Иногда бывалоче почитываю али поглядываю интернеты и прям ору в экран: «Что, черт возьми, ты такое несешь?!».
Море разливанное советов от гур всех мастей из всех волостей, как кожевником стать и ахулиарды деняк лопатами загребать.
Особенно громко мой ор поднимается выше гор, когда я вижу советы из серии какую кожу брать или не брать новичку и советы про стартовый набор инструментов кожевника, в котором список из миллиарда пунктов.
Как правило, подобные советы исходят от спикеров какой-нибудь онлайн-школы «Богатырская сила рукажопия номер один во всей вселенной». И хочется прям подойти и сказать «Свой совет себе посоветуй» и воткнуть пробойник в глаз.
Давайте разберемся, как выглядит подход начинающего в кожевенном деле нулевичка здорового человека.
Самый первый и, пожалуй, самый важный вопрос, который вы должны себе задать – для чего вам нужно кожевенное дело. Это всего лишь спонтанная хотелка здесь и сейчас что-то поделать руками для души или вы всерьез планируете добиться в этом деле вершин и высот, а затем свои скилы монетизировать, то есть начать обучение ремеслу и затем через какое-то небольшое время начать зарабатывать на своих изделиях. Это поможет вам выбрать вектор развития, ибо для себя и для души он будет одним, для получения профессии совершенно другим, а потому и подход к этому самому развитию будет разным.
Второе и тоже очень нужное действие сразу уяснить на перовом этапе, что никто не начинает со сложных изделий и дорогих кож, и никто никогда не делает первое свое изделие идеально и уж тем более супер-пупер идеально. Можно с первого раза и самого нуля сделать хорошо, даже настолько хорошо, что не стыдно будет продавать, но все равно мелкие недочеты, косячки и ошибки в изделии все равно будут. То же самое бывает и у опытных мастеров при разработке первых опытных образцов какого-либо изделия. Вероятность неидеального результата нужно принять, как данность, и не рвать свой перфекционизм на британский флаг. В противном случае вы просто никогда так ни к чему и не приступите.
И третье, что нужно для себя принять – это то, что вы с вероятностью в миллиард процентов будете ошибаться, особенно на первых порах, когда подготовки и понимания в голове ровно ноль. Примите это со здоровым оптимизмом, и как аппетит приходит во время еды, так и нужные навыки придут не сразу, а со временем. Опыт он всегда сын ошибок трудных и в начале пути ошибок будет много, и много чего из закупленного будет куплено зря, выброшено, отложено, заброшено или уйдет в перекрой. Это нормально.
И на это нужно заложить не только понимание и принятие, но и некоторый небольшой бюджет. Просто запишите себе на подкорку, что данный бюджет – цена ваших ошибок и вашего опыта. От ошибок не застрахован никто – ни новичок, ни опытный мастер.
А на стадии становления мастера ошибки должны быть тщательно занесены в дневник и из них должны быть сделаны выводы.
Очень вам рекомендую вести такой дневник, фотографировать свои процессы, что-то зарисовывать, что-то распечатывать и в этот дневник подклеивать. Он может быть и бумажным, и электронным.
Лично я, к примеру, жутчайший в этом смысле ретроград, и обожаю рисовать в блокнотах и скетчбуках, а также записывать что-то от руки – так работает мое личное восприятие, моторика и память. Если вам не хочется делать все в бумаге – заведите закрытую страницу в соцсетях, отдельный файл, да что угодно заведите и методично ведите этот дневник. Он очень наглядно поможет вам отследить ваш собственный рост и зафиксировать выводы, сделанные во времена вашего становления. Вы сами заметите развитие своего мастерства и сделаете это очень быстро просто потому, что перед вашими глазами будет ощутимый и видимый результат.
Также этот дневник или скетчбук позволит вам не растерять ваши идеи. Никогда не держите идею в голове – не обязательно уметь рисовать, как художник, по всем правилам рисунка, или писать длинные сочинения, зарисуйте то, что пришло вам в голову и опишите идею текстом.
