
И, честно признаться, финальные кадры слезу выдавили, но мнение изменить не заставили. По всему миру раскидано много таких девочек и мальчиков, с которыми жестоко обращались в силу внешности или асоциального поведения, но редко кто из них ожесточается в ответ и начинает сметать «слизняков» на своем пути. А мир, как известно, это зеркало.
О логических нестыковках
Это то, что бросается в глаза. Героиня популярна и хорошо зарабатывает как вебкам-модель. Зачем ей работа бухгалтером? Ее мать богата. За деньги можно все. Хорошая одежда, косметика, бижутерия, пластика – никто и слова не скажет, что ты уродина. Почему она ничего не сделала? Полиция нашла в доме психически нестабильного Чжу О Нама труп. Почему они первым делом не проверили его аккаунты и не прошерстили все гаджеты? Даже не выискивая алогизмы, они встречаются раз за разом. Но... в основном все сходится. Герои обделены не столько красотой, сколько умом. Создатели дорамы решили, что художественный мир должен попросту им соответствовать.
О плюсах дорамы
Как бы там ни было, основные претензии к дораме связаны именно с идеей. Во многих других аспектах «Девушка в маске» неиллюзорно хороша.
Психоделический опенинг
Начало серий сопровождается минималистичной музыкой и стильной анимацией, погружающей зрителя в атмосферу дорамы.
Приемы повествования и психологизм
В каждом эпизоде мы знакомимся с тем или иным героем. На него падает свет софитов. Он ставится во главу угла и ведет повествование, что как нельзя лучше соотносится с психологической особенностью закомплексованных людей – стремлению к тому, чтобы тебя заметили. Потребность во внимании Ким Мо Ми, Чжу О Нама, Ким Кен Джа и Ким Чжун Э здесь выражена очень тонко и точно. Каждый герой раскрывается, каждому из них дано слово, которое тонет в полифонии. Хороший ход.
Черный юмор
В первые серии создатели внесли немного комичного абсурда и горечи стилем разворачивания истории. Вот эта нарочито сладкая романтичная фоновая музыка, нарочитое использование приемов сентиментальной съемки с переводом камеры с героини на героя и обратно – и тут же негатив, кровь и жестокость на контрасте. Сыграли по-грязному, но очень эффектно.
Актерская игра
Здесь, думается, любые слова излишни. Большая заслуга режиссера, выбравшего именно актрису-новичка, не соответствующую корейским стандартам красоты и в одно и то же время такую притягивающую взгляды и запоминающуюся Ли Хан Бель. Большая заслуга Ан Джэ Хона, не побоявшегося взять на себя такую мерзкую роль лысеющего офисного работника, у которого проблемы с менталочкой. Большая заслуга Ем Хе Ран, еще раз доказавшей свой профессионализм в том, что касается неоднозначных драматических ролей. Абсолютно все и всеми было отыграно на высшем уровне.
Перенятие европейского опыта съемки
Что самое интересное, «Девушка в маске» вдохновляется именно испанским кинематографом. Прослеживается связь между дорамой, фильмом «Невидимый гость» и сериалом «Невиновен» (тоже нетфликсовским) в плане введения в ход сюжета ложных рассказчиков, которые путают зрителя, заставляя его удивляться.
Финал же почему-то напоминает фильм «Платформа», где выжившая девочка воплощает собой надежду на светлое будущее.
Итоги
Эта дорама смотрится залпом. В ней хорошо буквально все. За исключением идеи. Какую мысль они хотели донести до зрителя в это и без того мрачное время, требующее больше хорошего? После просмотра все, что у тебя останется – чувство безнадежности, отсутствие веры в лучшее будущее и здоровое общество, осознание в полной степени животного начала в человеке, которому подчиняется все остальное. Это не та картинка социума, к которую нужно и хочется верить. Она деморализует и не дает ничего, обогащающего тебя как личность. Вот и все.
___
Рецензии на недавно вышедшие дорамы:
___
Если нравятся мои статьи и рецензии, не забудь подписаться и поставить палец вверх, «еще одну серию» – канал, который зажжет дорамную площадку.