Найти тему

Прощаясь с Патриком Суэйзи. Сериал "Зверь" (2009)

Оглавление
Скриншот заставки сериала «Зверь»
Скриншот заставки сериала «Зверь»

Если вы читали историю создания «На гребне волны», вы знаете, что агента ФБР Джонни Юту должен был сыграть Патрик Суэйзи, а обаятельного грабителя Бодхи - Киану Ривз.

Последний проект Патрика, сериал «Зверь» - уникальная возможность увидеть его таким, каким мог бы стать Джонни Юта в его исполнении (а годы только добавили ему брутального шарма!).

В этом сериале Патрик Суэйзи снимался, уже зная о своем смертельном диагнозе
В этом сериале Патрик Суэйзи снимался, уже зная о своем смертельном диагнозе

«Там, где работаем мы, в тебя вселяется заерь. И если ты не будешь начеку, этот зверь сожрет тебя. От тебя не останется ничего. Вообще ничего», - цитата из пилотной серии, которая объясняет характер главного героя, мрачного жестокого детектива ФБР Чарльза Баркера. Самому Патрику очень нравился этот персонаж. И да, Чарльз Баркер очень похож на человека, которым мог стать со временем Джонни Юта, потерявший напарника, моральные ориентиры и веру в лучшее.

Разные серии сериала снимались разными режиссерами, это обычная практика в Штатах.

У каждого свое вИдение, своя эстетика кадра.
11-ую серию из 13 снимала Лиза Ниеми. Торопилась заскочить в последний вагон.

О своей борьбе за режиссерское кресло она со смаком рассказывает в своих мемуарах. Она проводила на съемочной площадке всё время - несмотря на то, что над ней откровенно посмеивались, о чем она также пишет - и потому считала, что она идеально подходит для того, чтобы снять одну из них.

Первая серия снята в лучших традициях нулевых годов - крупные планы, тревожный полумрак, бьющие через край адреналин и тестостерон.

Патрик Суэйзи там привлекателен каким-то темным обаянием, совершенно не похож на себя. У него довольно длинные зачесанные назад волосы, строгие костюмы и - неожиданный аксессуар: узкие очки, которые очень ему идут.

Как грустно смотреть на это красивое лицо, вспоминая последние фото папарацци, где он неузнаваемо изменен болезнью - и в таких же очках
Как грустно смотреть на это красивое лицо, вспоминая последние фото папарацци, где он неузнаваемо изменен болезнью - и в таких же очках

И он просто потрясающий в этой роли, и впечатление еще сильнее от понимания: ему было адски больно, но на съемках он не пил обезболивающие, чтобы не глушить мозг, а выдавать актерскую игру на все сто.

Патрик Суэйзи упоминает об этом, рассказывая о съёмках «Зверя»:

Получилось.

Настолько отточенные жесты, что им любуешься - каждое движение наполнено энергией жизни... или энергией боли, кто знает.
Не зря сам Патрик говорил, что к физической боли давно привык и использовал ее, преобразуя в эмоции.

То, что в «Звере» эти эмоции темные и злые - пожалуй, иначе просто и быть не могло.

Вот ссылка на первую серию сериала:

Зверь 2009 (серия 1) Канал Патрик Суэйзи

Остальные серии я нашла на том же канале «Патрик Суэйзи», очень рекомендую.

По ходу сериала сохраняется та же мрачная атмосфера и гнетущий визуальный ряд (только изредка появляются сцены под ярким солнцем - «нормальная» жизнь «среднестатистических» граждан). Но то, что режиссеры у серий разные, все же заметно. В 6-й серии, например, (режиссер Кен Джиротти) камеры выставлены так, чтобы Чарльз Баркер (персонаж Суэйзи) казался выше своего напарника (хотя это не так, и в первых сериях это прекрасно видно).

Возможно, это такое художественное решение для раскрытия отношений персонажей? Психологически Баркер - очень сильный и давящий, но в первых сериях это показано другими способами, более прямолинейно

В 8-ой серии (режиссер Том Верика) актерская игра Суэйзи вдвойне впечатляет: там он играет человека, играющего другого человека - и он необыкновенно убедителен в роли психа-вояки с ПТСР.

Сценаристы тоже разные, но развитие характеров показано очень логично и убедительно. Так, напарник Баркера к «экватору» сериала меняется так, что начинает напоминать его молодую копию - и это очень мощный ход: еще в первой серии Баркер говорит, что выбрал в напарники именно его, потому что видел в нем молодого себя.

Впечатление от серии, снятой Лизой Ниеми

Позднейшее примечание. Решила опубликовать фрагмент из мемуаров Лизы Ниеми - то, что она писала о съемках «Зверя»:
Судите сами, похоже ли это на воспоминания любящей жены.

