Найти тему

Читаю "Кислород-2023": "Мир Мэроу" Мэри Ли и "Тюремщик" Ольга Валентеева

Оглавление

В этом году конкурсные работы на удивление неровные. Помню как-то был такой год, где в шорт-лист попали не самые лучшие произведения. Тогда это была ещё "Новая детская книга". Последний сезон её в прошлом году был сильным, практически все произведения произвели хорошее впечатление, поэтому я надеялась, что и в этом году тоже будет сильный состав участников. Но не сложилось. Раньше рассказала о тех книгах, которые были вполне себе неплохи, а теперь о тех двух, что разочаровали.

"Мир Мэроу" Мэри Ли

Очень странная книга вышла. Двуликая.

Обложка издания, которое "Кислород" уже подготовил к выходу. Источник - https://vk.com/lyudmila_kozlova93?z=photo-102962145_457339155%2Fwall300150036_1512
Обложка издания, которое "Кислород" уже подготовил к выходу. Источник - https://vk.com/lyudmila_kozlova93?z=photo-102962145_457339155%2Fwall300150036_1512

Одной стороной повернется - вполне себе темное фэнтези, узнаваем жанр. Жестокий мир, когда-то созданный богами, но создания их не смогли жить в мире, оскорбив богов смертями и войнами. Тогда боги покинули Мэроу, и погрязла его земля в несправедливостях и жестокостях. Тут достаточно неплохо автор прописала свой мир: населила его разными расами, придумала его историю, расставила фигуры на доске, создала внутренние и внешние конфликты.
Началась книга с пролога о создании мира. Затем случилось знакомство с главной героиней Эванджелиной – мы узнали её историю, а также то, что ей предстоит совершить. На путь испытаний девушку толкнуло несчастье, постигшее её единственную подругу Нефел, на которую наслали проклятие, из-за чего та потеряла молодость и зрение. Эва дала "слово", что её спасет. Для этого ей нужна ворожея, что умеет снимать проклятия. Служит эта ворожея самой Змеиной Королеве. Эва, несмотря на жуткую репутацию правительницы Ваала, стремиться встретиться с ней и договориться. Её желание сбывается. Только вот не девушке навстречу пошли, а королеве она понадобилась, чтобы найти одного человека, ведь Эванджелина - охотница, обладающая даром находить всё и всех. Королева берёт "слово" с Эванджелины, что та найдёт и приведёт к ней живым того, кто понадобился Её Величеству. "Слово" - нерушимая клятва, скрепленная кровью, кто не сдержит его, тот умрёт.
Эва - героиня со сложной судьбой. За свою недолгую жизнь девушка узнала лишь предательства. Ею пользовались, пытались подороже продать, а когда она была совсем юной, над ней надругался человек со Шрамом. Поэтому Эва ненавидит людей, не верит в богов и никому не доверяет, кроме Нефел, к которой привязана, как к сестре. Отправляясь на поиски нужного Королеве человека, она даже не предполагает, что действовать придется не в одиночку.

Скриншот начала пролога с электронной книги
Скриншот начала пролога с электронной книги

Складно всё? А вот и нет. Тут и ляпы есть, и логика в какие-то моменты покидала сюжет в ужасе от происходящего, и вопросы есть по поводу поступков героев. Но об этом потом. А пока о второй стороне.

Другой стороной история повернулась в самый интересный момент и превратилась в потоковый, шаблонный ромфант. Всё. Вот тут логика сначала начала хромать, потом плакать, потом свалила. Что же случилось? Эве по дороге достался в попутчики маг Колум, который должен убить того, кто его искалечил. По чистому совпадению этим человеком оказался тот, кто надругался над Эвой. Теперь они ищут двоих. Всё шло логично, мрачные тона сохранялись, но тут автор вспомнила, что надо бы любовную линию воткнуть. Колуму зачем-то понадобилось ехать к Хозяину, так себя назвал работорговец, на которого в прошлом работала Эва. Зачем - не объясняется, но через него они попадают на бал в замок воинов-равков, которые решили развязать войну Темных Земель с родиной Эвы Ваалом. И началось... Я как-будто в другой книге оказалась, где и так не шибко умная героиня начинает совсем тупить, превратившись в стандартную ромфантовскую дурочку - строптивую девицу с гонором, на которую почему-то западают все мужики. А, ну и красавица, конечно, стоило только платье надеть и прическу сделать. Потом автор вводит ещё более тупую героиню, потом ещё одну, приправляет их глупые действия ревностью, принц же на кону, и вуаля – дамочки натворили такого, что теперь двоим из них грозит казнь, а ещё одна потеряла любимую младшую сестру. Причем по дурости. Дурости в кубе.

Вот и получается, что будто читаешь то одну книгу, то какую-то другую. И вроде герои одни и те же, но периодически у некоторых сносит крышу. Что абсолютно непонятно, зачем было делать героинь такими... недалекими. Вставать в позу в самые неподходящие моменты, это не проявить гордость и независимый характер показать, а продемонстрировать глупость и вздорность. Накал страстей в таком виде в темном фэнтези... не, это вообще дичь. Это к девочковым любовным романчикам про попаданок в магакадемии.