Периодически пролистывайте свои записи, возвращаясь к началу, иногда идея, которая лежала в записях долгое время может быть воплощена в жизнь здесь и сейчас.
А самые горящие идеи, от которых вам нет покоя и вас буквально от такой идеи искрит, стоит не только записать, но и начать реализовывать, не откладывая ее в долгий ящик. Пусть даже она останется на этапе проекта и на время ляжет в стол – искрящее нужно делать сразу. Так вас не покинет драйв от того, чем вы занимаетесь и вдохновение не улетучится.
Ну и еще небольшая ремарка – не выбрасывайте свое первое изделие, каким бы неказистым оно вам ни казалось. Спустя время оно согреет вам душу воспоминанием о том, как все начиналось. По секрету скажу - большинство кожевников свои первые изделия хранят и берегут, а временами даже и показывают другим людям.
Ну а теперь от общих моментов перейдем к главному - какие же кожи не брать новичку и списку инструментов в миллиард пунктов.
Давайте я буду все же рассуждать с точки зрения нулевичка, который ремеслом хочет в будущей перспективе зарабатывать, а тех, кто чисто для души побаловаться буду иметь в виду.
Что касается кожи, то начинать стоит не с ее покупки, а с изучения кожевенного материаловедения. То есть разберитесь сначала какие вообще кожи бывают, какие свойства им присущи в зависимости от вида дубления, вида самой кожи, способа ее обработки (кроме дубления это еще и шлифовка и финиширование, и пропитка и т.п.), изучите особенности работы со всеми видами кож в теории и напишите подробные конспекты.
Всю информацию можно найти в группах и на сайтах различных магазинов кожи – продавцы пишут статьи, снимают видео и всячески продвигают свою продукцию. При этом они хорошо знают, что и для чего они продают.
Я сама в ближайшее время планирую серию статей по кожевенному ликбезу и постараюсь развернуть все нужные начинашкам темы про кожу и работу с ней. Так что подписывайтесь на мой телеграмм канал «Отпетые кожевники» (https://t.me/+AxhtmJwgWwUyMTNi) – будет много интересного и полезного.
Прежде, чем ломиться что-либо покупать и совершать нелогичные поступки, изучите все в теории и только потом переходите к практике.
Кто-то очень глубоко уверен, что работа с кожей – это удел избранных и не всем это дано. Кроме всего прочего почему-то принято считать, что покупать кожу дороже, чем ткань. На самом деле это заблуждение.
Конечно, тот человек, который делает первые шаги в кожевенном ремесле, не кинется покупать крокодила, питона, страуса и прочую экзотику. Не потому, что эти виды кож сложнее и непонятнее, чем те, что ниже по цене. Дело именно в цене – редкие экзотические кожи стоят дорого. И к ним вы приступите конечно, но тогда, когда наберетесь опыта и соберете базу клиентов, которая поможет вам окупить затраты. А пока начинайте с чего-то попроще и подешевле.
Самый вредный совет из сети – это разделение на то, с какими кожами стоит работать новичку, а с какими нет.
Вы, конечно же, ходите по интернету и видите советы из серии: я мастер-кожевник, сейчас я вам расскажу, что не надо брать вот эту кожу и вот эту, берем только вот эту и эту и кучу всякой бредятины в обоснование, почему именно так.
Если мастер призывает вас не пользоваться каким-либо видом кож, или говорит, что при помощи вот такого-то инструмента не добиться нужного эффекта (например, отрицает патинирование и тонирование кожи аэрографом и уверяет, что им нельзя), это значит только одно - товарищ мастер просто не умеет работать с теми видами кож, которые ругает, и тоже самое касается инструмента.
Все вышеперечисленное указывает на низкую квалификацию и сильно раздутые понты мастера, берущегося вас учить, и на незнание технологии. Хотя особых секретов в этой технологии и нет.
