Я люблю "симуляторы ходьбы". Для меня это нечто вроде мини-сериалов, типа того же "Захваченного рейса" или "Кроличьей норы" — возможность на несколько часов погрузиться в короткую, но законченную историю. А так как поражать игровым процессом такие "ходилки" могут редко, полагаться приходится на атмосферу, сюжет и сценарий, а я это дело очень ценю.
И вот я узнаю про Fort Solis. Кинематографичный космический триллер в духе "Луны 2112", да ещё и с крутыми актерами на главных ролях: тут вам и Роджер Кларк (Артур Морган из Red Dead Redemption 2), и неподражаемый Трой Бейкер (Джоэл из The Last of Us).
В общем, обещалось нечто крутое. Шутка ли, о релизе игры сообщили аж со сцены выставки Gamescom 2023, и сделали это сами главные актёры.
Собственно, оттуда я о релизе и узнал. И сразу же побежал данную новинку пробовать.
И что же вышло в итоге?
Fort Solis
Дата выхода: 22 августа 2023
Жанр: хоррор, симулятор ходьбы
Разработчик: Fallen Leaf, Black Drakkar Games
Издатель: Dear Villagers
Ответив на необычный экстренный вызов с удалённой шахтёрской базы, Джек прибывает в мрачный и безлюдный Fort Solis. Несмотря на надвигающуюся грозу, он отправляется внутрь и отчаянно пытается установить контакт. Ночь никак не заканчивается, ситуация накаляется. События выходят из-под контроля, а завеса над тайной исчезновения персонала базы начинает приподниматься.
СКУУУУУУУУУЧНО!!!!!!
За четыре часа продолжительности Fort Solis надоел мне настолько, что писать о нём что-то большее мне просто не хотелось. Но это как-то несправедливо, так что продолжим.
В чём же проблема?
Начнём с геймплея. Его нет. Понимаю, странно ругать "симулятор ходьбы" за отсутствие каких-то особых механик, но геймдизайн Fort Solis — это просто швах. В игре по-сути всего две механики — ходьба и QTE. И обе сделаны крайне посредственно.
Среди главных своих источников вдохновения разработчики Fort Solis называли игры от Supermassive Games (Until Dawn, Dark Pictures, The Quarry). Так они, видимо, намекали, что "Форт" тоже своего рода интерактивное кино.
Что ж.
"Интерактивное" — это тот ещё комплимент.
На четыре часа прохождения QTE-сегментов соберётся едва ли минуты на три. Размазаны эти сегменты по сюжету тоже без какой-то особой логики. Ты просто забываешь про эту механику, и когда на экране вдруг появляется кнопка, которую нужно срочно нажать, ты почти наверняка не успеваешь среагировать. И даже привычная логика "Видишь, как персонаж что-то делает — готовься жать кнопки" здесь не сработает, ведь на две минуты местного "экшена" тут приходится всего парочка нажатий кнопок. В итоге, связь между действиями игрока и действиями персонажа прослеживается не всегда.
И касается это не только QTE, но и управления в целом. Почти все действия персонаж делает сам, и почему в каких-то конкретных случаях нужно что-то нажимать — непонятно.
Вот наглядный пример: герою нужно срезать стальные петли с двери. Мы идём от двери до машины, жмём кнопку, чтобы открыть дверь машины, жмём кнопку, чтобы взять резак, идём обратно к двери, персонаж САМ срезает петли, а потом мы жмём кнопку, чтобы открыть дверь. Стоит ли говорить, что кнопка во всех этих случаях одна и та же. Процесс срезания петель можно было бы подать как-то... ну хоть как-то. Хоть какое-то разнообразие.
Усугубляет проблемы с QTE, кстати, ужасная оптимизация. Мало того, что этот камерный проект с не самой прорывной графикой безбожно тормозит и фризит на любом железе, так ещё и нажатие кнопок регистрируется временами с такой задержкой, будто герою команды посылают с Земли на Марс голубиной почтой.
Всё это печальнейшим образом убивает любую иммерсивность, которая могла бы стать отличительной особенностью процесса. Почти всё, что выходит за рамки примитивного "ходить-брать предметы-читать записки" персонаж делает сам, и игрок ему для этого совсем не нужен. В самом начале игры Джек едет на марсоходе в тот самый "Форт Солис". Как думаете, дадут нам порулить? Ни в жизнь! Смотрите почти две минуты вступительных титров, и всё. Ну, можете помечтать о том, как классно было бы покататься на марсоходе, но не больше.
Но самый большой геймплейный минус игры — это ходьба (вставьте сюда тот самый мем с Джорджем Карлином). И сама по себе она роде бы сделана неплохо — вес персонажа чувствуется, анимация довольно плавная и приятная...
Но до чего же она МЕЕЕЕЕЕЕДЛЕННАЯ!
