Я люблю короткие сериалы. Законченные истории серий на восемь-десять — то, что надо, если хочется чем-то заполнить выходной. Если сериал вышел так себе, то хоть времени на него было потрачено немного. А если проект хороший, то оставляет после себя приятные ощущения, да ещё и надоесть на успевает.
Недавно я уже рассказывал о таком сериальчике — "Кроличья нора" вышла... неоднозначной. На этот раз, снова став от всего и вся, я вспомнил об ещё одном свежем проекте.
"Захваченный рейс" (Hijack)
Страна: Великобритания
Год: 2023
Количество эпизодов: 7
Жанр: Триллер
Создатели: Джим Филд Смит, Джордж Кей
В ролях: Идрис Эльба, Нил Мэскелл, Ив Майлс
Семичасовой рейс KA29, следующий из Дубая в Лондон, захватывают неизвестные. Сэм Нельсон, опытный корпоративный переговорщик, решает применить свои профессиональные навыки, чтобы спасти всех на борту.
За "Захваченный рейс" я взялся по тем же причинам, что и за "Кроличью нору" — любимая концепция сюжета плюс один из любимых актеров в главной роли. Но на этот раз место технологического триллера занял триллер герметичный. Я питаю слабость к историям, развивающимся в замкнутом пространстве. В сериальной среде существует понятие "бутылочного эпизода", когда все события происходят на небольшой территории с небольшим количеством персонажей. А я вот в целом люблю "бутылочные сюжеты" вроде "Телефонной будки" (Phone Booth, 2002), "Погребённого заживо" с Райаном Рeйнольдсом (Buried, 2010) или "Воздушного Маршала" с Лиамом Ниссоном (Non-Stop, 2014). Действия последнего, кстати, тоже происходят в самолёте.
Штука в том, что "Захваченный рейс" не из таких сюжетов. Само собой, немалая часть сюжета действительно происходит внутри самолёта. Но то, что разворачивается за его пределами, не менее важно. В этом плане "Захваченный рейс" больше похож на очередной сезон сериала "24 часа" ("24"). Здесь вам и террористическая угроза, и куча связанных общей проблемой персонажей, и крутой герой в центре всего.
Но самое главное — "Рейс" использует ту же концепцию "реального времени", которая и прославила культовый сериал с Кифером Сазерлендом. Самолёт летит 7 часов. В сериале 7 эпизодов. Никаких флэшбеков, флэшфорвардов или in medias res (приём, когда действие начинается как бы с середины сюжета). Всё происходит на ваших глазах, последовательно и непрерывно. В этом свете выход серий по одной в неделю кажется даже издевательским. Высидеть сезон "24 часов", устроив суточный марафон, весьма тяжело (поверьте, я пробовал), а вот семичасовой полёт "Захваченного рейса" вполне можно пережить в один присест. Я, собственно, так и сделал.
"Реальное время" сериал использует весьма добротно. Повествование разгоняется довольно быстро, и дальше не провисает до финала. "Захваченный рейс" почти (!) не отвлекается ни на что лишнее и постоянно подкидывает новые проблемы. В итоге получается весьма добротный триллер, который, как минимум, не даст заскучать. Да и как тут заскучаешь, когда в главной роли Идрис Эльба.
Я обожаю Идриса Эльбу. Признаюсь честно, я смотрел не так много фильмов с его участием, да и те были так себе ("Темная башня" так вообще забыла лицо своего отца), но сам Идрис всегда мне нравился. И, разумеется, нельзя не упомянуть его роль детектива Джона Лютера в сериале "Лютер"(Luther). В "Лютере" Эльба временами пробирает до мурашек. Такой типаж даётся ему особенно хорошо.
Главный герой "Захваченного рейса" примерно такой же. Рассудительный, суровый, хитрый и находчивый. Даже проблемы с бывшей женой у него примерно те же. Да, Сэм Нельсон куда спокойнее Джона Лютера, но схожесть двух образов бросается в глаза постоянно. И, честно говоря, жаль. Выглядит как-то вторично. За этим всё ещё интересно наблюдать, и Идрис Эльба всё ещё "тащит", но "Захваченный рейс" вполне мог бы быть очередным сезоном "Лютера" без особых изменений. А учитывая, какой посредственной вышла полнометражка "Падшее солнце" про всё того же британского детектива, я бы даже был не против заменить её этим сериалом.
Кроме вторичности образа можно придраться и к другим мелочам. Мотивация всего творящегося злодейства банальна и проста, так ещё и само злодейство заканчивается как-то нелепо. Речь, если что, не про захват самолёта, а про то, что за ним стоит. Местное зло почему-то чертовски всемогущее, хотя причины такой власти не обозначаются даже условно. Очень уж много мелочей сюжет оставляет за кадром, не объясняя. И дело не в заделе на продолжение (его, слава Ктулху, здесь нет), а просто... ни в чём. Не тор что бы это критично, но выглядит странно.
Некоторые увидели в сериале ещё и повестку. В стиле того, что все плохиши в сюжете — белые мужики, а все хорошие — чернокожие, женщины и чернокожие женщины. Оба этих тезиса неверны, но даже если и так, лично мне это не мешало ни разу. Претензии в стиле "Профессора физики так не выглядят!" серьёзно воспринимать я отказываюсь.
Также, наверное, можно придраться к реалистичности. Я вообще нисколечко не разбираюсь в гражданской (да и какой бы то ни было) авиации, но меня всё время не покидало смутное ощущение, что всё это должно бы работать как-то иначе. Не знаю, прав ли я, или это просто ощущение, навеянное какой-то аллергией на сценарии.
Ну и без обязательных самолётных клише не обошлось. Скажем так, на каждом голливудском самолёте всегда есть врачь и человек, способный этот самолёт посадить.
Итак, я успел и похвалить, и побрюзжать. А что в итоге?
"Захваченный рейс" — вполне добротный "триллерок на вечерок" в духе какой-нибудь "Турбулентности" (Turbulence, 1997). Тот самый "сериальный перекус", которых иногда так не хватает. Если вы ищёте что-то умное, драматичное и реалистичное, то вам не сюда. Но при этом "Рейс" — неплохое развлечение, напряженное, без особых провисаний и совсем уж откровенных глупостей. Один тех середняков, когда само слово "середняк" не имеет негативных подтекстов. Сериал вряд ли запомнится надолго, но и о потраченном времени вы не пожалеете.
А иногда это всё, что нужно.
А если у вас есть свои любимые сериалы эпизодов на 8-10 с законченным сюжетом, то посоветуйте мне. Может быть, и мне чего приглянётся.