Найти тему
Школа Вокала.

Фальцет.Что это такое,его особенности и как им петь.

Что такое фальцет?

Фальце́т (итал. falsetto от falso «ложный»), или фистула́ (лат. fistula «свирель»), — верхний головной регистр певческого голоса, беден обертонами, тембрально проще основного грудного голоса исполнителя. Анатомически фальцет рождается звукоизвлечением, когда голосовые складки переходят в режим, в котором колеблются лишь крайние, ближайшие к щели слои ткани слизистой.

Фальцет у мужчин.

Способ мужского пения в высокой тесситуре, когда поется высоким, тонким голосом. Наглядный пример-Владимир Пресняков-младший.

Владимир Пресняков-младший (интернет)
Владимир Пресняков-младший (интернет)

Фальцет - это режим голоса, при котором голосовые связки сокращаются, тонизируются и вибрируют на более высоких частотах. Это позволяет певцу достичь высоких нот, которые звучат нежно и легко.

Фальцет обычно используется для создания почти воздушного и эфемерного звучания.

Фальцет у женщин.

Есть, но не так ярко выражен, чем у мужчин.

До научных исследований 1950-х и 1960-х гг. было распространено мнение, что фальцет есть только у мужчин.

Некоторые пионеры вокальной педагогики, например, Маргарет Грин (англ. Margaret Green) и Уильям Веннар, быстро приняли результаты научных исследований 1950-х гг. и провели дальнейшие исследования женского фальцета, а также применили полученные знания в обучении певиц.

Кати Мелуа - британско-грузинская певица, известная своим нежным и мелодичным голосом. Она также владеет фальцетом, который добавляет еще больше красоты и эмоций в ее исполнение.

Песни, в которых Мелуа проявляет свое владение фальцетом

"Nine Million Bicycles",

"The Closest Thing to Crazy",

"The Flood".

Ее способность использовать фальцет для создания интимности и утонченности в ее песнях делает ее исполнение просто волшебным.

Кати Мелуа (интернет)
Кати Мелуа (интернет)

В академическом вокале.

Развитый грудной звук смешивается с головным (фальцетным) звучанием, прикрывается и выравнивается по тембру на всем диапазоне.

Известно, что болгарский бас Б. Христов выстраивал свою вокальную технику под Ф. Шаляпина, а в становлении М. Магомаева и Х. Kappepaca сыграло искусство пения Марио Ланца. Например, Х. Kappepac использовал голос Ланца в качестве вокальной настройки на высокую певческую позицию прикрытия звука. Сам же М. Ланца выучился петь по звуковым записям Э. Карузо. Последний также постоянно совершенствовал и дополнял свою изумительную технику пения.

Марио Ланца(интернет)
Марио Ланца(интернет)
Известно, что когда на оркестровой репетиции у тенора невыразительно звучала какая-либо фраза, Тосканини просил альтиста сыграть ее несколько раз, чтобы затем певец имитировал тембр музыкального инструмента голо- сом. Примерно то же практиковала итальянская певица Галли-Курчи.
Она всегда распевалась под флейту (флейтовый характер окраски звука ощущается и в произведениях, напетых ею и оставленных нам в грамзаписях).
А педагог Дж. Барра распевал учащихся не только под рояль, но и под скрипку, альт, трубу и виолончель, чтобы каждый поющий искал в своем голосе тeм6paльныe краски, схожие со звуком музыкального инструмента. Например, баритон — у виолончели, тенор — у альта или трубы, звучащей в высоком регистре, и т. п. Подобное практиковалось и в пении, когда учащийся с более крепким драматическим голосом подражал легкому лирическому голосу.

цитата из книги "Воспою тебе."

В эстрадном вокале.

Развивается сначала отдельно грудной и фальцетный, потом учатся переходить , т.е. смешивать, а потом пользуются либо на переходах или на всем диапазоне в разной степени.

Современный американский педагог Сет Риггс в своей книге ‹•Как стать звездой» рассказывал о применении им метода пения в речевой позиции, который он практикует при постановке певческого голоса у эстрадных и частично у академических певцов.

Главный акцент сводится к тому, чтобы поющий с помощью речевой позиции формирования звука сохранял в пении баланс грудного и головного звучание и добивался этим ровного, округленного или более прикрытого певческого звука.

А в современная вокальной методике обучения вокалу Шерил Портер сделан акцент на навык переключения между 6-ю регистрами.

Суть в том ,что исполнение одной и той же по высоте ноты может быть грудным, микстовым и головным. Чтобы осуществлять подобное переключение в быстром темпе нужно быть довольно опытным вокалистом, хорошо владеющим регистровыми нюансами.

Чем надо овладеть по сути, читайте в статье про ее методику.

Мэрайя Кэрри - икона поп-музыки и одна из самых успешных певиц всех времен.

Ее голосовой диапазон и владение фальцетом поражают воображение. Песни, в которых Мэрайя демонстрирует свой фальцет, включают "Emotions", "Hero" и "Vision of Love". Ее способность подниматься на невероятные высоты и исполнять сложные мелодии в фальцете сделала ее настоящей легендой.

Мэрайя Кэрри(интернет).
Мэрайя Кэрри(интернет).