Онемение. Неизбежная реакция после просмотра первой части «Возлюбленных». Кажется, будто создатели дорамы решили выжать из тебя все имеющиеся эмоции – и успешно достигли своей цели. Финал не отличается трагизмом – он, скорее, прозаичен. Ты наверняка знаешь, что посреди октября тебя ждет второй сезон, но эти серии... они тебя буквально опустошили.
Не зря я считала дни до премьеры:
Потому что такая буря переживаний, которую подарила эта история, – большая редкость. Время считать дни до второго сезона, а пока отрефлексируем то, что оставил после себя только что завершившийся.
Вопрос ребром: «Возлюбленные» vs «Унесенные ветром»
Можно быть сотню раз против плагиатов, но нельзя не разглядеть очевидного: отличие плохо сделанного проекта от хорошо сделанного. «Возлюбленные» относятся как раз ко второму типу, что видно невооруженным взглядом.
Да, типажи героев практически полностью повторяют классических Скарлетт О'Хару, Ретта Батлера, Эшли Уилкса, Мелани Гамильтон и других. Да, многие сюжетные схемы скопированы из «Унесенных ветром». При этом в мире имеется и без того ограниченное количество сюжетов, элементы которых повторяются раз за разом в различных наборах и сочетаниях.
Почему бы не снять корейскую версию бессмертной классики? Экранизации всегда только обогащают представление об оригинале, они открывают возможность для межкультурного диалога, выявления общего и различного при восприятии тех или иных произведений.
При таком подходе единственное, в чем закономерно можно обвинить создателей «Возлюбленных», – отсутствие малейшего упоминания об ориентации на первоисточник, о перенятии сюжетных мотивов и т. д. Об этом не сообщалось ровно нигде, ни в одной из новостей, что само по себе несколько смущает. Сценаристкой дорамы выступила Хван Джин Ен, для которой привычны исторические адаптации, например «Бунтарь Хон Гиль Дон», основанный на корейском эпосе. Так и в «Возлюбленных» она занимается тем же, но если в первом все и без разъяснений понятно, т. к. Хон Гиль Дон – персонаж, известный далеко за пределами Кореи, то с недавно вышедшей дорамой не так все прозрачно.
О копировании героев, диалогов (иногда почти дословно), сюжетных линий спорить не приходится:
И все же... Гиль Че (Ан Ын Джин) и Чан Хен (Намгун Мин) при менее поверхностном взгляде совсем не Скарлетт и Ретт. Они именно герои корейской исторической дорамы – это не бездушное копирование, а вдумчивая адаптация, в которой значительную роль играет менталитет. Несмотря на свою кокетливость и наивную детскую влюбленность, перерастающую в неблагородное стремление связать свою судьбу с уже занятым мужчиной, Гиль Че свойственны иная глубина размышлений и совсем иное восприятие семейных отношений, нежели страстной Скарлетт.
Несмотря на свое презрительное отношение к женщинам и себялюбие, Чан Хен раз за разом отличается жертвенностью и подвигами во имя прекрасной дамы из древних легенд. Здесь герой соткан из противоречий, что дает зрителю больше пространства для сопереживания ему.
Одно это говорит о том, что в их истории, конечно же, не будет повторения тех ужасных сцен из финала «Унесенных ветром».
Ода Намгун Мину, etc.
Бесконечно можно смотреть на 3 вещи: ухмылка Намгун Мина, томный вид Намгун Мина и страстный взгляд Намгун Мина. Думается, это будет очень сложно оспорить.
В этом году еще не было актера, который до такой степени заставил бы твое сердечко трепетать. Кажется, ты отдашь ему все: дэсаны, оскары, премии азиатской киноакадемии. Трудно вспомнить такую драматическую игру. Честно, на ум не приходит ничего подобного. Намгун Мин превзошел самого себя. Он сияет, в какой бы роли ни появился, но чаще всего под его амплуа выстраиваются предложения съемок в проектах комедийных направлений с ненавязчивыми вкраплениями драмы. Это было и в «Шефе Киме», и в «Адвокате за тысячу вон», и в «Красавице Гон Шим».
В «Возлюбленных» же актеру удивительно органично удалось сочетать в своем герое озорство и в какой-то степени хулиганство с искренними чувствами, доводящими его до отчаяния и исступления, подобного романтикам XIX века. Кроме того, его Чан Хен стал образцом мужественности и стойкости, сумев совместить это со стремлением служить прекрасной даме, подобно средневековым рыцарям.
Актер редко играет в исторических дорамах, но при просмотре «Возлюбленных» возникает ощущение, что он завсегдатай жанра.