Я не на пустом месте написала, что она «заскочила в последний вагон». В своих мемуарах она пишет, что к концу сериала Патрик так сдал, что продюсеры обсуждали с ним возможность переписать сценарий: «убить» его персонажа. Он отказался.

Но Лиза знала, что любая серия может стать последней. И, видимо, рассчитывала, что если ей удастся влезть в проект, киноделы разглядят ее талант (и в память о муже дадут потом поиграться с другими проектами).
Удалось ли ей показать свой талант?..

11-я серия, которую режиссировала Лиза Ниеми, неуловимо отличается от предыдущих. Та же цветовая гамма (но это фильтры камеры), тот же эффект подергивания камеры, ради нагнетания эмоций - но... «не то пальто».

В предыдущих сериях камера стабилизирована на общих планах и урбанистических пейзажах - а тут может подергиваться даже банальных кадрах с едущей машиной. Это лишает прием смысла: в предыдущих частях это был именно художественный прием, использовался для съемки диалога, когда два человека в кадре - и это усиливало эмоции. У Лизы этого эффекта нет.

Тени тоже темные, как и в других сериях, но постановка света сбита, поэтому лицо не подчеркнуто, а остается в тени:

Сама постановка кадра другая - в предыдущих сериях соблюдена классическая схема «взгляд слева направо» (американцы и европейцы, в принципе все народы, у которых письменность не арабская правая, рефлекторно водят глазами слева направо). А тут главный персонаж зачастую оказывается по правой стороне кадра, и выпадает из фокуса: зрителю надо переводить взгляд лишний раз, чтобы поймать его лицо, увидеть его эмоции. Это тоже ослабляет эмоциональный эффект.

Кое-где центральный персонаж стоит именно по центру, а не по боку кадра - а потом камера, подергиваясь, перелезает в сторону - это вообще адский ад, и видимо поэтому при монтаже очень многие куски приходилось «нарезать потоньше» и лепить чаще.

От этого складывается впечатление какого-то хаоса, когда лица сменяют друг друга очень быстро. Какая там актерская игра! Там вообще понять бы, кто какую реплику говорит.

Крупные планы с лицом по центру в пределах одной сцены сменяются кадрами, где два героя по бокам пустой середины - один в правом углу экрана, другой в левом - и у зрителя просто должны в прямом смысле глаза разбежаться, чтобы уловить суть происходящего.
Таких недочетов в серии, снятой Лизой Ниеми, очень много.

Заблюренный задний фон тоже превращается в проблему. В других сериях для «задника» крупных планов выбирались фоны, говорящие что-то о персонаже. В этой же серии - бессмысленные расплывающиеся пятна или заваленный горизонт:

-6

Лиза не получила никакого профессионального образования в кинематографе, но считала, что если у нее нашлись деньги на собственный фильм и время на посещение всех съемочных площадок своего знаменитого мужа, то она, насмотревшись, как работают другие, сама сработает не хуже.

И это не мое частное мнение, она сама пишет об этом в своих мемуарах.


Вот пример, как выглядит неудачная смена кадров (прочувствуйте, как надо дергать взглядом при этой смене) в 11-й серии:

Ну и, что совсем не удивляет, это единственная серия, где крутой агент Баркер показан с тремором - всего на долю секунды, но показано, как у Патрика Суэйзи трясется рука, когда он надевает свои стильные узкие очки.

Более противоречащей характеру персонажа сцены трудно придумать, но она вошла в серию. Представляю, как Лиза билась с монтажерами за финальную версию отснятого материала... лишь бы показать мужа таким, каким видела - хотела видеть его? - она. Заявить на него эксклюзивные права еще раз.

Прощаясь с Патриком Суэйзи

Я осталась под очень сильным впечатлением от сериала. Но так больно видеть, как от серии к серии Патрик Суэйзи теряет вес... выглядит всё более уставшим... это заметно, если приглядеться, а я так залипла в его истории на прошлые несколько месяцев, что знала течение его болезни и приглядывалась...

Автобиография Патрика Суэйзи | ☕ Пью кофе и думаю | Дзен

Начиная переводить автобиографию любимого актера, я не знала, насколько глубоко меня затянет. Сейчас ощущение, что погрузилась до самого дна и оттолкнулась, чтобы вернуться на поверхность.

Даже не представляю, что можно написать дальше, и пока беру очередной творческий отпуск.

Спасибо всем, кто читал мой перевод автобиографии Патрика Суэйзи прошлые долгие 5 месяцев!
Ваша поддержка бесценна.