Найти тему

Клиповый монтаж. Нужно ли соблюдать правила съёмки и монтажа?

Клиповый монтаж — модный термин из 90-х и часто используется как выписанная себе клипмейкерами индульгенция.
Главный аргумент новичков киновидеоиндустрии:
— Мы новое поколение, у нас клиповое мышление, нам старые правила не указ, будем снимать как хотим, никто нам не запретит.

В этой связи вспоминается один случай, который произошёл буквально у меня на глазах.

В начале 2010-х мой молодой коллега пригласил меня на свой день рождения. Собралась большая компания таких же молодых ребят. Среди подарков был DVD-диск с видеоконцертом модной группы, фанатом которой был именинник, да и все собравшиеся.

У друга - телевизор с полутораметровым экраном. Естественно, все в нетерпении расселись с бокалами и бутербродами и потребовали показа. Музыка группы была далека от моих вкусов и я настроился провести ближайший час в скуке и терпении.

Однако уже через 5 минут кто-то сказал:
— А может пойдем, на кухне посидим?
И вся компания дружно потянулась на выход.

Дом большой, пока шли по коридору кто-то сказал недоуменную фразу:
— Странно, снято, вроде, хорошо, а глаза болят...

Повторюсь - это была полная комната фанатов группы и все, как один, снялись по первому же призыву на кухню, хотя ни допить, ни доесть прихваченное с собой не успели — первая песня не успела закончиться.

Вот и ответ всем скептикам — нужно ли знать правила монтажа?
Все те несколько минут, которые мы успели просмотреть, были обычной модной мешаниной кадров с летающей камеры, несогласованных ни по горизонту, ни по перспективе, ни по крупности планов, постоянной сменой света и темноты. Глаза зрителей пытались ориентироваться в этом хаосе, постоянно искали необходимые ему ориентиры, зрительный центр пытался распознать образы и уловить смыслы. Все мышцы глаза были перегружены и в какой-то момент не выдержали:
— А может пойдем, на кухне посидим?

Собственно, произошёл практический эксперимент — сколько времени мышцы глаза способны провести в постоянной интенсивной работе. Не более 5 минут. И прозвучал приговор режиссёру видеоконцерта:
— Странно, снято, вроде, хорошо, а глаза болят...

Клиповый монтаж VS желудок.

В моей личной практике был похожий опыт. Начало моей карьеры в телевидении пришлось на конец 1990х, доступного интернета ещё не было и необходимой учебной литературы — тоже. И я искал способы проверить свои съёмочные и монтажные решения. И один из эффективнейших способов нашёлся сам собой!
Первые показы своих работ я устраивал среди друзей — собирал их дома, организовывалось небольшое застолье и в какой-то момент кто-нибудь из гостей предлагал:
— Ну, показывай, мы готовы к премьере!

Я включал телевизор и начинал следить за зрительской реакцией. Если чай остывал, а вилки с закуской замирали у ртов — значит я свою работу сделал правильно. А если собравшиеся начинали отвлекаться на еду — я запоминал этот момент и после просмотра, проводив друзей, принимался препарировать этот эпизод, искать причину — где я утерял контроль над вниманием зрителя. Эти поиски дали мне тогда много поводов для изучения зрительских реакций, реакций глаза на изображение, движение в кадре. В итоге я приводил свой видеопродукт к состоянию, когда зритель смотрел его от начала до конца, ни на минуту не отвлекаясь на еду и посторонние обсуждения.

Желудок зрителя — самый сильный конкурент режиссёра за внимание зрителя и сейчас, когда в кинотеатрах можно купить попкорн не только перед просмотром фильма, но и во время него.
Возвращаясь к истории с просмотром видеоконцерта, можно убедиться — режиссёр тогда проиграл желудку, мы, зрители, единодушно ушли с просмотра.

Группа, к слову, зарубежная, гремела по всему миру, а концерт снят дорогим продакшном профессиональной аппаратурой. Однако ж — вот.

Личный опыт.

«Застольный краш-тест» — конечно, шуточный, хотя, повторюсь, эффективный и опять акцентирует биофизическую природу нашего восприятия экранного произведения.

Опять же, из личного опыта. Работа в видеорекламе дала мне много поводов убедиться — правила монтажа работают и здесь, хотя именно в рекламе я часто слышал от коллег:
— В рекламных роликах правила необязательны, у нас — клиповый монтаж.

Длительность рекламного ролика — 15-30 секунд, в них нужно максимально ёмко вместить и информацию о продукте, и впечатления о нём. Мы же помним классику рекламы:
— Нужно продавать не котлету. Нужно продавать вкус этой котлеты.

В каждой секунде — 25 кадров, в пересчёте на стоимость проката — миг на вес золота! И каждый миг должен работать на контакт зрителя с сюжетом видеоролика, каждый миг должен быть использован за то, чтобы зритель отвлёкся от еды, засмотрелся, чтобы его воображение было захвачено действием, которое я — режиссёр ролика — ему показываю. В рекламном ролике планы могут длиться 4-6 кадров — в секунду картинка может меняться 3-4 раза, действие развивается стремительно, это Формула-1 в мире видео!
И задача режиссёра — провести глаз по этим стыкам между планами так, чтобы он ни разу не споткнулся, чтобы у него не было необходимости растерянно искать опору в новом кадре. Только грамотный режиссёр может проделать такой путь — вместе со зрителем.

Выводы.

Съёмка клипа или рекламы, их бюджет на прокат — большие вложения заказчика, к этой работе необходимо относиться ответственно и искать все возможности для оправдания этих затрат.

Если соблюдать правила съёмки и монтажа, клиповый монтаж превращается из краш-теста в искусство, в молниеносный и динамичный рассказ. Отсюда парадоксальный вывод — именно клипмейкерам законы монтажа, их психофизиологическую основу надо знать в первую очередь!

Именно поэтому видеокурс режиссуры «Секреты кино» в первых двух главах рассказывает о работе глаза, алгоритмах его восприятия окружающей действительности. Из этих алгоритмов очень наглядно и очевидно вытекают правила монтажа кино, становятся интуитивно понятным инструментом режиссёра и оператора.

Подписывайтесь на наши новости в Сообщество в VK, канал Youtube и Telegramm!