Скорость ходьбы настолько низкая, что само слово "скорость" выглядит здесь незаслуженным комплиментом. Представьте себе одну из сцен в игре: персонаж подъезжает на марсоходе (нет, порулить нам всё ещё не дали) к модулю, выходит из машины, идёт к двери, видит перед дверью завал, возвращается к машине, берёт крюк от лебедки, идёт к завалу, цепляет крюк, идёт обратно к машине, запускает лебёдку и затем вновь возвращается к освобождённой уже двери. Подумайте, сколько времени займут все эти манипуляции и умножьте результат на два - вот настолько медленная в игре ходьба. А учитывая, что вся игра состоит из блуждания туда-сюда по узким коридорам, можете себе представить, насколько быстро это надоедает.
И нет, персонажи на самом деле умеют бегать, но делают это только в заранее срежиссированных моментах, в которых игрока лишают прямого контроля над персонажем. А в остальное время никакого способа как-то ускориться в игре нет.
Не хочу разводить здесь теории заговора, но я вижу лишь одну причину столь неспешного перемещения: будь в игре кнопка бега (или хотя бы быстрого шага), Fort Solis проходился бы часа за полтора. А значит, в каком-нибудь Steam за него можно было бы легко вернуть деньги даже после полного прохождения. А вот таким прогулочным шагом игра набирает хронометраж аж в четыре часа.
Окей, геймплей не вывозит. Но не ради него я сюда пришёл. Что там по сюжету?
Не хотелось бы повторяться, но его тоже нет.
Ну то есть чисто номинально он присутствует. Но проходить Fort Solis ради него — дело гиблое. Поначалу тебе и правда интересно, но минуте на двадцатой ты находишь видеозапись, после которой в целом понимаешь в чём вся соль, и дальше уровень интриги в сюжете сравним с концентрацией кислорода в атмосфере Марса. А впереди, я напоминаю, ещё почти четыре часа неспешных блужданий по пустой базе.
Меня всю игру не покидало чувство, что всё не может быть настолько просто. В итоге, когда я всё-таки добрался до финала, мне показалось, что в сюжете должно быть что-то ещё. Слишком уж скомканной и пустой получилась история. И да, возможно, так и есть. Каюсь, я собрал далеко не все записки и видеозаписи, но если вы решите меня за это поругать, то вспомните мой тезис про скорость ходьбы. Прибавьте к нему и тот факт, что карта в моём прохождении работала крайне невнятно, будто данные о местоположении Джеку слали не с Google Mars даже, а с каких-нибудь Яндекс.Карт. причём всё теми же почтовыми голубями.
Ни о каком исследовании локаций в таких условиях и речи в моём случае не шло.
И я мог бы попытаться рассказать о сюжете что-нибудь ещё, но говорить просто не о чем — это скучнейшая и банальнейшая история, которую даже неловко как-то называть "сюжетом". Никакой "Луной 2112", а уж тем более "Космической одиссеей" тут и не пахнет. Ребята из Fallen Leaf даже до уровня Dark Pictures не дотянулись.
Разумеется, нельзя игнорировать потрясающий каст игры. Роджер Кларк и Джулия Браун отыгрывают коллег-инженеров на все сто, а доктор Тейлор в исполнении Троя Бейкера шикарен чуть более, чем полностью. Но беда в том, что Fort Solis совершенно не заслуживает таких актёров. Играть им тут откровенно нечего, и становится жалко, что такие невероятные таланты растрачены на такую пустышку.
То же касается и всего остального. Графика и анимации весьма неплохи, но всё портит отвратительная оптимизация. Окружение довольно атмосферное, но совершенно пустое, и делать там откровенно нечего.
Не тратьте на Fort Solis ни времени, ни уж тем более денег. В жанре полно более достойных альтернатив. Хотите жуткий "симулятор ходьбы" на Марсе? Пощупайте Moons of Madness. Да, под конец игрушка скатывается в опостылевшие "прятки" от неубиваемых врагов, зато там и интерактивности, и атмосферы куда больше. Плюс сюжет куда интереснее. Да ещё и головоломки есть. Или посмотрите в сторону шикарнейшей SOMA. Да, там тоже не обошлось без пряток, но разработчики добавили специальный "сюжетный режим", в котором враги уже не помешают вам насладиться очень даже крепким научно-фантастическим сюжетом.
Хотите хороших персонажей, но без всяких пугалок? Мой личный фаворит — Firewatch. Атмосферная "ходилка" с приятными персонажами, душевными диалогами и довольно проникновенной историей. Меня зацепило.
Даже если всё это покажется вам скучным, это всё равно интереснее, чем Fort Solis. Уж поверьте.
Разработчики из Fallen Leaf сравнивали свою игру с сериалом от Netflix. Что ж, учитывая качество последних проектов стримингового гиганта, сравнение вышло весьма точным.