Найти в Дзене
Внутри России

Глава 1.2. Времена изначальные.

По преданию дружинники не смогли поднять соху Микулы Селяниновича, это намекало на то, что крестьянский труд был тяжелее и важнее ратного.
По преданию дружинники не смогли поднять соху Микулы Селяниновича, это намекало на то, что крестьянский труд был тяжелее и важнее ратного.

Постепенно после принятия христианства языческое почитание природы сохранилось только в народном фольклоре, хотя и там христианское мировоззрение стало доминирующим. Одним из самых важных героев сказаний являлась сама земля, или как ее уважительно называли Мать-Сыра-Земля – славянская богиня земли и плодородия. Удивительно, что наши предки подчеркивали важность именно сырой земли, т.к. только такая земля является плодородной: «Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает» (что соответствовало понятию adamah в книги Бытия).

У Матери-Сырой-Земли был любимый сын Микула Селянинович, оратай-богатырь, обладающий нечеловеческой силой. Образ Микулы, пронесенный нашим народом через столетия, был очень важен для понимания всей славянской культуры. Микула одновременно являлся крестьянином и богатырем (то есть дружинником, т.к. в средние века была кардинальная разница между крестьянином-ополченцем, не имеющим воинского снаряжения и не умевшим им пользоваться и профессиональным воином-дружинником, сподвижником князя), сыном земли и народа (в его лице заключен родовой союз между Матерью-Землей и «селом», народом, что видно по отчеству Микулы, это полностью согласуется с книгой Бытия (2:7, 3:19)), наконец, он обладает всеми христианскими добродетелями: помощь ближним, жертвенность, почтение к старшим и др. (само его имя напоминает о святителе Николае, который всегда особо почитался на Руси). Это собирательный образ, народное представление об идеальном герое. Удивительный синтез язычества и Православия. Микула – крестьянин, богатырь и святой, преодолевающий все земные преграды и общественные законы.

Очень важным моментом здесь является не только наличие самой земли, но человека, способного ее обработать. Труд пахаря ставится выше, чем ратоборство и не каждый способен и главное достоин крестьянствовать. Несомненно, это была собственная оценка крестьян своего тяжелого труда и пример для подражания. Через такие народные предания, у людей формировалось представление уже не просто о земле, а о земле-кормилице, о Родине.

Понятие Родины включала в себя все земное существование человека: рождение, поддержание жизни путем возделывания земли, защита территории от врагов, место смерти и погребения. Это земля рода, где жили предки и будут жить потомки (интересно, что выражение «пустить корень» у славян означало не только родиться, но и умереть в определенном месте).

Оба этих понятия Мать Сыра-Земля и Родина (Родина-мать) стали одним целым. Интересно, что в русском языке сохранился и «мужской вариант» - Отечество (отчина, отчизна), то есть земля отца, а также «избранная страна», «родовая, наследственная земля».

Итак, понятие Родины постепенно модифицировалось в связи с развитием и расселением славянских племен на востоке Европы. Говоря о таких древних дописьменных временах, необходимо помнить, что осталось очень мало свидетельств того, как жили и как думали (ощущали) наши предки. Опираясь на научные факты (уцелевшие летописи более развитых соседей, имеющих письменность, археологические раскопки, фольклор и другое), надо все-таки исходить из того, что люди мало меняют свой бытовой уклад, как и психику. Ученые до сих пор спорят, что первичнее быт, обстановка или психика, сознание. Вопрос сложный. Мне кажется, что это взаимозависимые процессы, но сначала все-таки было сознание, представление об идеале, теория, которая сильно менялась с получением жизненного опыта, попадая в реальные условия жизни, вносившей определённые ограничения и соответствующие корректировки.

