Юрий Тулин - заслуженный деятель искусств, народный художник Советского Союза, лауреат золотой медали Академии Художеств, международной премии Гран-При на всемирной выставке Экспо 58 в Брюсселе за картину «Лена. 1912 год» (Государственный Русский музей), международной выставки в Дрездене 1978 г. за картину «Ленинградка. 1942 год» (собственность семьи художника).
Юрий Нилович Тулин родился 14 августа 1921 г. в деревне Кедровка Максатихинского района Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Само это место, вдохновлявшее Левитана и Репина, силой природной красоты своей способно заронить в восприимчивой, чуткой душе зерна восхищения, визуального восторга, вызревающего в настойчивое желание воплощения.
И этому желанию суждено было сбыться, вопреки, а во многом и благодаря всем трудностям, выпавшим на долю художника.
В 1941 г. Тулин поступает на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, но вскоре учебное заведение эвакуируют в Самарканд, а Юрий Тулин остается в Ленинграде. В страшные годы блокады он трудится на заводе, выполняя самую тяжелую работу. Но обучение не прерывалось, Тулин ни на секунду не переставал быть художником. Все это время он «накапливал материал», впитывал образы, цвета, линии, выражения лиц, и запечатлевал в памяти, словно летописец, все самое острое и значимое, чтобы потом воплотить это в своих полотнах.
В ряду образов, созданных в блокадные годы, есть и автопортрет художника, нарисованный, когда он, сраженный болезнью, не мог подняться на ноги и все же рисовал.
Созданные впоследствии картины блокадного цикла поражают своей глубокой одухотворенностью, лаконизмом и выразительностью образов. С картиной «Читает Петрова М.Г. Блокада 1942 год» сложно не вступить в диалог, взгляд Марии Григорьевны Петровой, актрисы и диктора ленинградского радио, притягивает и не отпускает зрителя, словно сконцентрировавшись в предельном напряжении, беззвучно кричит о подвиге, боли и героизме. А знаменитая "Ленинградка" -это целый рассказ и он читается мгновенно. За долю секунды зритель узнает историю этой, и в ее образе многих других ленинградок. История эта закончится победой, самой главной из всех побед- духовной.
Ярчайшей след в творчестве художника оставили путешествия. Он успел побывать в Японии, ГДР, Италии. Прекрасна его туркменская серия. И всюду с блокнотом, всегда спешил вобрать в себя впечатления, не расплескать, не растерять их. Города у Тулина живые, каждый со своим лицом и характером.
«Когда попадаешь первый раз в незнакомую страну, сильнее всего воздействуют внешние впечатления, стараешься скорее зарисовать все виденное, в надежде, что потом разберешься, сделаешь какие-то выводы, обобщения. Но затем следующие впечатления вытесняют более ранние, а набросок, сделанный непосредственно с натуры, несет в себе жизненную правду и приобретает какую-то самостоятельную ценность» - так сам мастер пишет о своем методе работы в путешествиях.
Но все же из всех городов самым любимым, был Ленинград. Здесь он жил, любил и проходил свое художественное становление. И эта эмоциональная связь с городом проливалась щемяще нежными этюдами и картинами, такими как «Станция Ланская», «Наш двор», в которых, в отличие от «портретов» Дрездена или Венеции, Тулин выражает не характерные черты города, а оттенки своей любви.
Автопортрет занимает особое место в творчестве любого художника. Часто это инструмент самопознания или самопрезентации, но для Тулина, пережившего блокаду и много раз бывшего на грани смерти, это еще и своего рода констатация жизни.
Этот автопортрет написан художником всего за один день и характеризует его способность не только создавать сложные исторические полотна, погружаясь в работу на длительное время, но и поймать момент, быстро и точно схватить, зафиксировать персонажа в острой ситуации.
Удивительная игра есть в том, что Юрий Тулин, с таким рвением искавший типажи и характеры в истории, на автопортретах - сам фактурный типаж и яркий представитель своего времени.
Художник действительно высоко ценил роль личности в истории и огромное значение уделял поиску моделей для своих полотен, искал самое правдивое и ясное выражение. И в поисках этих был неутомим. Чтобы достоверно написать задуманное полотно «Лена. 1912год», поехал на место событий, в район города Бодайбо, где в апреле 1912 г. расстреляли бастующих рабочих Ленских приисков. Там ему удалось застать свидетелей тех событий, расспросить их, проникнуться суровой красотой пейзажа.
Такой подход к работе позволил создать не только большие многофигурные картины, но и огромное количество эскизов, этюдов, которые отражают поиск автора. Этот фонд – и свидетельство достоверности материала, с которым он работал, и документ эпохи, и самостоятельные художественные произведения. Словно жемчужины, нанизывает художник их одно за другим на нить повествования, чтобы в итоге получить драгоценное произведение.
Поколение, к которому принадлежал Юрий Тулин, как никакое другое понимало ценность жизни каждого отдельного человека и носило в себе не только нарратив победы над врагом, но и в экзистенциальном понимании ощущение жизни, победившей смерть. В этом контексте человек наделялся силой и волей к изменению хода истории, и писать историю «в лицах», через портреты конкретных людей, обобщая их, тем не менее, до образа всего поколения - это был метод Юрия Тулина.
Одна из работ, иллюстрирующих этот метод, «Подвиг Героя Советского Союза фельдшера лейтенанта медицинской службы Н.А. Копытенкова 6 ноября 1943 г.» Подробное описание сюжета в названии констатирует историческую достоверность, в то время как сами фигуры написаны широкими цветовыми пятнами, без детализации. И в композиции картины, и в цветовом решении очень большой уровень обобщения и зритель видит не конкретных персонажей, а размах трагедии и нравственного величия целого поколения. Чтобы прийти к лаконичности и добиться такого эффекта, мастер делал множество набросков и этюдов
Юрий Тулин с его любовью к истории умел погружаться в реку времени и находить затонувшие драгоценности, а мог с молниеносной реакцией фоторепортера выхватить «момент» и зафиксировать его на холсте, быстро, вдохновенно.
Эта способность к экспрессивной, даже импульсивной живописи показывает, что у Тулина было много путей развития художественного дара. В работах, написанных быстро, под действием сильного впечатления, он показывает удивительную живописную свободу, независимость художественного выражения, новаторский, дерзкий взгляд.
Такова картина с эпатажным названием «Давид Боровский спасает Ярослава Николаева, угоревшего в автобусе». Достоверно не известно, является ли это название авторским, но известно, что картина, мощная по цветовому звучанию и пластической выразительности, родилась из описанной бытовой сцены.
Таков "натюрморт"- картина-состояние, столь далекая от реалистических работ художника, что, порой, невозможно поверить, что они принадлежат кисти одного мастера.
Крылатыми и вдохновенными мы видим пейзажи Тулина. Написанные в быстрой манере, свободные от любых нарративных надстроек, они раскрывают талант колориста почти в первозданном виде, как способный жить даже вне огранки образования, дар.
Масштаб одаренности Юрия Тулина был огромен и его творчество, поворачиваясь к зрителю разными гранями, неизменно отражает искреннюю, цельную, глубокую натуру художника, способного путешествовать в даль времен, остро чувствовать момент и в прозорливости вдохновенного порыва заглядывать в будущее, надолго опережая развитие современного ему искусства. И все же самое ценное в работах мастера- блеск вдохновения и таланта, который ставит его творчество вне рамок времени.
Елена Долгушина