Оригинальное название: The Gallerist
Жанр игры: Стратегия
Издатель в России: Crowd games
Количество игроков: 1-4
Сложность правил (по данным сайта BGG): 4,26
Возраст: от 10 лет
Время партии: 60-120 минут
Галерист - третья игра Витала Ласерды в нашей коллекции. Ранее в ней появились Машина погоды и Канбан. Мне нравится в играх от Ласерды, что автор из простой механики выставления рабочих выжимает максимум. Также у него неплохо получается связать игровые механики с тематикой игры. В общем я очень ждал эту игру, и далее постараюсь описать почему.
Цель игры
Заработать как можно больше монет. В игре нет трека победных очков. Только монеты. Кто заработает больше по итогам игры, тот и победил.
Что в коробке?
Компоненты игр Ласерды традиционно отличного качества и их традиционно много. Немного расстроил простой органайзер ( в отличии от Машины погоды и Канбана ,где все компоненты имеют свое место).
Я писал про распаковку Галериста: https://dzen.ru/a/ZPatvrpPP2Bb5bGG?share_to=link
Чтобы не писать текстом выкладываю скрин из правил к игре
Подготовка к игре
По сравнению с другими играми автора, подготовка немного быстрее, но в первый раз заняла минут 20-30.
Посетители (миплы розового, коричневого и белого цветов) помещаются в мешочек в зависимости от количества игроков, на поле выкладываются маркер влияния, билеты, карты заказов, 16 жетонов художников (первый выложенный художник сразу открывается), жетоны подписей (рядом с каждым художником), жетоны произведений искусства (на каждое помещается соответствующее количество посетителей), жетоны репутации и жетоны рекламы. В центр игрового поля (на площадь) выкладываются 4 случайных посетителя. В каждую локацию выкладывается по жетону репутации.
Из каждой стопки произведений откладывается по 1 жетону. Из этих жетонов случайным образом отбираются произведения для участия в аукционе, в количестве число игроков -1. Это выдающиеся произведения искусства.
На планшет игрока выкладываются 8 помощников на клетки очереди безработных, и два на любые клетки офиса.
Определяется первый игрок, и в обратном порядке игроки выбирают стартовую локацию, размещают свою фигуру, и забирают выложенный в локации жетон репутации. Этот жетон игроки размещают на третьей клетке для произведений искусства на своем планшете.
Игроки берут по карте арт-дилера и куратора, по 10 монет и игру можно начинать
Игровой процесс
Я опишу основные действия в игре, и немного нюансов. Подробно описывать не вижу смысла, есть много летсплеев и видео правил.
В игре есть 4 локации, в каждой из которой игроки могут совершить любое из двух действий. Игрок в свой ход обязан переместить фишку в другую локацию. При этом может оставить в предыдущей локации помощника.
Также в свой ход каждый игрок может совершить действие управления, а если его фишку в локации сдвигает другой игрок, то действие выдворения. Но о них расскажу позже.
Один из самых важных ресурсов в игре - это посетители. Они разделяются на три типа коллекционеры (белые), инвесторы (коричневые) и знаменитости (розовые). Посетители влияют на многие аспекты в игре. В статье я чаще буду называть их по цветам.
В игре есть 4 вида искусства: живопись, скульптура, фотография и цифровое, но в статье я всех буду называть художниками, чтобы не путаться.
Сообщество художников
В этой локации игроки могут совершить следующие действия:
- Открыть неизвестного художника;
- Купить произведение искусства уже открытого художника.
При открытии художника, игрок получает разовый бонус, выкладывает коллекционера (посетитель белого цвета), если открывается художник красного цвета, переворачивает жетон, и получает подпись художника. В дальнейшем (пока есть подпись художника), игрок может купить произведение данного художника по начальной стоимости (у каждого художника она отличается) вне зависимости от его известности.
При покупке произведения искусства игрок платит в банк сумму соответствующую стоимость работы ( в зависимости от известности художника). При наличии подписи, произведение покупается по базовой стоимости. После этого берет жетон произведения искусства размещает на своем планшете. При этом известность художника растет на значение, указанное на жетоне + на количество белых миплов в галерее игрока. Также игрок получает билеты, изображенные на жетоне произведения. Посетители с жетона произведения перемещаются на площадь.
Отдел продаж
В этой локации игроки могут совершить следующие действия:
- Берет карту заказов
- Продает произведение искусства
Игрок берет любую из четырех открытых карт заказа, или может сначала выложить четыре новых карты, а потом взять одну из верхних карт.
Если у игрока на планшете есть произведение искусства и соответствующая ей карта заказа (совпадающая по символу), то он может совершить действие продажи.
При продаже игрок получает количество монет, в соответствии с известностью художника, размещает жетон произведения искусства рядом с планшетом, отдает жетон подписи, и перемещает любого посетителя на площадь (видимо ушел с купленным произведением). После чего переворачивает карту заказа, он считается выполненным. Причем карта располагается в зависимости от цвета мипла, который был перемещен из галереи.
Международный рынок
В этой локации игроки могут совершить следующие действия:
- Взять жетон репутации;
- Сделать ставку на аукционе;
Для того чтобы взять жетон репутации, должны выполняться два условия: наличие посетителей нужного цвета в галерее и наличие произведений искусства определенного типа на планшете игрока. Жетоны которые попадают на пересечение строк и столбцов, доступны для игрока.
