«Возлюбленные! Имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды переданную святым. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к этому осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающие единого Владыку Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуда 3-4).
Фарисеи в Новом Завете стремились свести благочестивое поведение к набору правил. Они часто выступали в качестве оппонентов Иисуса. Господа не очень интересовали их правила. Фарисеев часто называют «законниками». Важно правильно давать определения. Законник — это не тот человек, который тщательно исполняет Божьи повеления. Это человек, который хочет иметь жесткие правила по каждому вопросу, возникающему в жизни церкви или в его собственной нравственной жизни. Если нет таких всеохватывающих правил, он их восполнит. Он строже Самого Бога.
Христиане должны с открытой Библией поддерживать баланс между (1) позволением вести дискуссии и обмениваться мнениями среди верующих и (2) настаиванием на необходимости твердо держаться библейского учения. Нужно признать, что законничество — это реальное искушение. Это реальная угроза, с которой сталкивается церковь, но мы обязаны тщательно следить, не закрепляем ли мы ярлык «законник» за теми, кто в чем-то не согласен с нами. Нельзя, к примеру, называть законниками людей, которые верят, что Библия учит церковь разносить плод виноградный только в одной чаше. Они необязательно законники, если считают, что так правильно. Человек может быть не прав, не будучи законником.
Кроме слова «законничество», есть еще один термин, который используется легкомысленно. Я слышу, как христиане называют кого-то и что-то «либеральным», но часто не понимаю, о чем идет речь. Если под «либерализмом» понимают стремление дискредитировать библейское учение, чтобы церковь могла вместить в себя мир, то это неправильно. Этот термин может значить образ мышления, когда больше интересно, что думают люди, чем то, что Бог велит делать Своей церкви. Либерализм не ценит Божье Слово и Его водительство.
Как нужно быть осторожными с тем, как мы употребляем слово «законник», так нужно быть осмотрительными и не называть «либералом» всякого, кто не согласен с нами. Человек может быть не прав, не будучи законником, и может ошибаться, не будучи либералом. Не следует навешивать ярлыки.
В Писаниях нетрудно найти конкретные случаи законничества. Такой духовный недуг иллюстрируют фарисеи Нового Завета. А вот с примерами либерализма все несколько сложнее. Где их найти? Кто те лжеучителя в Новом Завете, которые проявляют духовные недуги, которые мы называем либерализмом? Лучшего места, чем в описании лжеучителей в Послании Иуды, я просто не знаю.
(1) Учителя, о которых пишет Иуда, игнорировали или подрывали новозаветные учения о нравственности, благочестии и личной чистоте. Иуда пишет, что пришли «нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству». И далее: «в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям» (ст. 18).
Греко-римский мир был таким же безнравственным, как и мир современный. Воровство, убийства, разводы, проституция, аборты, содомия и всевозможные сексуальные извращения — все это изобретено не нами. Такое поведение веками бесчестит людей и Бога. Павел писал:
«…предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1:26, 27)
И добавил: «…предал их Бог превратному уму… так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти…» (Рим. 1:28, 29).
Евангелие Христа со своим требованием честности, супружеской верности и доброты приобрело известность. Во II и III веках, когда христиан гнали и ненавидели, некоторые из них писали «апологии». Христиане, утверждали они, это лучшие граждане империи.
Но были и такие, кто с самых первых дней существования церкви заявлял, что если церковь будет чересчур строгой, она оттолкнет от себя людей. Вот о таких людях и пишет Иуда. Он утверждает, что христиане стараются угодить Богу, а не людям. Бог требует нравственной чистоты. Если мир отвергает ее, то таковым мир был всегда. И в церкви от ее начала и до наших дней всегда были и есть желающие принимать то, что делает мир, и самим участвовать в его делах. Вот это дух либерализма в самом худшем его проявлении.
Дух Христов не идет на компромисс с грехом; но когда людям плохо в их грехе, когда они чувствуют, что погибают, когда хотят изменить свою жизнь и встать на другой путь, никакой последователь Христа не отвернется от таковых. У большинства христиан в жизни есть моменты, которые они хотели бы забыть. Никакой христианин не захочет бить грешника по голове их грехами. Слова Иуды исполнены милости: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждой, которая осквернена плотью» (ст. 22, 23).
Покаяние требует милостивого прощения, но последователи Христа не могут притворяться, будто ничего особенного не происходит, когда муж-христианин изменяет своей жене или когда бизнесмен-христианин обманывает людей, потому что есть такая возможность, или когда распутство считается нормой. «Либерализм» не ярлык, который нужно навешивать без разбора на тех, кто отличается от нас, но это и не бессмысленное слово. Либерализм может погубить и губит как отдельных христиан, так и церкви в целом.
(2) Иуда пишет о либеральных учителях, которые не были заинтересованы в том, чтобы церковь следовала Божьим указаниям о поклонении, единстве и руководстве. Для Бога важно, как Божий народ поклоняется Ему. Если Бог дал указание по тому или иному вопросу, то Божий народ обязан делать то, что Он говорит. Ложный либерализм охотно идет на компромисс. Такой либерализм читает Библию и говорит: «Все дело в толковании. Вы толкуете по-своему, а я по-своему».
Толкование Библии не то же самое, что чтение инструкции, но тут есть полезные моменты для сравнения. Однажды я купил новую мебель, которую нужно было собрать. Я внимательно прочитал инструкцию, но несмотря на это неправильно понял некоторые вещи, и мне пришлось все переделывать от начала до конца. Чтобы инструкции помогали вам, их нужно правильно понимать. Жить значительно сложнее, чем собирать новую мебель, но Бог дал нам инструкции. И смысл их такой, какой заложил в них Бог. Мы не можем отвергать библейское учение, заявляя, что это неважно, потому что «все дело в толковании».
Когда церковь собирается для поклонения, важно, когда это происходит и что христиане делают в собрании. Если людей предоставить самим себе, они назовут «поклонением» все, что им понравится. Есть виды деятельности, которые люди считают поклонением, но которые не прославляют Бога. Недавно я видел в интернете, как перед большим церковным собранием выступала команда бодибилдеров. Один человек руками разбивал бетонные блоки и толстые доски. В интервью после выступления он сказал: «Все, что вы делаете, делайте во славу Бога». А мне хотелось спросить, относятся ли эти его слова к вору-карманнику или бармену. Не всякое наше действие — даже если в нем самом не заложено ничего дурного — непременно является поклонением. Пусть Бог говорит нам, что угодно Ему. В Новом Завете мы можем найти описание поклонения церкви, как учили апостолы.
Есть либералы, которые отказались от идеи, что Бог в Библии указал путь, как спастись погибшему грешнику. Самое худшее, что делает либерализм, — он отвергает изложенный в Библии план спасения. То, что апостолы велели погибшим делать, чтобы спастись, — важно. Как важно и то, что Иисус сказал Своим апостолам, когда дал им Великое поручение. Свое письмо Иуда начал с просьбы к читателям «подвизаться за веру, однажды переданную святым» (ст. 3).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большинство христиан может временами удручать то, что происходит в мире или в церкви. Верующему нужно следить за тем, как он употребляет такие слова как «либерал» и «законник» по отношению к не согласным с его мнением. Эти слова должны обозначать реальные духовные опасности.