Расизм был всегда и во всех странах. Даже сейчас, в век плюрализма рас, народов и культур, некоторые люди все еще сталкиваются с этим явлением. Но не стоит думать, что расизм - явление присущее только европейцам, то есть белым.
В Соединенных Штатах и вовсе сейчас действует расистская террористическая организация под названием Black Lives Matter, что переводится как “Черные Жизни Важны”, которая образовалась из-за нашумевшей истории чернокожего наркомана и преступника Джорджа Флойда по причине передозировки, ушедшего из жизни как раз во время задержания.
И свое название она действительно оправдывает, для этой организации значение и правда имеют только жизни черных людей, а вот от остальных, по мнению ее участников, можно и избавиться. Как ни парадоксально, участников других рас в этой организации полным-полно.
Если в других странах расистские настроения со временем идут на спад, то в США расизм по отношению к черным просто превратился в расизм по отношению ко всем остальным, кроме них. Не выходит у американцев понять, как же с этим бороться. Еще бы, с такой историей это совсем не удивительно, расизм сопровождал США с момента появления и по сегодняшний день. И сейчас мы стали свидетелями мощного эхо истории несвободных предков.
Раньше в США ущемлялись, в основном, чернокожие, азиаты, мексиканцы, проще говоря, все, кроме белых, а ущемление это доходило вплоть до того, что черному человеку могли просто запретить заходить в какие-либо заведения, о чем прямо и доступно говорила табличка на двери. Еще для представителей других рас делали, например, отдельные отели, залы ожидания. Особенно это было ярко выражено на юге страны, так уж исторически сложилось. В общем, наглядные примеры на фотографиях ниже.
Нигде в мире таких вопиющих и абсурдных случаев расизма, конечно, не было. Тем более в Советском Союзе. И по понятным причинам, в СССР ущемлять было особо некого, все они были за “железным занавесом”. И даже учитывая это советская власть уделяла внимание этому вопросу и всячески пыталась пропагандировать дружбу народов. В настолько многонациональной стране другого выбора, на самом деле, просто нет.
Однако, редкость случаев проявления расизма в СССР совсем не говорит о том, что их не было, даже несмотря на большую любовь народа страны к группе Boney M. Сегодня речь пойдет как раз о человек, который, как он утверждал, столкнулся с расизмом в США, а покидая расистское общество Штатов, попал в СССР и тут столкнулся с еще более сильным проявлением расизма. О Роберте Робинсоне.
Кто же такой Роберт Робинсон?
Роберт Робинсон был сначала американским, а потом и советским инженером-механиком. В США работал станочником на заводе Генри Форда, где был единственным чернокожим и регулярно сталкивался с притеснениями. Когда Ford Motor Company и руководство СССР заключили договор о сотрудничестве на Горьковском автомобильном заводе, представители Советского Союза предложили ему и нескольким другим работникам однолетние контракты на работу в СССР. По причине более высокой зарплаты, массовой безработицы в стране из-за Великой депрессии, расизма в Америке и, внимание, линчевания его двоюродного брата на юге Штатов, в возрасте 23 лет переезжает в СССР.
Однако и тут расизм не оставлял этого человека. Уже в июле 30-го он прибыл на Сталинградский тракторный завод на работу и на него напали двое, как ни странно, других американцев, только белых. Случай осветили в СМИ. О двух расистах нелестно высказались и в очередной раз обличили американский расизм во всей его красе.
По окончанию контракта хотел вернуться в США, но в итоге устроился на Московский подшипниковый завод. Там же был даже избран депутатом Моссовета, однако, хорошей новостью это для него не стало, он даже отказался от всех льгот и поощрений, потому что не хотел становиться членом КПСС и утверждал, что “верит только в Бога”. Должность он все же принял. Потом получил высшее образование по специальности “Танковое дизелестроение”, получил приличную прибавку к зарплате.
И несмотря на то, что прожил в СССР Роберт целых 44 года, построил вполне успешную карьеру и даже снялся там в кино, в историко-биографическом фильме “Миклухо Маклай”. О Советском Союзе, жизни в нем, народе этой страны, войне и ситуации с расизмом он высказывался крайне нелестно.
В своей автобиографии “Black on Red” или “Черный о Красных”, которую он написал уже покинув СССР по приглашению посла Уганды в 88-м году, он говорил, что множество раз пытался покинуть страну, но никогда не получал одобрения, а Советский Союз стал для него грозной машиной, целью которой было калечить человеческие судьбы. Ниже будут несколько цитат из той самой книжонки.