Если смотреть в оригинале, то наверняка сможете ощутить красоту слов, которые он произносит, и сотню раз пожалеете о том, что не знаете корейского и не способны оценить все эти исторические интонации в полной мере.
При этом нисколько не хочется умалять профессионализм Ан Ын Джин, которая смогла показать игру, достойную уровня Намгун Мина. Именно на ней большая заслуга в том, как органично смотрелся рядом актер, который на 13 лет старше нее. Это напомнило о Ким Тэ Ри, которая сглаживала разницу в возрасте с Ли Бен Хоном благодаря своей неповторимой манере игры в дораме «Мистер Солнечный Свет».
Смотришь на моменты съемок дорамы – и просто поражаешься тому, насколько быстро Ан Ын Джин способна вжиться в роль. Еще считанные секунды назад она беззаботно улыбалась и что-то мило лепетала, как тут же снимается драматически напряженная сцена. Идеальная скорость перевоплощения. Предельно живая и естественная актриса.
Ода красоте
В каждом кадре ощущается качество съемки, отличная работа над мельчайшим поворотом камеры, передающей то плавность, то напряженную динамику от сцены к сцене. Кажется, здесь до деталей продумано все.
Съемочная группа хорошо потрудилась над мизансценами. В каждом кадре герои были расположены так, что это передавало соответствующие моменту отношения между героями и настроение: то тень печали на лице Намгун Мина, окруженного врагами, но думающего о звуке цветов; то Гиль Че на краю обрыва и стоящие поодаль подруги, что указывает именно на ее глубокую печаль. И так далее.
Каждая локация была приятна глазу. Предельно красивые пейзажные съемки, умелая их обработка. Намгун Мин перед выходом дорамы обещал, что зритель увидит бесконечную красоту корейских земель, – и он не соврал.
Довершающей нотой, вызывающей такое упоение картинкой, стала работа художника по костюмам. Цвет здесь решал все. Один из примеров: ни для кого ни секрет, что зеленый, желтый и голубой – гармоничное сочетание. Зеленая трава, Гиль Че в желтой чогори и зеленой чхиме, голубой ханбок Чан Хена. Это сделало кадр совершенным и врезающимся в память. Так можно разбирать многие сцены. Старательно и талантливо.
Даже при отсутствии обстоятельных знаний о компьютерной графике можно сказать, что время на обработку видео и монтаж было потрачено существенное. Это то, благодаря чему некоторые кадры выглядят так сказочно. Вспомнить только красочные сны героини.
В частности, эта работа ощущается при просмотре фрагментов съемочного процесса, которыми нас каждую неделю дразнил MBC, – очевидна была сырость пейзажей, которая устранялась при проведении работы над отснятым видео.
P. S. В состояние особого умиления вводит движущаяся вышивка. Ты поймаешь дзен.
P. P. S. Музыка тоже очаровательна. Идеально обрамляет всю эту красоту кадров.
О финале: мнения разделились
Еще одно доказательство сложности и неоднозначности решения проблемы, затрагиваемой в дораме, – вовлеченные обсуждения финала в комментариях и деление зрителей на два лагеря: 1) поддерживающие выбор Гиль Че и презрительно относящиеся к Чан Хену; 2) сочувствующие Чан Хену и не одобряющие выбор Гиль Че.
Причина в том, что герои живые. Они естественные, здесь нет сглаживания углов. В соответствии с этим и мы оцениваем их слова и поступки с позиции своего жизненного опыта, неизбежно находим схожие ситуации недопонимания в вопросах доверия, искренности и измерения чувств.
Можно было бы беспокоиться о скомканности финала, если бы это была другая дорама. Здесь же в самой первой серии зрителю дается загадка, которая разгадается, по всей видимости, уже во втором сезоне.
Как бы мы ни сходили с ума, но то, на чем прервалась сюжетная линия, более чем закономерно. Мужчина, который то исчезает, то появляется, то легкомысленно ухмыляется, то до боли серьезен. Женщина, которая обладает силой, гордостью и характером, которая сложна и многогранна, но при этом мечтает все о том же, о чтении сохака о простом.
Она пока что не может ему довериться, он пока что не может пообещать ей все времена года, проведенные вместе раз за разом. Все логично ведет к продолжению, в котором у героев будет еще один шанс на муллинг, позволяющий глубоко и обстоятельно поразмышлять о природе своих отношений.
Итоги
Здесь было много слов, но даже все они вместе взятые не смогут показать и короткой нити из того яркого и объемного клубка эмоций и переживаний, которые оставила после себя дорама.
P. S. Да, это довольно увесистый лонгрид. Тем, кто дочитал его до конца, спасибо. От души.
P. P. S. Утешительное видео с нарезкой лайтовых моментов будет тут: