Найти в Дзене
Секреты Старого Китая

Атлетическая система подъема экзаменационных камней как неотъемлемая часть древнекитайских школ боевых искусств. Часть III, продолжение

Наследие военного кадета сюцай и мастера боевой системы белого журавля Пань Шифэна: незаменимые основы атлетической системы тренировки с экзаменационным луком, алебардой и камнем в старых школах ушу. Часть 2

Фото Пань Сяодэ в газете "Наньян Сянг Пау" (Коммерческие новости Наньян)
Фото Пань Сяодэ в газете "Наньян Сянг Пау" (Коммерческие новости Наньян)

В октябре 1929 года Пан Шифэн сформировал «Группу боевых искусств из Миннаня», чтобы гастролировать и выступать в Сингапуре, Малайзии и Индонезии и продвигать китайскую культуру в массы. Пань Шифэн возглавил группу из двадцати человек, включая своего второго сына Пань Сицзюна, четвертого сына Пань Жуйдана и ученика Кэ Цзяньфэна. Их пригласил заграничный китаец Тан Ках Ки. Тан Ках Ки принимал их в Сингапуре и присутствовал на премьере.

-3

Представления были впечатляющими и собирали большие толпы народа. Группа продолжила выступления в Малайзии, Индонезии и других местах, демонстрируя Юнчунь Байхэцюань.

В Индонезии местный мастер западного бокса вызвал Пань Шифэна на бой. В ходе непродолжительной схватки Пань Шифэн использовал свои навыки в искусстве ударов по болевым точкам, чтобы победить боксера, который после проигрыша куда-то убежал, и вскоре появился со своим учителем, крепким мужчиной европейской наружности, хорошо разбиравшимся в боксе. Молчаливо и энергично, он передвигался вокруг Пань Шифэна, его ноги совершали быстрые и четкие движения, а его здоровенные кулаки молотили воздух. Пань Шифэн, используя систему искусных передвижений байхэцюань под названием «хуацзы тацзя», элегантно уклонялся от ударов.

Время от времени он использовал техники известные как «яошоу», чтобы ловко нейтрализовать удары, одновременно демонстрируя сдержанность, и не бросаясь на противника с контратаками. Внезапно, европеец нанес мощный прямой удар в грудь Пань Шифэна, за которым последовал молниеносный левый хук в живот. Удивительно, что Пань Шифэн лишь на мгновение покачнулся, но был непоколебим, что немало удивило европейца. Воспользовавшись этой паузой, 70-летний мастер белого журавля резко контратаковал, вошел в клинч и опираясь на физическую силу, мастерство и отвагу отточенные работой с 180-ти килограммовым экзаменационным камнем без особых усилий захватил и поднял западного боксера, быстро перевернув его в воздухе, как частенько делал с камнями, Пань Шифэн бросил его на землю также легко как мешок с отрубями. Придя в сознание, европеец скороспешно ретировался.

После этого индонезийский боксер вдруг понял, что навыки китайского мастера боевых искусств уходят в глубь веков. Движимый этим осознанием, он смиренно преклонил колени перед Пань Шифэном, умоляя о прощении за свою дерзость и добиваясь привилегии стать учеником и получить возможность распространять байхэцюань в Индонезии. В 1930 году «Группа боевых искусств из Миннаня» вернулась домой, положив начало обмену боевыми искусствами в Юго-Восточной Азии, что способствовало развитию Юнчунь байхэцюань в этом регионе. В начале 1931 года Пань Шифэн тяжело заболел и скончался 18 февраля 1931 года в возрасте 74 лет.

Делегация мастеров бахэцюань в Малазии и Сингапуре
Делегация мастеров бахэцюань в Малазии и Сингапуре

Первоначальное стремление Пань Шифэна сделать карьеру военного офицера было основано на его патриотизме и желании служить своей стране. Однако предсказание гадателя и последующая неудача на экзамене в сочетании с осознанием негативных последствий чрезмерного употребления алкоголя заставили его пересмотреть свои цели. Этот сдвиг позволил ему направить свою энергию в другие области, такие как развитие стиля байхэцюань, лечение травм и изучение техник костоправства, с целью внести позитивный вклад в жизнь общества.

