На окраине Батуми, за бывшим заводском район Бензе и руинами крепости Тамарисцихе, в Чёрное море впадает маленькая речка Корилисцкали, которую в обиходе иногда называют Тамарой.
В том числе - на старинных открытках, одна из которых запечатлела железнодорожный мост... и ещё кое-что интересное: вдоль пролёта видите трубу? Это часть первого магистрального трубопровода Баку-Батум, пущенного в начале ХХ века.
Во многом - от безысходности: хотя оптимизация нефтедобычи и транспортировкисилами инженера Владимира Шухова была коньком Нобелей, всё же не обладали они деловой хватки Ротшильдов. Пока первые сосредоточились на вывозе нефти в Петербург по Волге, вторые зашли с Чёрного моря и протянули в Баку рельсовую магистраль.
Контора Нобелей не случайно располагалась на другой стороне бухты от порта - Нефтяной городок и его причалы крепко держали конкуренты. "Каспийско-Черноморское общество" уступало "Бранобелю" в объёмах добычи, но ему этого было довольно: вывозить через Батум бакинские промышленники могли ровно столько нефти, сколько Ротшильды им разрешат.
За решением этой проблемы Нобели вновь обратились к своему ангелу Шухову, и тот уже в 1884 году представил проект нефтепровода Баку-Батум с годовой мощностью до 900 тысяч тонн нефти. Однако подготовка к его строительству растянулась на 12 лет противостояния лоббистов: противниками нефтепровода были Ротшильды, их армянские партнёры (в первую очередь Манташевы) и железная дорога, не без оснований ссылавшаяся на технику безопасности, сторонниками - сами Нобели и министр финансов Сергей Витте.
Думается, последний и сказал решающее слово - в 1896 году строительство трубы началось. Сам проект за эти годы успел порядком измениться: диаметр труб "подрос" с 6 до 8 дюймов (20,4см), число насосных станций снижено с 35 до 16, а вместо нефтепровода было решено строить керосинопровод. Шухов за это время отошёл на роль главного инженера своей фирмы, поэтому проектировал систему его коллега Николай Щукин, а "на земле" работами руководили Лев Вартенбург и Владимир Нечай.
Трубы катали в Маpиyпoле и Екатеринославе, насосы - закупали в Америке, кроме последних 4 станций, оборудование для которых успели импортозаместить. Время на это было: с запада на восток через горы и дебри Малого Кавказа, малярийные болота и выжженые солнцем азербайджанские степи трубу тянули целых 11 лет. Закавказский керосинопровод длиной 882 километра заработал в 1907 году.
В последующие годы на Кавказе были построены трубопроводы Майкоп-Краснодар и Грозный-Махачкала на Кавказе, а на Эмбе труба связала с Каспием месторождение Доссор. К моменту своего краха Российская империя эксплуатировала 1280 километров магистральных труб, уступая по этому показателю разве что Америке.
Потребление нефти, однако, продолжало неуклонно расти, и с 1920-х годов в дело вступила уже плановая экономика СССР. В 1928-30 годах Закавказский керосинопровод был переделан в полноценный нефтепровод, на выходе дополненный Батумским нефтезаводом.
Обе трубы - и нобелевская, и советская, - тянулись по поверхности, реки и горы пересекая вместе с железной дорогой: подземный трубопровод СССР впервые проложил в 1936 году в Башкирии. Но с началом Великой Отечественной волжский путь вывоза бакинской нефти стал явно актуальнее черноморского, и здешние трубы были экстренно сняты да переброшены на рокадный нефтепродуктопровод Астрахань-Саратов, запоздало пущенный в 1943 году.
Так что в послевоенные годы по закавказской трассе протянулась уже третью по счёту труба, кусочек которой и висит теперь у советского моста через Корилисцкали.
Он давно пуст: в 1999 году основным терминалом бакинской нефти на Чёрном море стала Супса ближе к Поти, а в 2006 году был пущен нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, под Ахалцихе уходящий сквозь Турцию на её южный берег.
Поговаривают даже, что именно с этих труб, а вовсе не с поддержки сепаратизма Абхазии и Южной Осетии, русско-грузинский конфликт начался по-настоящему: тогдашняя Россия ещё не смирилась с тем, что страны от Прибалтики до Закавказья на много поколений вперёд станут самой враждебной для неё частью мира, а потому ополчилась на ей невыгодный, но географически закономерный инфраструктурный проект.