Давайте включим логику и подумаем здраво. Вы пришли обучаться с заделом на будущую работу с заказами. К вам вполне может прийти заказчик со своей кожей, которую он купил сам и попросит выполнить заказ из нее. Если вы скажете «я с такой кожей не работаю», то вы потеряете и деньги, и клиента. Кроме этого, клиент еще и расскажет о вас ближайшему окружению. А практика показывает, что довольный клиент приводит в течение года к мастеру еще 10-20-30 новых клиентов по своей рекомендации. А это значит, что, теряя одного, вы теряете значительно больше. Это неэффективный подход к монетизации, то есть к собственному заработку.
Поэтому постепенно изучайте все особенности кож, которые в ассортименте предлагаются кожевнику для его работы. Ведите конспекты, пробуйте делать изделия пусть даже самые простые на первых порах. Это позволит вам, во-первых, не бояться новых материалов, а во-вторых, понимать, подходит ли для конкретного изделия та или иная кожа и позволит грамотно консультировать своих клиентов и наполнять свой собственный ассортимент изделий.
Профессиональный мастер не боится нового и неизведанного и не дрочится в углу только с растишкой, как самым простым в работе материалом, тампонируя ее в ручную губкой по «сверхсекретной» технологии патинирования. Забудьте этот бред сивого коня раз и навсегда.
Самый простой вариант – это купить листовую нарезку кож разных видов и поделать из нее обложки на паспорт, простые картхолдеры и лонгеры, обложки для блокнотов, примитивные сумки-пакеты и шопперы, если хочется сумок. В общем, на первых порах все святые прямоугольники вам в помощь. Пройдя на простых изделиях основные технологические моменты, переходите к конструкциям более сложным и многосоставным, учитесь комбинировать материалы.
Что касается расчета расхода кожи на изделие, то прежде, чем закупить кожину, постройте весь комплект лекал вашего изделия, уточните все технологические моменты и перенесите на плотный картон. И если магазин находится в реальном доступе, возьмите этот набор лекал с собой и просто разложите на подбираемом материале прямо в магазине. Если же вы делаете заказ онлайн, разложите лекала на столе и объясните продавцу при помощи рулетки, фото или видео, что ваши лекала должны укладываться в такую-то площадь. Так консультанту будет проще и быстрее вас обслуживать.
Перед тем как перейти к работе с инструментом – поймите основные технологические узлы.
Кожевник работает с тремя видами швов обработки – это шов склейка в расклейку (аналог шва в разутюжку на ткани), шов в загибку (аналог подрубочного шва на ткани) и шов в обрезку (аналог шва с открытым срезом)
Все три способа – это либо сборка на машинке прямой машинной строчкой, либо ручной седельный шов.
Попробовать шить кожу можно не приобретая специальную машинку, достаточно поставить в обычную бытовую иглы для шитья кожи и тефлоновую лапку. Единственное, что закрепки вам придется ставить в ручную, стандартная закрепка швейной машины не подойдет.
Вид седельного шва зависит от формы пробойника и способа выполнения данного шва, этих способов тоже три и их мы с вами разбирали на бесплатном марафоне по пошиву блокнота-органайзера. Ничего космически сложного в этом нет, и вы в этом благополучно убедились.
Еще один вредный совет начинающему мастеру – это начинать с пробойника с шагом в 5 мм. Мол, шаг большой, а потому с ним удобнее. Это глупый совет.
Шаг пробойника всегда выбирается исходя из толщины кожи. Чем толще и плотнее кожа, тем больше шаг. Поэтому для мелких изделий из тонких кож типа часовых ремешков и ключниц, подбирают кожу не толще 1 мм, а потому и шаг пробойника будет варьироваться от 2,7 до 3 мм.