Решение Пань Шифэна отказаться от карьеры военного офицера можно объяснить сочетанием нескольких факторов, в том числе непредсказуемостью судьбы, влиянием слов странствующего предсказателя судьбы и самоанализом. Похоже, что вместо того, чтобы винить систему, Пань Шифэн решил адаптировать свои амбиции и сосредоточиться на личностном росте и улучшении общества с помощью альтернативных средств. Подводя итог, можно сказать, что жизненный путь Пань Шифэна отражает сложное взаимодействие личных устремлений, внешних влияний и поиска значимого жизненного пути. Хотя изначально он и стремился к военной карьере, движимой патриотизмом, неудачи и самопознание заставили его выбрать другой, не менее впечатляющий жизненный путь.

-5

Наличие у Пань Шифэна неординарной физической силы, способности поднимать самые тяжелые камни, и бросать людей гораздо больше его размером, тем самым демонстрируя высокое мастерство в техниках боя белого журавля можно объяснить его обучением боевым искусствам и упражнениям по атлетической подготовке, включая техникам подъема экзаменационные камней, владения тяжелой алебардой и растягивания тугого лука под руководством компетентных старых мастеров байхэцюань с юных лет. Эти практики способствовали развитию его общей физической подготовки, силе и ловкости, которые являются важнейшими элементами для мастеров боевых искусств в целом, и тех кто практикует байхэцюань в частности.

-6

Ниже приводится краткий анализ того, как эти занятия способствовали развитию его физического мастерства и навыков боевых искусств:
1. Подъем экзаменационных камней.
Подъем тяжелых экзаменационных камней от 100 кг и до 200 кг требовал от Пань Шифэна развития силы как верхней, так и нижней части тела. Камни, использовавшиеся на военных экзаменах, были исключительно тяжелыми. Поднятие таких весов не только укрепило мышцы ног и спины, но и улучшило силу хвата Пань Шифэна. Увеличение общей, целостной силы тела имело решающее значение для выполнения техник боевых искусств, особенно тех, которые требовали стабильности и баланса.

2. Владение тяжелой экзаменационной алебардой.
Тренировки с железной алебардой от 40 и до 70 кг, помогли Пань Шифэну развить координацию, точность и технику. Большая экзаменационная алебарда требует правильного сочетания силы и ловкости, а также умения контролировать вес оружия во время быстрых движений. Изучение этих техник улучшило понимание Пань Шифэном рычагов и тайминга, которые необходимы для эффективного выполнения техник боевых искусств. Занятия с тяжелой алебардой помогли развить силу верхней части тела, выносливость рук и ног, координацию между верхней и нижней частью тела. Все эти факторы позволяли наносить более точные и сильные удары, блоки и броски, которые в изобилии имеются в боевом арсенале
байхэцюань.

3. Растягивание тугого лука.
Растягивание тугих луков от 48 кг и до 70 кг требует наличие огромной силы верхней части тела, особенно в плечах, спине и руках. Растягивание луков также укрепляет основные мышцы, которые отвечают за стабильность и баланс. Растягивание тетивы до полного натяжения развивает мышцы и сухожилия, используемые в различных техниках боевых искусств, включая притягивание, толкание и разнообразные удары руками. Сила, полученная в результате статическо-динамической тренировки с сильным луком, напрямую трансформируется в боевые техники, улучшая способность выполнять мощные движения и приемы. Процесс многократного натягивания тугого лука улучшает способность генерировать силу и контролировать высвобождение энергии, что является важными навыками в боевых искусствах. Также немаловажно, что точная прицельная стрельба из боевых маньчжурских луков была практически невозможна без специальной подготовительной практики, включавшей в себя такой основной элемент, как растягивание тугих луков.

-7

Эти атлетические дисциплины, а также преданность делу и самодисциплина Пань Шифэна способствовали развитию у него исключительной силы, которую он смог сохранить до самой старости. Более того, эти занятия улучшили общую физическую форму, выносливость и психологическую устойчивость Пань Шифэна, сыграв решающее значение в формировании его, как разносторонней и неординарной личности, одной из наиболее важных фигур в развитии боевой системы белого журавля байхэцюань в конце XIX и первой половине ХХ века.



©Илья Профатилов, сентябрь 2023, Циндао, Шаньдун, КНР.