Я люблю видеоигры. Я без тени иронии считаю их искусством, но в более широком смысле. Существует стереотип, что словом "искусство" можно называть только что-то возвышенное, глубокомысленное и неоспоримо великое. Мне же такой подход кажется нечестным. Да, не всем играм (фильмам\книгам\песням и так далее) дано стать шедеврами, но это и не нужно. Если все творцы вокруг поставят себе целью создавать лишь великое, то мы лишим себя простых радостей жизни и незамысловатых, но приятных мелочей, которые позволяют нам просто получать удовольствие, не заботясь о чём то большем.
К чему это я?
А к тому, что этим летом я решил закрыть для себя некоторый гештальт, который терзал меня уже года два. На своей верной Playstation 5 я собрал целую кучу игр, в которых меня интересовал прежде всего сюжет. И до сих пор я не прошел ни одну из них лишь потому, что у меня не было сил, времени или настроения. В общем, я всегда находил для себя отмазки выбрать для "поигрулек" что-нибудь попроще, что-то более... "механическое", что ли. И вот, чтобы лишить себя путей к отступлению, я решил приоткрыть дверь в свою "кладовку с играми" и запустить новую рубрику, где я буду в двух словах описывать свои впечатления от недавно пройденных игр. Так я и игры пройду, и что-то "полезное" сделаю.
И для первого раза я выбрал игру, которая по сути своей не особо-то и сильно отличается от того, о чём я пишу обычно.
Итак, встречайте...
The Quarry
Год выхода: 2022
Разработчик: Supermassive Games
Издатель: 2К Games
Жанр: интерактивный фильм, survival horror
После заката солнца в последний день летнего лагеря вожатые «Хэкеттс Куори» устраивают вечеринку. Никаких детей. Никаких взрослых. Никаких правил.
Но события быстро принимают зловещий оборот.
Их беззаботные планы нарушают мрачные охотники, перепачканные в крови, и куда более жуткие создания — и ночь веселья становится ночью ужасов. Дружеские перепалки и флирт уступают место роковым решениям, а отношения строятся и рушатся под тяжестью невообразимого выбора.
"The Quarry" относится к жанру интерактивного кино, причём не абы какого, а того, где "ребятишки приехали и кончают с собой на свежем воздухе". И в этом жанре Supermassive Games съели далеко не одну собаку. Вообще, рассказывать об их играх было бы правильнее с их первого подобного проекта, "Until Dawn", но мысль состряпать этот текст пришла ко мне тогда, когда бросать The Quarry было уже поздно, так что отложим ту игру на попозже.
Прежде всего, я опишу свои впечатления от истории, раз уж она тут на первом плане. Постараюсь обойтись без особых спойлеров, если вдруг вы захотите и сами ознакомиться с этой игрой.
Итак, что мы имеем?
Что ж, тут всё просто. Стандартная завязка про детский лагерь и стандартный же набор персонажей: застенчивая тихоня, странный парень, будто бы не от мира сего, туповатый качок, пафосная стервочка, шутник и так далее. Если честно, поначалу персонажи нещадно раздражают, а их тупые диалоги вызывают желание поубивать этих студентиков как можно быстрее (а игра в дальнейшем такую возможность даст, не переживайте).
Не помогает и тот факт, что разгоняется игра довольно медленно. Сюжет насчитывает в общей сложности десять глав + пролог и эпилог. И вот, после неплохого нагнетающего пролога нам на протяжении аж двух глав предлагают следить за кучкой бесячего молодняка. Они выпендриваются, сыплют несмешными шутками и странными репликами, всячески кривляются и ведут себя очень уж раздражающе. Я понимаю, это такое клише жанра и всё такое, но по итогу это просто скучно. Мы ж сюда за ужасами пришли, разве нет?
Впрочем, как часто бывает жанре, не будь персонажи идиотами, сюжета бы не случилось вовсе. И речь не только про подростков. Да, историю запускает идиотский поступок Джейкоба (того самого тупого качка), ведь он решает сломать фургон и сделать так, чтобы все вожатые остались в лагере еще на одну ночь. Зачем? Чтобы попытаться вернуть себе свою бывшую. Это, несомненно, тупо, и Джейкоб редкостный козёл, да, но виноват в дальнейшей кровавой бане не только он. Спойлерить не буду, но если вы играли, то ответьте мне: почему мистер Хеккет решил тянуть до последнего, а не закрыл лагерную смену на пару дней раньше, чтобы подстраховаться на случай таких вот форс-мажоров?
К счастью, главы этак с третьей, когда начинается основная движуха, ситуация становится лучше. Чем серьезнее становятся проблемы, тем реже персонажи тупят и ведут себя вызывающе. К финалу игры я к некоторым даже привязался, чего никак не ожидал от себя. Совсем уж без клише, идиотизма и сюжетных дыр не обойдется (Ой, а что это там рычит в лесу ночью? Давай посмотрим!), но в целом история получилась довольно неплохой. Уж для подросткового ужастика категории Б так точно.
