Найти тему
Валерий Грачиков

Как выклянчить у царя "корону"

Говорят, что Николай II с удовольствием соглашался стать восприемником при крестинах, так как считал своим долгом поощрять семейные ценности, чадородие и чадолюбие. А для подданных это и честь, и дополнительные деньги, так как от царя полагается подарок на достаточно приличную сумму: в зависимости от чина и значимости родителей младенца. Плюс в дальнейшем обучение за казенный счет и место чиновника при дворе. Вот только порой получалось неожиданно.

Жена светлейшего князя Ильи Грузинского, Елизавета Алексеевна, в девичестве Безобразова, очень гордилась тем, что ее муж не просто светлейший князь, а ещё и потомок грузинских царей. Правда, светлейших князей под закат империи было более чем достаточно, да и, если честно, муж нашей героини высоких чинов на тот момент не выслужил – дослужился до корнета в конвое Его Величества. Поэтому в общем-то поводов для спеси имелось немного.

Но наша барыня считала, что ей как жене представителя пусть и не самого значимого, но в прошлом царского рода, место, как минимум, среди великих князей Романовых, прямо рядом с императором. И уж, конечно, царь просто обязан стать восприемником новорожденного потомка князей Грузинских.

Пожелание было скромно высказано чиновникам министерства двора, начальник канцелярии Александр Мосолов рассказал о нем министру двора барону Фредериксу, тот поведал все императору. И Николай II согласился.

Само собой, встал вопрос о подарке.

Конечно, подарок покупал не царь, у него для этого целое министерство двора имелось (Николай Александрович как-то жаловался, что ему носки по 10 человек покупают). Существовал определенный порядок, кому на какую сумму дарить в таких случаях подарки. Так как наша княгиня Грузинская была женой всего лишь корнета, ей разрешили либо взять 600 рублей деньгами, либо подобрать подарок на эту сумму. Княгиня захотела ни много, ни мало – чтобы ей подарили диадему. Так как за 600 рублей диадему было сделать нельзя, а госпожа Грузинская уперлась, что хочет только такой подарок, «пусть даже украшенный хотя бы уральскими камнями», начальник дворцовой канцелярии Мосолов увеличил сумму подарка до 1000 рублей.

Диадему изготовили, счастливая мамочка получила ее в подарок на крестинах.

-2

Как вы думаете, что было дальше?

А дальше через некоторое время французский посол Пурталес давал бал… И наша княгиня лихо позвонила послу и потребовала себе приглашение, так как она

«владетельная особа, которой государь поднес даже корону…»

Путалес смутился от такого напора и приглашение прислал.

Но Грузинская не остановилась на достигнутом и потребовала от конюшенной части министерства двора, чтобы ей выделили для поездки на бал карету. Ее ведь сам французский посол пригласил! И когда ей отказали, не придумала ничего лучше, как требовать, чтобы Пурталес прислал за ней автомобиль.

Тут Пурталес наконец что-то заподозрил и стал разбираться, что это за «владетельная особа» требует от него столь многого. И вся история вылезла наружу, потому что он обратился к высшим чинам и дело дошло до Николая II.

Чиновникам прилетело от царя по первое число за то, что некоторые дамочки называют подаренные диадемы коронами. Над княгиней Грузинской посмеялись. Но вы знаете, бывают такие люди, которые с одной стороны, как говорил незабвенный почтальон Печкин «до чужого добра жадные», а с другой – «как с гуся вода», всё на свете выпросят и ни в одном глазу стеснения при этом наблюдаться не будет. Мосолов в своих мемуарах заметил, что:

«… и после этого случая она не переставала удостаивать своими посещениями канцелярию и часто создавала … хлопоты и неприятности…»

----------

Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.