Игрок берет нужный жетон, получает репутацию в зависимости от столбца.
И располагает жетон на планшете, при этом получив бонус. После чего перемещает любого посетителя из вестибюля своей галереи (место между галереей и площадью) на площадь.
На место жетона он выкладывает своего помощника.
Для того чтобы сделать ставку на аукционе, игрок должен отдать 1, 3, 6 монет (в зависимости от строки), разместить своего помощника на клетке, аукциона (у четом выполнения требования столбца) и получить бонус клетки.
Медиацентр
В этой локации игроки могут совершить следующие действия:
- Нанять помощника;
- Рекламировать художника;
Для найма помощников, игрок перемещает до 4-х миплов с очереди безработных на свободные места в офисе. Оплачивает стоимость всех помощников (указано на планшете игрока) и получает соответствующие бонусы.
Для рекламы художника игрок тратит влияние в соответствии с жетоном который он берет. Кладет на жетон художника, возвращая предыдущий жетон (если есть). После этого получает соответствующий бонус.
Действие управления
В свой ход до или после основного действия, игрок может сделать действие управления:
- Переместить посетителей с помощью билетов
- Получение награды с карты заказа
Для перемещения посетителей игрок сбрасывает билет такого же цвета. Переместить можно с площади в вестибюль своей галереи, из вестибюля в галерею или из вестибюля чужого игрока на площадь.
Для получения награды с карты заказа, игрок перемещает своего помощника на карту заказа (как выполненного, так и не выполненного), и получает бонус.
Действие выдворения
Если в свой ход соперник перемещает свою фишку в локацию где стоит фишка или помощник игрока, то он может совершить действие выдворение. Игроку доступно два варианта:
- Совершить одно из двух действий управления
- Уменьшить влияние до следующего показателя известности и совершить действие локации из которой его выдворили вне очереди.
В первой партии мы недооценили это действие, и практически им не пользовались. Но при правильном расчете эта механика становится очень эффективной.
Остальные игровые понятия
Посетители
Выше я писал, что посетители это важный ресурс. Каждый вид посетителя приносит разные ресурсы. Инвесторы приносят деньги, знаменитости влияние, а коллекционеры влияние, деньги и увеличение известности художников. При этом на коллекционеров есть ограничение: их количество в галерее не должно превышать количество проданных картин +1. То есть на старте игры нам доступен только один коллекционер в галерее.
Билеты
Билеты необходимы для перемещения посетителей. Их можно получить разными способами, например при покупке картины, или при размещении карты заказа на планшете. Также билеты являются триггером для промежуточного получения очков (наступает когда заканчивается одна из стопок с билетами).
Конец игры
Игра заканчивается при наступлении двух из трех событий:
- Закончились посетители в мешочке;
- Закончились все билеты;
- Два и более художника стали звездами (достигли максимальной отметки известности);
После этого игроки заканчивают раунд и совершают еще по одному ходу и происходит финальный подсчет очков.
Победные очки дают за следующее:
1. Лидерство на мировом рынке. Считают количество миплов в каждом столбце по отдельности. Лидер первого столбца получает 6 монет, третьего 15.
2. Победные очки за жетоны репутации.
3. Монеты за размещенные на планшете произведения (не проданные). По стоимости в соответствии с известностью художника.
4. Разыгрывается аукцион. Игрок поставивший большую ставку выбирает произведение искусства. После чего он располагает его рядом с проданными произведениями, и получает столько монет, как если бы это была работа самого известного художника данного жанра.
5. Разыгрываются карты кураторов (одна из двух личных целей), за произведения, размещенные на планшете игрока (не проданные).
6. Разыгрываются карты арт-дилеров аналогично картам кураторов но за проданные произведения.
7. Игроки получают монеты за положение на треке влияния.
Игрок с наибольшим количеством монет побеждает.
Итог
Мне очень нравятся игры Витала Ласерды. И Галерист не стал исключением.
Меня поражает как он из простой механики выставления рабочих выжимает максимум. Мне кажется это получается за счет применения в игре большого количества бонусов.
Бонус - слово, которое можно чаще всего встретить в этой статье. Причем я не описывал все нюансы игры. Их можно получить почти за все действия в игре и правильное их использование - залог успеха.
Инфографика в игре на очень высоком уровне, уже через несколько раундов можно почти не смотреть в памятки и правила, все указано на поле, жетонах и картах. Очень интересно реализовано двойное назначение некоторых элементов игры. Например билеты, изображенные на жетонах произведений, при раскладке и в процессе игры означают сколько посетителей на него нужно положить, а после покупки, какие билеты получает игрок.
Галерист игра комплексная, все локации в игре связаны между собой, механики переплетены и при этом они отлично работают. Например забирая жетон репутации, игрок получает очки влияния, бонус с планшета, а также бонусные очки в конце игры, и монеты за количество миплов в конце. Вроде простое действие, но тянет за собой много событий, влияющих на исход игры.
Также в игре чувствуется тематика, и она неплохо вплетена в механику игры.
В общем, игра Галерист мне очень понравилась, не зря я ее очень ждал. Если вы любите комплексные стратегии она вам понравится. Эта игра немного проще Канбана, Машины погоды, она отлично подходит для входа в "мир Ласерды".
Благодарю, что прочитали статью до конца. Надеюсь было интересно и полезно. Прошу подписываться на канал. Есть еще телеграмм канал, где я публикую чаще и проще https://t.me/nastolki163rus