Что такое фальцет?
Фальце́т (итал. falsetto от falso «ложный»), или фистула́ (лат. fistula «свирель»), — верхний головной регистр певческого голоса, беден обертонами, тембрально проще основного грудного голоса исполнителя. Анатомически фальцет рождается звукоизвлечением, когда голосовые складки переходят в режим, в котором колеблются лишь крайние, ближайшие к щели слои ткани слизистой.
Фальцет у мужчин.
Способ мужского пения в высокой тесситуре, когда поется высоким, тонким голосом. Наглядный пример-Владимир Пресняков-младший.
Фальцет - это режим голоса, при котором голосовые связки сокращаются, тонизируются и вибрируют на более высоких частотах. Это позволяет певцу достичь высоких нот, которые звучат нежно и легко.
Фальцет обычно используется для создания почти воздушного и эфемерного звучания.
Фальцет у женщин.
Есть, но не так ярко выражен, чем у мужчин.
До научных исследований 1950-х и 1960-х гг. было распространено мнение, что фальцет есть только у мужчин.
Некоторые пионеры вокальной педагогики, например, Маргарет Грин (англ. Margaret Green) и Уильям Веннар, быстро приняли результаты научных исследований 1950-х гг. и провели дальнейшие исследования женского фальцета, а также применили полученные знания в обучении певиц.
Кати Мелуа - британско-грузинская певица, известная своим нежным и мелодичным голосом. Она также владеет фальцетом, который добавляет еще больше красоты и эмоций в ее исполнение.
Песни, в которых Мелуа проявляет свое владение фальцетом
"Nine Million Bicycles",
"The Closest Thing to Crazy",
"The Flood".
Ее способность использовать фальцет для создания интимности и утонченности в ее песнях делает ее исполнение просто волшебным.
В академическом вокале.
Развитый грудной звук смешивается с головным (фальцетным) звучанием, прикрывается и выравнивается по тембру на всем диапазоне.
Известно, что болгарский бас Б. Христов выстраивал свою вокальную технику под Ф. Шаляпина, а в становлении М. Магомаева и Х. Kappepaca сыграло искусство пения Марио Ланца. Например, Х. Kappepac использовал голос Ланца в качестве вокальной настройки на высокую певческую позицию прикрытия звука. Сам же М. Ланца выучился петь по звуковым записям Э. Карузо. Последний также постоянно совершенствовал и дополнял свою изумительную технику пения.
Известно, что когда на оркестровой репетиции у тенора невыразительно звучала какая-либо фраза, Тосканини просил альтиста сыграть ее несколько раз, чтобы затем певец имитировал тембр музыкального инструмента голо- сом. Примерно то же практиковала итальянская певица Галли-Курчи.
Она всегда распевалась под флейту (флейтовый характер окраски звука ощущается и в произведениях, напетых ею и оставленных нам в грамзаписях).
А педагог Дж. Барра распевал учащихся не только под рояль, но и под скрипку, альт, трубу и виолончель, чтобы каждый поющий искал в своем голосе тeм6paльныe краски, схожие со звуком музыкального инструмента. Например, баритон — у виолончели, тенор — у альта или трубы, звучащей в высоком регистре, и т. п. Подобное практиковалось и в пении, когда учащийся с более крепким драматическим голосом подражал легкому лирическому голосу.
цитата из книги "Воспою тебе."
В эстрадном вокале.
Развивается сначала отдельно грудной и фальцетный, потом учатся переходить , т.е. смешивать, а потом пользуются либо на переходах или на всем диапазоне в разной степени.
Современный американский педагог Сет Риггс в своей книге ‹•Как стать звездой» рассказывал о применении им метода пения в речевой позиции, который он практикует при постановке певческого голоса у эстрадных и частично у академических певцов.
Главный акцент сводится к тому, чтобы поющий с помощью речевой позиции формирования звука сохранял в пении баланс грудного и головного звучание и добивался этим ровного, округленного или более прикрытого певческого звука.
А в современная вокальной методике обучения вокалу Шерил Портер сделан акцент на навык переключения между 6-ю регистрами.
Суть в том ,что исполнение одной и той же по высоте ноты может быть грудным, микстовым и головным. Чтобы осуществлять подобное переключение в быстром темпе нужно быть довольно опытным вокалистом, хорошо владеющим регистровыми нюансами.
Чем надо овладеть по сути, читайте в статье про ее методику.
Мэрайя Кэрри - икона поп-музыки и одна из самых успешных певиц всех времен.
Ее голосовой диапазон и владение фальцетом поражают воображение. Песни, в которых Мэрайя демонстрирует свой фальцет, включают "Emotions", "Hero" и "Vision of Love". Ее способность подниматься на невероятные высоты и исполнять сложные мелодии в фальцете сделала ее настоящей легендой.