В этом году отмечается 100-летие со дня рождения Леонида Иовича Гайдая.
В России, да и пожалуй и во всех странах бывшего Советского Союза, знают и любят Леонида Гайдая – непревзойдённого режиссёра и мастера постановки комедийных фильмов. Но есть город где к Гайдаю своё особое отношение, это Иркутск. Ведь для иркутян он не просто режиссёр, но ещё и близкий человек, и земляк. Хоть Гайдай родился не в Иркутске, а в городке Свободный Амурской области, но всё своё детство, юность и молодость провёл он именно в Иркутске, здесь рос и развивался его талант. И именно иркутская атмосфера наложила большой отпечаток на всём его творчестве.
Однако начнём сначала. Будущий режиссер родился 30 января 1923 года на Дальнем Востоке – в городке Свободный Амурской области. Его отец, Иов Гайдай, оказался в этом далеком регионе не по своей воле – он был сослан сюда из Полтавщины за ведение революционной деятельности. А точнее был осуждён, взяв на себя вину друга, который сжёг дом богачей. В 1908 году, когда ему было 22 года, он был приговорён к каторжным работам на строительстве Амурской железной дороги. После каторги, окончившейся весной 1913 года, Гайдай-старший решил остаться в городке Свободном Амурской губернии и устроился работать экономистом на железную дорогу. С мамой Леонида, Марией Любимовой он познакомился благодаря ещё одному каторжанину из Рязанской губернии – она была сестрой его нового товарища. Пока Иов отбывал наказание, молодые люди переписывались, а затем Мария приехала к нему и они поженились. В браке родилось трое детей: сын Саша, дочь Августа и младший ребенок Лёня.
Уже после рождения Лёни, большая семья перебралась сначала в Читу, а затем через несколько лет обосновалась в предместье Иркутска – Глазково. Здесь Иов Исидорович выстроил свой собственный дом (ныне ул. Касьянова, дом. 35), а также, будучи опытным садоводом, разбил вокруг него прекрасный сад.
Там маленький Гайдай и пошёл в первый класс. В дошкольном возрасте самым любимым занятием Леонида было “партизанское” посещение местного кинотеатра, где он завороженно смотрел фильмы с Чарли Чаплином. Когда заканчивался сеанс, Лёня прятался под сиденьями, дожидаясь следующего. Таким образом он мог посмотреть несколько сеансов.
Вначале в 1-й класс он пошел в школу №46 (сейчас это школа №80), но был исключён за плохое поведение. Так как его отец Иов Исидорович Гайдай был железнодорожным служащим, поэтому Лёню взяли в железнодорожную школу №42. В этой школе он проучился до самого выпуска.
Он не был отличником хоть и неплохо учился, любил читать книги. Однако отличался плохим поведением, много хулиганил и озорничал, частенько разыгрывал других ребят, за что получал замечания от учителей. Лёня был активным, энергичным мальчишкой, любил кататься на коньках, и даже зимой частенько прикатывался на коньках в школу, благо дорога от дома до школы шла по прямой, да ещё и с горки.
Он мечтал научиться играть на скрипке, однако у его родителей не было лишних денег. В одном журнале Лёня вычитал, как самому смастерить инструмент. Скрипка у него не вышла, но привычка к внимательному изучению различных журналов осталась у Гайдая на всю жизнь. Позже эта привычка помогала находить ему немало сюжетов к своим фильмам.
Помимо учёбы Лёня участвовал в художественной самодеятельности при местном Доме культуры, лихо играл на балалайке, с удовольствием декламировал Зощенко и Маяковского. С их произведениями успешно выступал в конкурсах чтецов, а в 1940 году даже выиграл один из них. С коллективом Дома культуры они объездили всю Восточную Сибирь.
Окончил школу Леонид с двумя тройками в аттестате по немецкому языку и поведению. Шёл 1941 год, до начала Великой Отечественной войны оставалось несколько дней.
В настоящее время школа, где учился Гайдай, преобразована в железнодорожный лицей. И ученики, конечно же, знают, кто учился здесь раньше, на фасаде здания имеется гранитная памятка.
Через несколько дней после начала войны Леонид, вместе со своими одноклассниками пошёл в военкомат записываться в армию добровольцем. Позже будущий кинорежиссер писал: “...Выпускной бал в 42 школе был 20 июня, а 22 июня началась, как известно, война... О ней мы узнали в 17 часов по местному времени. В тот момент я с отцом сажал перед домом тополя. В это время нам (подросткам, я имею в виду) отчего-то было весело, каждый намеревался быстрее попасть в армию и отправиться на фронт сражаться с фашистами”.
Фраза “Да подождите вы, дайте огласить весь список!” Из кинофильма “Операция Ы и другие приключения Шурика” возникла не случайно. Когда набирали добровольцев на фронт, военком выкрикивал вопросы: “Кто во флот?”, “Кто в разведку?”, “Кто в артиллерию?”, “Кто в кавалерию?”. Каждый раз молодой Гайдай выкрикивал “Я!” и делал шаг вперед, что вынудило офицера немного осадить пылкого юношу. В дальнейшем этот забавный инцидент режиссёр адаптировал для знаменитого фильма.
Однако в военкомате Леониду сообщили, что он должен немного подождать, так как не проходит по возрасту (ему, как и его товарищам, ещё не было 18-ти лет).
Тогда он устроился в Иркутский театр рабочим сцены. В тот год в Иркутск, на время войны, перебрался столичный Театр Сатиры.
Молодой Гайдай пересмотрел все их постановки, ездил вместе с актёрами на гастроли, а также успевал заниматься в театральной студии, работавшей при Доме Культуры железнодорожников. Там он сыграл в нескольких спектаклях, в частности “Медведь” и “Свадьба” по Чехову.
Сам Леонид Иович вспоминал: “Я работал в Театре Сатиры – ставил декорации, закрывал и открывал занавес… Выучил наизусть текст почти всех спектаклей, познакомился с такими примечательными актёрами, как Хенкин, Коль, Слонова, Любезнов, Милютин”.
Наконец в начале 1942 года Леонид Гайдай был призван в армию.
Это первая часть статьи о Леониде Гайдае. На продолжение статьи можно попасть, пройдя по голубым ссылкам:
Леонид Гайдай - мой земляк (ч.2).
Леонид Гайдай - мой земляк (ч.3).
Леонид Гайдай - мой земляк (ч.4).
Леонид Гайдай - мой земляк (ч.5).
Леонид Гайдай - мой земляк (ч.6).
Если вам интересно узнать побольше о Леониде Гайдае, подписывайтесь на канал. Продолжение следует.