Если у вас еще нет вообще никакого пробойника и вы только начали, то имейте в виду, что самая ходовая толщина кож 1,4-2 мм, а оптимальный шаг пробойника для них 3,5-3,85-4 мм, такие пробойники и купите. Оптимально 3,85 и не обязательно дорогой от Вуты или Кримсон – любой безымянный с Алиэкспресс.
Будет он круглый или ромбовидный, французский или японский для начала работы не принципиально – это вопрос ваших экспериментов с нитками и видами шва. Тренируйтесь, пробуйте, набивайте руку, ведите дневник, делайте выводы. При необходимости докупите недостающее.
Основные операции, которые выполняет кожевник – это раскрой, то есть вырезание деталей изделия, склейка, пробивание шва, обработка урезов и прошивка – это основные технологические операции в любом изделии.
И для того, чтобы сшить что-то исключительно простое – обложку на паспорт или блокнот–органайзер, вам не потребуется много инструментов и минимум химии.
Химией в данном случае будет считаться клей и средство для обработки урезов и бахтармы.
Клей лучше всего использовать наиритовый и купить его можно в маленькой упаковке от 250 мл, в том числе и на маркет-плейсах. Я рекомендую пользоваться клеем SAR30E Кенда Фарбен. Но и обычный момент резиновый вам вполне сгодится на первое время.
Для обработки урезов обычно рекомендуется токонол. Это густая эмульсия для полировки бахтармы и урезов. Стоит она весьма недешево для начинашки и нужно ее не так много. К тому же покупать токонол в холодное время чревато его порчей при перевозке – он категорически не переносит низких температур и сворачивается. Покупать его нужно в теплое время и с запасом, а это не выгодно, если пока вы не решили по какому вектору направить лыжи в сторону кожевенного мастерства.
Поэтому если вы на первых порах не хотите тратиться или хотите, но вовремя не успели сделать заказ, замените токонол порошком для полировки уреза и бахтармы Арнесси. Он не боится морозов, и купить его можно в любое время, легко разводиться водой, а пятидесятиграммового пакетика вам хватит на большое количество изделий. Разведенный в гель порошок правда не хранится больше суток, зато экономичен в использовании, стоит недорого и в сравнении с токонолом имеет лучшие полирующие и водоотталкивающие свойства.
Для раскроя вам понадобится металлическая линейка – ее лучше купить в строительном магазине, строительные линейки прочнее и точнее, и пара макетных ножей – один тяжелый (я, например, пользуюсь строительным макетным ножом для линолеума) и один легкий нож с лезвием на 9 мм для тонких и легких материалов. Сменные лезвия к ножам лучше иметь с запасом, всегда вовремя обламывать лезвие или менять на новое и не кроить одним лезвием и бумагу, и кожу.
Для работы с пробойниками подойдет любой металлический молоток, киянка пвх (не резиновая) из строительного магазина, или специальная кожевенная киянка из полипропилена. Если выбираете кожевенную, то у них указан вес – берите ту, что потяжелее, с ней удобнее работать. Она же вам пригодится если вы решите заняться карвингом по коже.
Нитки для пошива сумок и кошельков чаще всего используются вощеные толщиной 0,7-0,8 мм. Плоские или с круглым сечением особо не имеет значения. Важно чтобы они подходили к толщине кожи, шагу пробойника и ровно ложились по шву.
Иглы для ручного шитья кожи или шорные иглы советующие толщине и плотности кожи, из которой вы шьете изделие. Я предпочитаю работать шорными иглами, у них ушко имеет одно сечение с иглой и за ее пределы не расширяется.
Столярный циркуль разметчик он же циркуль-компас предназначается для разметки линий швов, и купить его можно как в любом строительном магазине, так и в кожевенных, и на маркетплейсах. Ту же функцию выполняет канавкорез, но стоит дороже и это уже специальный кожевенный инструмент.
Торцбил или кромкорез нужен при обработке уреза для снятия фаски с боковых линий уреза. Торцбилы бывают разных размеров, на первых порах достаточно одного номер 0,8.