Обложки выкладок книги в сети
Обложки выкладок книги в сети

Ещё о минусах. Очень не люблю, когда к важным деталях и приметам героев относятся как-то не серьезно. Как пример, Змеиная Королева описывает человека, которого предстоит найти Эве: "Темные волосы, карие глаза, на шее родимое пятно в виде змеи". Страницу спустя Эва даёт слово и называет примету своей гипотетической добычи "родимым пятном в виде змеиной пасти". Змея или только её пасть, какая разница, правда? Или примета охотников - в одном предложении говорится, что они "имеют метку всегда расположенную на лице", но двумя абзацами ниже, рассказывая о рождении Эвы, автор пишет, что "на свет появляется новорожденный сирота с меткой на шее".
К другому. Долго думала, когда же Эва так мастерски научилась владеть оружием? Оказывается это дар проснулся: "Пальцы на рукояти сами собой правильно перехватили оружие..." и понеслась! Тут, правда, автор потом в Мертвых Землях возвращается к этому моменту и даёт объяснение, но всё равно такой ход это обычно от безысходности, когда автор просто забыл прописать часть биографии или обучение чему-то. А уже не прикрутишь никуда. Про логику уже писала.

И о плюсах. Сама история затягивает. Это при том, что автор пишет языком простым и даже несколько сухим, но тут же рассказ от первого лица, нам рассказывает Эва, которой красивых фраз набраться было негде и искусству владения словом её никто не обучал. Но у неё получается увлечь читателя своими приключениями и злоключениями. А ещё тут отличный твист в конце с тем самым искомым человеком - автор поставила свою героиню перед такой моральной дилеммой, что врагу не позавидуешь. Вот ту, конечно, интересно было бы узнать, какой выбор будет сделан. Судьба же любовного треугольника - не особо.

Такие вот качели. Одно лицо двуликой книги почти прекрасно, другое - совсем ужасно.

Ах да, это только первая часть. Обрывается на очень напряженном моменте, где кажется, что всё, всем кирдык. И если не знать, что продолжение есть, то можно подумать - всё, конец, автор просто не стала описывать мучительную смерть своих персонажей, дабы не травмировать своих юных читателей. Герои упорно нарывались на самый печальный для себя исход.

"Тюремщик" Ольга Валентеева

Книга, которую я не дочитала. Не смогла.

Начало вроде было неплохое. Ещё один жестокий мир, где правит не король, а его советник Люциан. В стране царит диктатура, любое инакомыслие тут же уничтожается, а недовольные попадают в жуткую тюрьму Атеррас, которой управляет Тюремщик. Магия здесь - талант, доступный лишь избранным. В таком мире живёт девушка по имени Розалин, работающая вышивальщицей в маленьком магазинчике, оставшемся ей после убийства матери. У Рози есть брат, который уехал учиться в столицу. Джесси - единственный луч света в темном царстве для одинокой Рози. Раз в неделю он приезжает к ней в гости. Всё идёт как идёт, пока к девушке не являются королевские стражники. Братик оказался втянутым в заговор против короля и приговорен к заключению в Атеррасе.

Судя по обложкам, ромфант снова победит. Я и не сомневалась.
Судя по обложкам, ромфант снова победит. Я и не сомневалась.

Розалин сначала обвиняют в пособничестве, а потом к ней в камеру приходит тот самый Люциан и вынуждает девушку стать его шпионкой, отправившись служить в Атеррас. Он подозревает, что Тюремщик ведёт какую-то свою игру. Интересно то, что в Атеррас женщин не берут, но Рози с помощью грима удаётся почти обмануть Тюремщика и пройти испытание. Вот беда - после прохождения она грохнулась в обморок прямо под ноги тому, за кем ей нужно шпионить. Её секрет раскрыт. Но, вот уж удивительно, Тюремщик берет её на испытательный срок.

Язык автора очень скуп. И тут уже не объяснишь это тем, что рассказ снова ведется от первого лица. Моющие средства, что выдаются Рози для уборки камер, только моющие средства. Грим - просто грим. И так далее и тому подобное. Автор использует общие современные слова, напрочь забывая о том, что читателю хотелось бы деталей и хотя бы примерного понимания, к какой исторической эпохе принадлежит этот мир. Автору неважно. Но это цветочки. Что очень раздражало и было неуместным, так это постоянное использование автором уменьшительно-ласкательной формы слов. У нас тут жуткая тюрьма, где правит балом темная магия, духи, на страже порядка черный слепой пес Брист, служащий Тюремщику. Но Рози видит низенькую дверцу и прочие милые вещицы. Уменьшительно-ласкательная форма для чего? Чтобы передать чувство нежности, ласки и умиления по отношению к тому или иному предмету. Как это применимо к жуткому месту, от которого героине всё время не по себе? Брист у неё тявкает. Да, тот самый жуткий пёс тявкает. Не лает, даже не гавкает, а тявкает, как маленькая комнатная собачонка. А какой прекрасный момент, когда Тюремщик знакомит девицу с работающим в тюрьме гномом, которого Рози называет крохотным человечком! Он ей по грудь, плотно сбитый, с бородой. Но крохотный. Человечек. (фейспалм)

Терпела этот язык до того момента, пока не поняла, что история скатывается во всё тот же девачковый ромфант. Про интриги забыто напрочь, автор развивает линию отношений между жутким Тюремщиком, который совсем не жуткий, а очень даже симпатичный, и милой героиней. Появляется в сюжете сын Тюремщика, Рози становится его няней. Это же так правильно, привязывать героиню к герою через его ребенка. Это же такой "не избитый" ход! На этом всё, решила я.

Возможно, что там дальше пошло лучше. Но, увы, не смогла я, не смогла... Очень сильно бомбило.

Эти книги для подростков. Эти две рассчитаны явно на девочек. Но если бы я своей племяннице подсунула это, она бы мне прямо сказала: "Тёть Наташ, это что за дичь?"

И ещё о книгах нынешнего шорт-листа "Кислорода".

Спасибо хозяйке канала книжный енот, что рассказала о ещё двух прочитанных ею книгах конкурса. Уверена, что впечатления у меня будут схожими, поэтому пройду мимо "Ступая следом пепла" и "Мертвые воспоминания". Но есть надежда на "Канашибари", которую начала и пока всё очень нравится.