«Курьер» Карена Шахназарова, вышедший в 1986 году, стал культовым перестроечным фильмом, а его герои – прагматичная Катя Кузнецова и идеалист Иван Мирошников с циничным чувством юмора – кумирами молодежи.
Кастинг Шахназарова точно попал в типажи советских горожан 80-х годов: разведенная учительница, редактор никому не нужного журнала, профессор-бюрократ. Их сыграли звезды. Мы же расскажем, в каких сценах сняли реальную шпану, кто танцевал крутой брейк-данс и как собирали саундтрек фильма, ставший его визитной карточкой.
Бунтарям теперь у нас дорога
Советские подростки зачитывались повестью Карена Шахназарова «Курьер» (1982), принесшей автору литературную премию имени Бориса Полевого.
Первая попытка экранизации натолкнулась на отказ из-за “клеветы на советскую молодежь”. Смена политического курса с приходом Михаила Горбачева (1985) смягчила застойные взгляды, и фильму дали путевку в жизнь.
Съемки начались в 1986 году. На главные роли Карен Шахназаров пробовал молодых популярных актеров – Алену Хмельницкую, Ирину Апексимову, Ольгу Кабо, Игоря Верника, Дмитрия Харатьяна и Дмитрия Певцова, – однако не видел естественности в кадре.
Тогда помогавшая на съемках Настя Немоляева, дочь главного оператора картины, по просьбе режиссера привела на пробы одноклассников. Так на площадке оказался Федор Дунаевский – наглый, резковатый, всех критиковавший. Он на 100% попал в образ Ивана. Кроме того, Федор и Настя хорошо ладили. Так на свой страх и риск Шахназаров утвердил на ведущие роли обычных школьников.
Би-бои в кадре
Документальности картине придают колоритные подростки в адидасах и с начесами в ролях второго плана и массовке. Исполнителя Базина, друга Ивана, нашли в отделении милиции.
Туда Шахназаров обратился, чтобы ему подобрали местную шпану для сцен в кафе и на улице. Подростки попались «правильные»: сбегали со съемок, чтобы подраться.
Звездами фильма стали и первые би-бои – танцоры брейк-данса. После выхода «Курьера» страна повально увлеклась этим стилем. Движения и трюки разучивали теперь не только по американскому фильму «Брейк-данс» с похожим сюжетом, в котором девушка из богатой семьи дружит с парнями с улицы.
В Москве би-бои собирались в кафе «У фонтана» около новостроек Олимпийской деревни, куда по сюжету в свою компанию привел Иван и Катю. В фильме танцуют разные стили.
Так, «электрик-буги» – движения робота – можно увидеть в сцене у озера. В финале картины нижний брейк лихо крутят танцоры из студии Дома культуры, которой руководил цирковой режиссер Валентин Гнеушев.
Бытие определяет сознание
Уличные танцы Шахназаров снимал рядом с круглым домом на улице Довженко (д. 6). Это здание было построено в 1970-х годах по экспериментальному проекту. При внешней непохожести на старую Москву создатели дома пытались воссоздать именно ее атмосферу. В этом им должна была помочь круглая конструкция для обустройства двора, как в домах в центре. В одном из таких жила Катя – на Сретенском бульваре.
Сегодня в стенах одного дома редко соседствуют несколько поколений семьи. Угодить всем можно, разве что выбрав сочетание классической архитектуры и модной локации. Например, профессорскую семью легко представить в de luxe квартале «Театральном доме» на Поварской улице. Посмотрите на планировках, как удачно впишутся туда и библиотека, и рояль.
Саундтрек перестройки
Прагматичное поколение Кати и Ивана не находит идеалов в родителях и не видит перспектив в будущем. Они одинаково тоскуют и в центре, и на окраинах. Единственное, что их объединяет, – это протестный рок и модное техно. Подростки танцуют под песни «Аквариума» и «Машины времени», а также всем известную Say You'll Never Лианы Росс. В сценах с брейк-дансом звучит суперхит – композиция Rockit Херби Хэнкока. Его голос был обработан на вокодере для эффекта робота, а мелодия в стиле скретч – со звуками пластинки, которую крутит диджей, – стала символом 1980-х годов.
Знаковым оказался визит на киностудию, где снимали «Курьера», Бориса Ельцина, тогда еще секретаря горкома партии. Съемочная группа услышала от него одобрительное “жизненно”.
Сегодня кажется, что Иван, дарящий в финале свое пальто Базину, завещает мечтать о чем-нибудь великом не только другу, но и всему поколению.