Сликер – хреновина, похожая на веретено, требуется для создания трения на урезе при его полировке. Стоит не дорого, продается на маркетплейсах и в кожевенных магазинах.
Обувная клячка — если в детстве у тебя была игрушка силиконовый лизун и ты с размаху радостно лепил его на стены, клячку ты узнаешь из тысячи. Она примерно как лизун и выглядит. Новичкам свойственно заливать лишний клей, и он отовсюду вылезает и застывает, где не надо. Обувная клячка аккуратно уберет клей даже с ворсистого велюра – хороший инструмент в помощь неуверенному рукопопику.
Шорный пони, он же шорник. На первых порах можно шить и без него, но он сильно упрощает и ускоряет ручное шитье. За неимением шорника можно использовать легкие тиски, канцелярские зажимы большого размера и просто шить навесу.
Раскройный мат – для защиты домашнего стола от повреждений его лучше конечно приобрести, и лучше всего купить сразу мат формата А1, то есть самый большой. Но если на первых порах на него денег нет, накройте стол листом толстой фанеры или купите лист А1 толстого 2-3 мм толщиной переплетного картона. Из картона и фанеры можно так же вырезать полосы и при помощи них и струбцин или канцелярских зажимов на первое время изобразить подобие шорника.
Наждачная бумага разной зернистости или маникюрный баф или даже пилки для ногтей с разным зерном. Все это подойдет для шлифовки уреза. Если у вас имеется дремель или гравер, шлифовальная насадка — они тоже подойдут.
Этого набора вам хватит для того, чтобы набить руку в пошиве простых изделий, сформировать первый ассортимент для продаж и понять призвание для вас профессия кожевника или же так развлекуха для души.
Если вы сразу постараетесь работать вдумчиво и по правильной, логичной технологии здорового кожевника, а не самоучки от сохи, вы без лишних моральных и финансовых затрат обзаведетесь первыми клиентами.
Сфотографируйте изделия красиво и презентабельно, сделать это можно при помощи смартфона и недорого фото-света, и выложите у себя в соцсетях. Оглянуться не успеете, как даже самые неожиданные ваши подписчики начнут интересоваться вашим ремеслом и делать первые заказы без всякой платной рекламы.
И тогда по мере накопления денег, рабочего и профессионального потенциала докупайте необходимое вам для работы. У каждого мастера набор инструмента и процесс обрастания им и собственной мастерской неповторим и индивидуален.
И последняя рекомендация на сегодня – не пользуйтесь никогда готовыми выкройками, учитесь строить все сам собственными руками. Причем именно руками именно на бумаге и не на миллиметровой бумаге.
Очень часто слышу возражения, что есть корел и иллюстратор, компас и Автокад, зачем мучиться и ползать по столу.
Обучение технологии придумано не просто так, и любого кожевника учат сначала именно ползать по столу и строить лекала вручную. Связано это с особенностями устройства нашего головного мозга – абстрактное и объемное мышление в форме у нас появляются только тогда, когда задействована мелкая моторика наших рук.
Художников всегда учат сначала лепить и только потом учат рисовать. Не умея лепить, художник не поймет, как в 2d формате отразить объемную форму предмета, а особенно сложной его формы. При объемном конструировании в коже лепку мы заменяем мелким моторным развитием рук и без него у вас никогда не придет понимания формы, работы линий, фактур и процесса их создания.
Первый опытный образец всегда создается руками в чертеже и макете, затем отшивается пробный чистовик. И только после этого создается технологическая карта изделия и модель отрисовывается в цифре.
А готовые выкройки еще никого и никогда мастером не сделали.
На сегодня все, надеюсь, статья была вам полезной и если у вас остались вопросы, давайте как обычно обсудим статью в нашем чате.
А я вас всех обняла, приподняла, всегда ваша Катя Че