Если вы читали историю создания «На гребне волны», вы знаете, что агента ФБР Джонни Юту должен был сыграть Патрик Суэйзи, а обаятельного грабителя Бодхи - Киану Ривз.
Последний проект Патрика, сериал «Зверь» - уникальная возможность увидеть его таким, каким мог бы стать Джонни Юта в его исполнении (а годы только добавили ему брутального шарма!).
«Там, где работаем мы, в тебя вселяется заерь. И если ты не будешь начеку, этот зверь сожрет тебя. От тебя не останется ничего. Вообще ничего», - цитата из пилотной серии, которая объясняет характер главного героя, мрачного жестокого детектива ФБР Чарльза Баркера. Самому Патрику очень нравился этот персонаж. И да, Чарльз Баркер очень похож на человека, которым мог стать со временем Джонни Юта, потерявший напарника, моральные ориентиры и веру в лучшее.
Разные серии сериала снимались разными режиссерами, это обычная практика в Штатах.
У каждого свое вИдение, своя эстетика кадра.
11-ую серию из 13 снимала Лиза Ниеми. Торопилась заскочить в последний вагон.
О своей борьбе за режиссерское кресло она со смаком рассказывает в своих мемуарах. Она проводила на съемочной площадке всё время - несмотря на то, что над ней откровенно посмеивались, о чем она также пишет - и потому считала, что она идеально подходит для того, чтобы снять одну из них.
Первая серия снята в лучших традициях нулевых годов - крупные планы, тревожный полумрак, бьющие через край адреналин и тестостерон.
Патрик Суэйзи там привлекателен каким-то темным обаянием, совершенно не похож на себя. У него довольно длинные зачесанные назад волосы, строгие костюмы и - неожиданный аксессуар: узкие очки, которые очень ему идут.
И он просто потрясающий в этой роли, и впечатление еще сильнее от понимания: ему было адски больно, но на съемках он не пил обезболивающие, чтобы не глушить мозг, а выдавать актерскую игру на все сто.
Патрик Суэйзи упоминает об этом, рассказывая о съёмках «Зверя»:
Получилось.
Настолько отточенные жесты, что им любуешься - каждое движение наполнено энергией жизни... или энергией боли, кто знает.
Не зря сам Патрик говорил, что к физической боли давно привык и использовал ее, преобразуя в эмоции.
То, что в «Звере» эти эмоции темные и злые - пожалуй, иначе просто и быть не могло.
Вот ссылка на первую серию сериала:
Остальные серии я нашла на том же канале «Патрик Суэйзи», очень рекомендую.
По ходу сериала сохраняется та же мрачная атмосфера и гнетущий визуальный ряд (только изредка появляются сцены под ярким солнцем - «нормальная» жизнь «среднестатистических» граждан). Но то, что режиссеры у серий разные, все же заметно. В 6-й серии, например, (режиссер Кен Джиротти) камеры выставлены так, чтобы Чарльз Баркер (персонаж Суэйзи) казался выше своего напарника (хотя это не так, и в первых сериях это прекрасно видно).
Возможно, это такое художественное решение для раскрытия отношений персонажей? Психологически Баркер - очень сильный и давящий, но в первых сериях это показано другими способами, более прямолинейно
В 8-ой серии (режиссер Том Верика) актерская игра Суэйзи вдвойне впечатляет: там он играет человека, играющего другого человека - и он необыкновенно убедителен в роли психа-вояки с ПТСР.
Сценаристы тоже разные, но развитие характеров показано очень логично и убедительно. Так, напарник Баркера к «экватору» сериала меняется так, что начинает напоминать его молодую копию - и это очень мощный ход: еще в первой серии Баркер говорит, что выбрал в напарники именно его, потому что видел в нем молодого себя.
Впечатление от серии, снятой Лизой Ниеми
Позднейшее примечание. Решила опубликовать фрагмент из мемуаров Лизы Ниеми - то, что она писала о съемках «Зверя»:
Судите сами, похоже ли это на воспоминания любящей жены.
Я не на пустом месте написала, что она «заскочила в последний вагон». В своих мемуарах она пишет, что к концу сериала Патрик так сдал, что продюсеры обсуждали с ним возможность переписать сценарий: «убить» его персонажа. Он отказался.
