В первых сценах фильма звучит красивая, но тревожная оперная музыка, погружающая зрителя в нервозную обстановку, в которой живет главная героиня фильма Анна. И уже с первых реплик становится ясно, что герой фильма Энтони имеет когнитивное расстройство, вероятно умеренную или тяжелую деменцию.
Сюжет нелинеен, и зритель как бы наблюдает происходящее глазами главного героя. Облик окружающих его людей меняется – потому что человек в деменции не узнает не только знакомых, но и близких. По замыслу режиссера, зритель не понимает, где реальность, а где видения героя. Что справедливо, поскольку человек с развитой деменцией не осознает этого тоже. Но иногда он понимает, что не здоров, что его разум играет с ним в игры. И это откровение причиняет ему боль, каждый раз. Очень правдоподобно и трогательно эти сцены показаны в фильме. В то же время жуткие сцены с оскорблениями и избиением старика оказываются только лишь его воображением (делирий, бредовое состояние). Реальными являются травматические воспоминания, связанные с гибелью его второй дочери, о чем Анна старается не напоминать и обходить аккуратно эту тему, чтобы не расстраивать отца.
Что касается проблемы ухода – героиня осознает, что ее отец нуждается в помощи и пытается найти ему сиделок. Но по какой-то причине они не задерживаются, по словам главной героини, из-за тяжелого характера отца. Обученный специалист по уходу знает, что человек с деменцией не всегда контролирует свое поведение, те части мозга, что отвечают за управление эмоциями, уже не функционируют. Поэтому он может говорить неприятные, обидные, порой просто ужасные вещи. Обвинения в краже, порче имущества, насилии, невнимательности – это то, с чем сталкиваются и помощники по уходу, и родственники. Специалисты советуют не принимать такие слова близко к сердцу. Нельзя повышать голос, требовать от человека извинений, напротив, извиниться самим, а если человек ведет себя слишком агрессивно, то убедившись, что он в безопасности, выйти из комнаты, сказав, что даете ему время успокоиться.
Но тем не менее, не каждый родственник и помощник способен спокойно жить и работать в такой напряженной обстановке, у него может произойти эмоциональное выгорание. В фильме эта проблема показана хорошо. В словах и поведении Анны чувствуется завышенное ожидание к результатам ухода – надежде на выздоровление отца. Когда этого не происходит (что в принципе невозможно), она сильно огорчается. А поскольку она разрывается между работой и уходом, к этому примешивается еще и чувство вины, что в дальнейшем может стать причиной ее собственных проблем с психикой. В какой-то момент она вынуждена принимать решение о переезде родителя в социальное учреждение.
Как и в предыдущей разобранной кинокартине «Мед в голове», дети первоначально старались по максимуму организовать уход за пожилым родителем на дому, совершая при этом некоторые ошибки, но стараясь при этом дать родителям возможность жить полноценной жизнью. И лишь по мере ухудшения их физического состояния, ментального здоровья, возникновении потребности в круглосуточном наблюдении, дети принимали решение о переводе родителей в гериатрический центр.
Фрагменты работы сиделки-специалиста в стационарном учреждении в этой картине продемонстрированы более полно. Зрители видят, как терпеливо и по-доброму общается специалист с проживающим, напоминает ему в №-й раз свое имя, имена другого персонала, кто он сам, где живет его дочь и когда она к нему приезжала. Специалист старается установить тактильный контакт, а когда Энтони чувствует себя одиноким и расстроенным и начинает звать свою мать, сиделка обнимает его и мягко предлагает ему одеться, чтобы пойти на прогулку.
Данную картину мы можем рекомендовать к просмотру тем, кто желает погрузиться в мир человека, страдающего деменцией. Также он будет полезен профессионалам и интересующимся данной темой.
Подписывайтесь на нас Вконтакте и в Яндекс Дзен, чтобы следить за новыми разборами тематических фильмов, интересными постами и роликами!