Вот только страшной The Quarry для меня не стала. Да, подобные штуки мало пугают меня в принципе, но тут даже атмосферы какой-то особой не чувствуется. Нужно отдать должное, игра редко полагается на скримеры и внезапные пугалки, но и "мяса" в игру завезли тоже порционно. Штука здесь вот в чём: персонажи почти всегда шныряют по лагерю по уши в крови, но вот количество расчлененки и жести будет зависеть, прежде всего, от вашего прохождения. Я к финалу потерял трех из девяти вожатых и не сказал бы, что сцены их смерти были какими-то зрелищными.
И всё прохождение меня не покидало ощущение, что чего-то не хватает. Будто бы игра упускает какую-то любопытную возможность. И в какой-то момент я понял: The Quarry вполне могла бы быть ироничным слешером, а-ля первый "Крик". Эпилог заканчивается весьма прикольной репликой, плюс полупародийный подход оправдал бы бесячих персонажей и дурацкие диалоги. Плюс, обучающие мультики выглядят очень забавно и самоиронично.
К сожалению, по ходу развития, история воспринимает себя достаточно серьезно, и в итоге мы получаем просто подростковый ужастик. Неплохой, да, но такое ребята из Supermassive Games уже делали в Until Dawn.
Окей, с историей ясно, но как это играется? Довольно... просто. Возникло ощущение, что этой игрой авторы хотели завлечь в такой формат как можно большее количество игроков, упростив и так не особо избалованный геймплеем жанр. Мы всё так же выбираем реакции персонажей, иногда быстро жмем кнопки и задерживаем дыхание. Список механик стандартный, но всё стало проще. "Быстрой нажималовки"кнопок (также известной как Quick-Time Events) стало меньше, причем настолько, что иногда ты просто забываешь о такой механике, и она застает тебя врасплох. Но даже когда QTE возникают на экране, чаще всего это просто отклонение стика в нужную сторону. После игр Дэвида Кейджа (Heavy Rain, Beyond: Two souls и Detroit: Become Human) подобное выглядит слишком уж примитивно. Даже задержка дыхания, "фирменная" механика Supermassive, здесь упрощена: вместо ритмичного нажимания кнопки (как в Man of Medan) или удерживания геймпада в одном положении (как в Until Dawn) от нас требуют просто держать Х и отпустить, когда опасность минует (о чем любезно сообщит затухание красного свечения вокруг экрана). Плюс, игра позволяет настроить сложность каждого геймплейного элемента до такой степени, что все QTE могут проходиться автоматически, выстрелы всегда попадать в цель, а дыхание задерживаться столько, сколько нужно. Но вот с этим нужно быть осторожным, ведь иногда для успешного выживание лучше не делать ничего.
Плюс, иногда игра очень страдает от условностей. Так, решая одну из загадок (чуть ли не единственную, кстати), я понял, что ничего не понял. И для того, чтобы разобраться, как же всё это решить, мне надо было просто обернуться и посмотреть на двери за спиной. но игра этого сделать не дала. Как итог — один из персонажей погиб. Обидно.
Под конец кратко упомяну еще о парочке спорных моментов.
Во-первых, графика. Сама игра выглядит очень даже добротно, но вот лицевая анимация... "Зловещая долина" будет настигать вас не раз и не два. Эмма так вообще меня временами пугала почище местных убивак.
И речь не о том, что актрису подобрали некрасивую или что-то в этом роде. Просто мимика у некоторых персонажей выкручена как-то слишком уж сильно и выглядит это временами неприятно. И да, проблема эта не только у Эммы, но в статичных скринах передать суть довольно сложно.
Вторая беда — это дубляж. Он какой-то тухлый. За парочкой редких исключений (тот же Трэвис Хэккет, например), персонажи звучат блекло и вяло. В английскую версию я не играл, так что сравнить не могу. Но даже если оригинал такой же никакой, то оправдание какое-то слабое.
А что по итогу? The Quarry — несколько вторичный, но довольно неплохой подростковый ужастик, который хорошо подойдёт для ненапряжного развлекалова. Я бы назвал его "триллерок на вечерок", вот только проходится он часов за 7, так что тут проект больше смахивает на сериал духе "Американской истории ужасов", чем на фильм духе "Пятницы, 13-е".
Кстати, если жать кнопки вам не хочется вообще, у The Quarry есть "кинорежим". Игра предлагает нам заранее выбрать один из двух исходов (все живы\ все мертвы) или сесть в кресло режиссера и задать каждому вожатому схемы поведения для разных ситуаций. Затем вы просто садитесь перед телеком и смотрите, как игра проходит сама себя. Пожалуй, я даже попробую два первых варианта и потом напишу, что об этом думаю.
А пока... Я весьма неплохо провел время в лагере "Хэккетс Куорри", но, думаю, теперь нужно заглянуть в Блэквуд-Пайнз и попытаться "Дожить до рассвета"...