Но Лиза знала, что любая серия может стать последней. И, видимо, рассчитывала, что если ей удастся влезть в проект, киноделы разглядят ее талант (и в память о муже дадут потом поиграться с другими проектами).
Удалось ли ей показать свой талант?..
11-я серия, которую режиссировала Лиза Ниеми, неуловимо отличается от предыдущих. Та же цветовая гамма (но это фильтры камеры), тот же эффект подергивания камеры, ради нагнетания эмоций - но... «не то пальто».
В предыдущих сериях камера стабилизирована на общих планах и урбанистических пейзажах - а тут может подергиваться даже банальных кадрах с едущей машиной. Это лишает прием смысла: в предыдущих частях это был именно художественный прием, использовался для съемки диалога, когда два человека в кадре - и это усиливало эмоции. У Лизы этого эффекта нет.
Тени тоже темные, как и в других сериях, но постановка света сбита, поэтому лицо не подчеркнуто, а остается в тени:
Сама постановка кадра другая - в предыдущих сериях соблюдена классическая схема «взгляд слева направо» (американцы и европейцы, в принципе все народы, у которых письменность не арабская правая, рефлекторно водят глазами слева направо). А тут главный персонаж зачастую оказывается по правой стороне кадра, и выпадает из фокуса: зрителю надо переводить взгляд лишний раз, чтобы поймать его лицо, увидеть его эмоции. Это тоже ослабляет эмоциональный эффект.
Кое-где центральный персонаж стоит именно по центру, а не по боку кадра - а потом камера, подергиваясь, перелезает в сторону - это вообще адский ад, и видимо поэтому при монтаже очень многие куски приходилось «нарезать потоньше» и лепить чаще.
От этого складывается впечатление какого-то хаоса, когда лица сменяют друг друга очень быстро. Какая там актерская игра! Там вообще понять бы, кто какую реплику говорит.
Крупные планы с лицом по центру в пределах одной сцены сменяются кадрами, где два героя по бокам пустой середины - один в правом углу экрана, другой в левом - и у зрителя просто должны в прямом смысле глаза разбежаться, чтобы уловить суть происходящего.
Таких недочетов в серии, снятой Лизой Ниеми, очень много.
Заблюренный задний фон тоже превращается в проблему. В других сериях для «задника» крупных планов выбирались фоны, говорящие что-то о персонаже. В этой же серии - бессмысленные расплывающиеся пятна или заваленный горизонт:
Лиза не получила никакого профессионального образования в кинематографе, но считала, что если у нее нашлись деньги на собственный фильм и время на посещение всех съемочных площадок своего знаменитого мужа, то она, насмотревшись, как работают другие, сама сработает не хуже.
И это не мое частное мнение, она сама пишет об этом в своих мемуарах.
Вот пример, как выглядит неудачная смена кадров (прочувствуйте, как надо дергать взглядом при этой смене) в 11-й серии:
Ну и, что совсем не удивляет, это единственная серия, где крутой агент Баркер показан с тремором - всего на долю секунды, но показано, как у Патрика Суэйзи трясется рука, когда он надевает свои стильные узкие очки.
Более противоречащей характеру персонажа сцены трудно придумать, но она вошла в серию. Представляю, как Лиза билась с монтажерами за финальную версию отснятого материала... лишь бы показать мужа таким, каким видела - хотела видеть его? - она. Заявить на него эксклюзивные права еще раз.
Прощаясь с Патриком Суэйзи
Я осталась под очень сильным впечатлением от сериала. Но так больно видеть, как от серии к серии Патрик Суэйзи теряет вес... выглядит всё более уставшим... это заметно, если приглядеться, а я так залипла в его истории на прошлые несколько месяцев, что знала течение его болезни и приглядывалась...
Начиная переводить автобиографию любимого актера, я не знала, насколько глубоко меня затянет. Сейчас ощущение, что погрузилась до самого дна и оттолкнулась, чтобы вернуться на поверхность.
Даже не представляю, что можно написать дальше, и пока беру очередной творческий отпуск.
Спасибо всем, кто читал мой перевод автобиографии Патрика Суэйзи прошлые долгие 5 месяцев!
Ваша поддержка бесценна.