Адам имел представление об идеале, как житель сада Эдемского. Выполняя Божественные заповеди, очищая землю от сорняков, облагораживая пространство, устраивая свое хозяйство, он стремился воссоздать свою прошлую жизнь в Эдеме. Понятно, что это было невозможно, но все же пространство вокруг него было изменено, превратилось из дикого в культурное. Неспроста слово «культура» в русском языке имеет несколько значений. Глобальная культура человеческой цивилизации произошла от возделывания земли, от агрокультуры, произрастающей на полях.

Заметим, что земледелие возникло до грехопадения и не только в виде райского сада, но и в виде нивы! Уже в первой главе книги Бытия говорится: И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу (1.29). И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (2.15). Поэтому засеянное поле – это образ не проклятой (хоть и обработанной), а райской земли, где человек возделывал ее, еще не борясь с сорняками. Значит труд – это не результат Божьего проклятия, а явление вполне райское. В самом деле, если серьезно задуматься, то странно было бы отождествлять райскую жизнь и полное безделье. Думаю, любой человек через несколько дней после такой райской жизни стал бы страдать от скуки.

Позже, у потомков Адама, отошедших от Бога, представление об идеале основывалось уже на плодах труда прародителя – на домашнем хозяйстве. При этом помимо земледелия люди стали осваивать и другие виды хозяйствования: скотоводство, рыбная ловля, охота, собирательство, которые также имели свои аналоги в Эдеме, через обладание животным миром, данным человеку Богом до грехопадения. Сам Адам также активно занимался их освоением. Вспомним, что его сын Авель уже был скотоводом и приносил в жертву Богу не плоды земледелия, а животных.

Что с уверенностью можно утверждать, так это то, что бытовые условия в тех или иных культурах напрямую зависели от природных условий. Не буду распыляться по всему множеству существующих культур, а отмечу только, те, которые имели важное значения для России. Условно их можно разделить на три типа хозяйствования: европейский тип (уточню – подтип северной части Европы, относящейся к умеренной климатической зоне, а не южной, относящейся к субтропическому средиземноморскому подтипу), собственно русский и степной. Первые два типа очень похожи, однако есть причины их разделять. Чтобы разобраться в этом вопросе, придется погрузиться в историю раннего средневековья.

Несомненно, у русской и североевропейской культур было много общего: оседлый принцип хозяйствования, в котором земледелие и приселищное скотоводство играло превалирующую роль, породы животных и виды растений, способ возделывания земли и многое другое. Более того славяне раньше жили в центральной Европе, соседствуя с немецкими и иными племенами. Так что, фактически эта была одна культура. Оседлость влияла на представление о Родине, как земле предков, своей земле. Эта было пространство, ограниченное проживанием соседней родовой общины, а позже более крупного объединения людей – племени. Такая территория характеризовалась наличием достаточного количества ресурсов, для существования без смены места проживания. Внешне можно себе представить деревянное поселение на взгорье, обычно на высоком берегу реки, расчищенное от леса пространство, занятое пашней и пастбищем. Окраина проживания окружена нетронутым лесом. В лесу границы с соседней общиной размыты, лес используется совместно, как место охоты и собирательства, источник древесины и защита от врагов. Первостепенное значение в такой экосистеме имеет река. Ее роль невозможно переоценить – это источник чистой воды, рыбы, даже плодородия (вспомним словосочетание «заливные луга» - низкий берег реки, который в весеннее половодье затапливается и заиливает землю, на таких лугах круглое лето произрастает густая и сочная трава, использующаяся как корм скоту).

Схематичное распределение земли и хозяйства в архаичной общине
Схематичное распределение земли и хозяйства в архаичной общине

Расселение людей происходило из Месопотамии, именно там и находился Эдем, что подробно описано в книги Бытия. Но точного местоположения узнать нельзя, так как позже произошел всемирный потоп, который сильно изменил земное пространство. О существование такого потопа есть множество свидетельств – летописи и сказания совершенно разных народов и, наконец, геологические и археологические исследования. Но можно точно сказать, что первые люди расселялись в благоприятных для проживания местах – с теплым климатом, плодородной землей, недалеко от источников пресной воды. Постепенно, при увеличении численности, люди уходили все дальше, в различных направлениях. Главными причинами миграции древних людей были увеличение плотности населения, которая стала серьезно ограничивать использования ресурсов и климатические изменения.

