В мультипликацию Шварцман пришел после просмотра мультфильма «Бэмби». Увидев волшебство анимации на большом экране и то, как зрители в зале завороженно наблюдали за приключениями олененка, он «пропал навсегда». А дальше – ВГИК, «Союзмультфильм» и работа над мультфильмами «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Пес и кот», «Снежная королева», «Дядя Степа – милиционер», «Потерялась внучка», «Варежка», «Крокодил Гена», «Чебурашка», «Шапокляк», «38 попугаев», «Котенок по имени Гав» и другими.
Самым таинственным процессом для него было создание персонажей. Приступал к работе – все смутно, общо. Но сквозь ошибки и пробы поначалу ускользающий образ всегда приобретал законченность и воплощался в жизнь.
«Когда я ищу своего персонажа, я долго-долго рисую. И если мне он начинает кого-то смутно напоминать, значит, я на верном пути. Как правило, мультгерой – это совокупность черт разных прообразов плюс фантазия художника».
Например, трио известных во всем мире персонажей – Крокодил Гена, Чебурашка и Шапокляк – создавалось по-разному. Крокодил Гена и Шапокляк получились у Шварцмана сравнительно легко и быстро. Крокодил Гена – респектабельный джентльмен, Шапокляк – шкодливая старушка, внешний вид которой художник отчасти срисовал со своей тещи. А вот над Чебурашкой он бился долго. Первоначальный эскиз был видоизменен: исчезли маленькие ножки и хвостик, а ушки, которые сначала были на голове, «сползли» набок и увеличились в размере. Все это сделало персонаж оригинальным, и лишь большие глаза маленького ребенка, наполненные неподдельным удивлением, не менялись.
«Мои мультфильмы – это правда с присутствием чуда»
Шварцман говорил, что для него сочетание сказочного и реального дает ощущение правдивости самых непостижимых событий. Он был уверен, что у зрителей к таким историям больше доверия, поэтому и героев своих наделял выразительными, добрыми и искренними качествами. А из всех персонажей Шварцман больше всего любил Снежную королеву, считал прекрасным образ холодной красавицы.
«Ее лицо я сделал будто граненым, словно его выбил скульптор. Задача решалась сложно, поскольку лицо надо было в дальнейшем «двигать» мультипликаторам, рисовать в разных ракурсах. Я очень полюбил этот образ. В сочетании с хрустальным голосом Марии Бабановой он получился весьма романтическим».
Более подробно о жизни и деятельности художника – здесь.