“- Я так никогда и не примирился с расизмом в Советском Союзе. Расизм постоянно испытывал мое терпение и оскорблял человеческое достоинство. Поскольку русские кичатся тем, что они свободны от расовых предрассудков, расизм их более жесток и опасен, чем тот, с которым я сталкивался в годы юности в Соединённых Штатах… На самом деле всех нерусских считают в этой стране неполноценными. В соответствии с негласной шкалой неполноценности, армяне, грузины и украинцы лучше других нерусских. Азиатам из советских республик — тем, у кого жёлтая кожа и узкие глаза — отводится место в самом низу этой шкалы. Чёрные — и того хуже. Реальность расизма противоречит картине социального совершенства, нарисованной властями.”
Это был, так сказать, общий отзыв нашего уникального гражданина СССР о жизни в Советском Союзе и ее трудностях. Теперь давайте рассмотрим более точные примеры.
“-Все чернокожие, которых я знал, давно выехали из страны. Тех, кому повезло меньше, расстреляли. Как мне удалось выжить, неизвестно. Когда начались репрессии, я спал в одежде, ожидая, что в дверь постучатся, и меня увезут. В моем доме было 18 квартир. За мной вечно следили. На меня доносили. Подслушивали мои разговоры. За равного меня никогда не принимали, несмотря на декларируемое общечеловеческое равенство. Я не примирился лишь с одним – с расизмом в СССР. Он более жесток и опасен, чем расизм в США. В Советском Союзе всех нерусских считают неполноценными.”
Вот как раз после этого момента у нашего персонажа и началась, кажется паранойя. Все граждане стали агентами специальных служб, любой контакт становился для него расистским, потому что с ним как-то не так разговаривают. С одной стороны его можно понять, тогда любого иностранного гражданина могли считать иностранным шпионом. Но важность своей персоны Робинсон, абсолютно точно, переоценил.
“-На печи спали дядя Миша и тетя Ольга. Хотя холоднее зимы я за все время в России не знал и супруги не раз предлагали мне разделить с ними их ложе на печке, я вежливо отказывался. По-моему, им трудно было понять мой отказ — для русского человека выживание важнее благопристойности.”
...
“- Помню, я пошел на вечерний сеанс в кино. Показывали кинохронику. Когда на экране красноармейцы-пехотинцы и бронемашины проходили по Бессарабии, зал встал: все принялись аплодировать, громко выражать свое одобрение, кричать "Ура!" и угрожающе потрясать в воздухе кулаками. Они откровенно гордились тем, как их родина опустошает беззащитную страну. Меня это поразило.”
...
“- Поведение русского человека по отношению к иностранцам обычно проходит несколько стадий. Приветливость сменяется грубостью, но, если иностранец терпелив, не теряется и не раздражается, русские чаще всего снова становятся самими собой — вполне разумными людьми.”
Непонятны ему были и русские люди, с их ценностями, видением мира и жизни. А все, что было для Робинсона не понятным, похоже, априори становилось плохим. Судя по отзыву “вполне разумными людьми”, Робинсон, похоже, еще и считал русских недалекими.
“- Глядя на то, как они сидят с закрытыми глазами, подставив лица солнечным лучам, можно подумать, что перед вами — солнцепоклонники. По выражению лиц чувствовалось, что некоторые из них даже разговаривают с солнцем, просят его как можно дольше изливать на них свое тепло, воздают ему хвалу за наслаждение, которое оно им доставляет. Это показалось мне любопытным — люди словно пытались запастись солнечной энергией.”
Видел он в русских и что-то мистическое. В общем, можно сделать вывод о том, что человеком Робинсон был крайне неоднозначным и, так сказать, интересным.
Неприязнь этого человека к Соединенным Штатам абсолютно понятна, в той стране он был никем и ничем, получал гроши и регулярно сталкивался с унижениями и оскорблениями из-за цвета своей кожи. Однако трудно точно понять, почему Роберт дал такую оценку Советскому Союзу, стране, в которой построил хорошую карьеру, был избран депутатом, получил высшее образование в престижном учебном заведении и даже снялся в кино.
Хорошо, Робинсону, похоже, не жилось нигде, кроме Уганды, куда почти что сбежал из СССР. Лично я могу оценить Роберта Робинсона как крайне прогрессивного и почти современного представителя США, которые видят расизм во всем и везде. Или это сами американцы совсем не изменились с тех времен? А может мы также далеки от понимания их природы, как Роберт от понимания нашей?