Судя по всему (в том числе и по научным исследованиям), климат серьезно менялся с течением времени. Периоды потеплений сменялись похолоданиями. Но в целом на заре человечества, он был гораздо суровее, чем сейчас. Северная и восточная Европа была покрыта вечной мерзлотой. Средиземноморье, междуречье, северная Африка и средняя Азия обильно снабжались влагой (как в виде осадков, так и в виде полноводных рек), почвы, имея достаточное увлажнение были плодородными. Именно в этом поясе сформировались все древние человеческие цивилизации, достигнувшие удивительного культурного развития.

Но со временем ситуация стала меняться – климат теплел, ледники отходили на север, снабжение влагой (гетерохрония) юга стало недостаточным. Параллельно из-за высокой плотности населения, стал происходить процесс вытаптывания почвы домашним скотом. Уменьшение осадков и вытаптывание стали приводить к опустыниванию, почва засолялась и превращалась в пыль. Появилась реальная угроза голодной смерти и разросшимся племенам пришлось искать более благоприятные места для проживания. Отметим про себя, что данные процессы происходили постепенно и не везде. Это не было какой-то экологической катастрофой. Глядя на африканские пустыни, мы видим лишь итог, «верх исторического айсберга», который формировался многие сотни лет, за исключением, конечно, тех пустынь, которые сложились в последнее безумное столетие, серьезно нарушившее баланс сил в природе.

Поэтому и переселение народов было процессом постепенным. Переселение в любом случае – это некий кризис, стресс психологический и бытовой. Освоение севера шло трудно и медленно. И все же северная Европа была заселена, а с ростом численности снова встала проблема нехватки ресурсов.

Речь идет не о великом переселении народов, которое началось с 1-2 в н.э. германскими племенами. А о времени более раннем. Следует заметить, что оседлая культура считается более развитой, чем степная, т.к. такие племена обладали более совершенными орудиями труда и способами обработки земли, позволяющими долго использовать одну и ту же землю. Но и земля на севере не была столь плодородна, поэтому локальная миграция все равно происходила.

Интересным остается вопрос народообразования (этногенеза). Почему, проживая в одной местности, имея одинаковые способы хозяйствования, люди не только объединялись, но и разъединялись. Возможно, здесь влияла родовая память – миграция для разных народов происходила в разное время. Поэтому пришедшие раньше, воспринимали пришедших позже уже не своими, а чужаками. Но загадка в другом, в различие языка. Вспомним, что это главное отличие одних народов от других. В церковнославянском слово «язык» и переводится как «народ». Одной неравномерностью миграции, бытовыми особенностями и природой нельзя объяснить происхождение различных языков.

В науке есть две теории на этот счет: «Примордиалистская концепция этногенеза представляет этничность как нечто изначально (примордиально) данное и естественное, порожденное «почвой и кровью». Этому взгляду противостоит «конструктивистский» (или «реалистический») подход, в котором этничность рассматривается не как данность и «фиксированная суть», а как исторически возникающее и изменяющееся явление, результат творческого созидания. Одним словом, явление культурное, а не биологическое, что больше похоже на правду. Об этом писал известный социолог С. Кара-Мурза:

«Биологически человек наследует лишь структуры мозга, гортани и языка, позволяющие младенцу обучаться у окружающих его людей логическому мышлению и членораздельной речи. Именно в этом смысле Хомский писал, что в человеке (в отличие от обезьян) есть «врожденная грамматика». Но она вовсе не этническая, а именно «универсальная» для всего человеческого рода т.е. рассчитана на все языки.

Когда ребенок рождается и слышит, как говорят окружающие его люди его народа, то его мозг уже в первые несколько месяцев жизни настраивается на структуры этого языка, и он становится для него родным. Ст. Пинкер даже ввел метафору «джамперы» (самый близкий к контексту смысл слова jumper – появляющаяся мишень). Эти «джамперы» в мозгу ребенка ставятся в положения, соответствующие языку окружения [1]. Но эта настройка мозга на определенный язык есть процесс освоения культуры, а вовсе не «голос крови». Ребенок, попавший в стаю волков и выросший в этой стае, не проявляет потом никаких этнических архетипов и никакой прирожденной способности к языку своих родителей». [цитата по 2]

Фотография дикого мальчика Дина Саникяра, который вырос среди волков и ставший прототипом Маугли. Социализировать его так и не смогли...
Фотография дикого мальчика Дина Саникяра, который вырос среди волков и ставший прототипом Маугли. Социализировать его так и не смогли...

Следовательно, для людей, некогда проживающих на одной территории не было никаких биологических и социальных предпосылок говорить по-разному и разделение произошло под внешним воздействием, иначе говоря по разумной воле Творца.

Образование народов описано все в той же книге Бытия, когда люди решили строить Вавилонскую башню. Это событие очень важно для дальнейшей истории человечества. Начнем с того, что сама способность говорить была дана Богом, только человеку. Это свойство подобно Богу. Обладание им дает человеку возможность нарекать всех живых существ и утверждать над ними власть, по заповеди Божьей (Быт.1.26; 2.20). Как и власть высшего Бога-Слова утверждается над подобием его – человеком («В начале было Слово…» Ин.1.1). Язык человечества был единым долго, вплоть до столпотворения.

Решение строительства Вавилонской башни противоречило Божественному замыслу, т.к. преследовало цель уподобиться Богу чисто механическим путем, не через духовный труд (как и вкусить плод) – это путь не богопочитания, а самообожествления. Этот сектантский принцип оказался удивительно живуч и используется до сих пор (Вы – Боги, для этого надо только вместе спеть, взяться за руки, принять этот «божественный напиток» и т.д.). Был и еще один скрытый смысл – предотвратить дальнейшее расселение людей по Земле, которое пугало потомков Хама угрозой потерять власть и оказаться в рабстве у потомков своих братьев, что было предречено Богом. То есть опять попытка избежать небесную кару и даже пойти против заповеди «плодитесь и размножайтесь» (ибо без расселения этот закон выполнить невозможно, так что под словом «размножайтесь», можно понимать и «расселяйтесь»).

Такое лукавое объединение людей могло привести только к допотопному нравственному падению, где единство достигалось в поклонении самым низшим влечениям. Бог не мог допустить повторения трагедии и, исходя из любви к своему творению, разделил людей на народы. Тогда этот дар языка был получен человеком второй раз, что несомненно доказывает, что у Бога есть теперь свое особое отношение не только к каждому человеку, но и к каждому народу и судьба у этих «языков» разная. Только в таких условиях со временем мог появиться и народ подходящий (избранный Богом) для пришествия Спасителя. Хотя для этого все равно нужно было пройти сложный путь разделения и очищения даже внутри одного народа. Много раз в Библии подчеркивалось, что Бог и его сила не в абсолютном единение, унификации и слиянии, а в многообразии и разделении: в сотворении мира, разделении народов. И в Новом завете Христос пришел не объединять, но разделять… («Не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека» Мф.10.35-36), ибо чтобы сберечь урожай нужно постоянно очищать поле от плевел.

Есть еще одно доказательство того, что образование народов происходило по воле Творца. Та же сила, которая изменила язык во времена Вавилонского столпотворения, снова даровала человеку способность понимать и говорить на разных языках для распространения благой вести по всему миру – при сошествие Святого Духа на Апостолов на пятидесятый день после Воскресения Христова.