Несмотря на то что Гайдай стал востребованным известным режиссёром и жил в Москве, он не забывал свою малую родину и своих друзей. При первой возможности он приезжал в Иркутск.
Когда в 1967 году в прокат вышла “Кавказская пленница”, он получил за неё гонорар 600 рублей (при средней зарплате в 70-80 рублей в месяц). По тем временам это были огромные деньги. Но Гайдай относился к деньгам легко. Этот свой гонорар он попросту прогулял за несколько дней с друзьями в Иркутске.
Как вспоминал его друг Виктор Егунов: “Он ночевал у меня, мы с ним беспробудно пили. Трепались обо всем.”
После режиссёр обратился к жанру криминальной комедии, сняв фильм “Бриллиантовая рука”.
Идея сценария этого фильма пришла в голову авторам после прочтения серии статей в газете “Правда”, посвящённых борьбе с контрабандистами. В одной из заметок упоминался оригинальный способ провоза ценностей – в гипсе. Согласно сценарию, простой советский человек Семён Семёнович Горбунков отправившись в заграничное турне, оказался в центре контрабандистской махинации.
Главная роль, Горбункова, писалась исключительно под Никулина. Город где он жил, снимался в Крыму, а заграничная часть фильма в Узбекистане.
Одна из главных ролей, Гены Козодоева, досталась Андрею Миронову, хотя было несколько других претендентов. Несмотря на то, что к началу съёмок «Бриллиантовой руки» Андрею Миронову было всего 27 лет, он был уже достаточно известным артистом.
Однако таких бомбических ролей, как в «Бриллиантовой руке», у него еще не было. Как потом говорили, “судьба протянула актёру свою бриллиантовую руку.” Его напарника Лёлика очень успешно, сыграл Анатолий Папанов. А управдомом стала Нонна Мордюкова.
Роль одного из контрабандистов сыграл, тогда ещё молодой и малоизвестный Леонид Каневский (будущий майор Томин). После этого фильма его карьера резко пошла вверх. Что интересно, для Каневского долго подбирали одежду, но всё было не то. В итоге, во время одного переодевания, Гайдай обратил внимание на отличное телосложение Каневского. В результате свою роль он сыграл обнажённым до пояса, украсив тем самым фильм.
Гайдай снял в фильме и свою супругу Нину Гребешкову, которая появилась в образе Надежды Горбунковой – верной спутницы главного героя, при этом на роль она отбиралась на общих основаниях, пройдя кастинг.
Как и в ранних комедиях Гайдая, здесь не обошлось без прекрасной дамы в купальнике. Роль соблазнительной пособницы контрабандистов досталась Светлане Светличной.
Для того времени эпизод с полуобнаженной героиней на экране был по-настоящему скандальным, но режиссеру удалось сохранить сцену.
С самой бриллиантовой рукой получилось интересно. В финальных титрах комедии появляется фраза “Киностудия благодарит граждан, предоставивших для съёмок золото и бриллианты”. Когда фильм вышел на экраны, Гайдая засыпали вопросами о том, действительно ли настоящие бриллианты использовали в качестве реквизита.
“Было много бижутерии, а вот монеты настоящие, взяли на время из музея. На съёмках присутствовал человек, который следил, чтобы монетки не ушли на сторону. Когда мы прятали их в гипс, он следил, сколько мы туда положили”, вспоминал Леонид Гайдай в одном из интервью.
Все песни к фильму придумал композитор Александр Зацепин.
28 апреля 1969 года он вышел на экраны страны. Зрители приняли картину сразу. Многие ходили смотреть этот фильм по несколько раз. В зале стоял такой смех, что некоторые фразы было невозможно расслышать.
В течении первого года проката его посмотрели более 76 миллионов зрителей.
Следующим фильмом, снятым Гайдаем стал “12 стульев”.
Леонид Гайдай ещё до съёмок “Бриллиантовой руки” хотел экранизировать роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», но когда он обратился в Госкино, то узнал, что с таким фильмом уже заявился Георгий Данелия. Расстроенный режиссёр уже было готовился распрощаться с мечтой, но неожиданно Данелия отказался от экранизации — он перегорел идеей и “подарил” фильм Гайдаю.
Как всегда в фильмах Гайдая, на каждую роль было много претендентов.
Подбор актёров начался с Кисы Воробьянинова. Основными кандидатами были Ростислав Плятт, Анатолий Папанов, Сергей Филиппов и Юрий Никулин. Режиссёр около года не мог определиться, и в конце концов позвонил Сергею Филиппову, чтобы сказать что он утверждён. Но оказалось, что у актёра сильно поменялись обстоятельства. Ему поставили онкологический диагноз, врачи давали мрачные прогнозы, и актёр от отчаяния запил… Ситуация была серьёзной, но Филиппов очень хотел работать, а Гайдай – снимать именно его. Режиссёр понимал, что будет тяжело — не раздражался, когда актёр забывал слова, делал перерывы, когда тот плохо себя чувствовал, но все видели, что работа придавала ему силы. Возможно, благодаря такому обстоятельству, у этого персонажа чувствуется особый шарм и реализм.
К концу съёмок Филиппов был настроен на борьбу, ему сделали операцию, и потом он снялся у Гайдая ещё в нескольких фильмах.
О пробах на роль Остапа на киностудии “Мосфильм” долгое время ходили легенды. Мало на какую роль претендовали более двухсот актеров, причем, многие из них уже были очень известны и популярны.
Были перепробованы масса вариантов. И тут режиссёр узнал о малоизвестном грузинском актёре Арчиле Гомиашвили, который с успехом играет Бендера в театре города Поти. Едва увидев актёра, Гайдай был готов отстаивать его перед всеми начальниками и комиссиями, настолько он ему понравился. Кстати, на пробах 45-летний Гомиашвили поступил как истинный Остап – сказал, что ему только 35 лет.
Из-за сильного грузинского акцента Гомиашвили режиссёр решил переозвучит его роль, и Остап заговорил голосом Юрия Саранцева, за исключением нескольких эпизодов, где нужна была именно колоритная речь… За это Гомиашвили очень обиделся на Гайдая, они поссорились и не разговаривали несколько лет.
На роль мадам Грицацуевой было две кандидатуры – Нонна Мордюкова и Галина Волчек. Однако Мордюкова показалась слишком солидной и серьёзной, её появление в кадре не вызывало смеха, а утвердить Галину Волчек не успели. Звукооператор из команды Леонида Гайдая привёл на площадку свою молодую жену.
Фигуристая студентка ВГИКа Наталья Крачковская, прочитав сценарий, от роли отказалась – её до слёз обидела характеристика героини: “женщина необъятных размеров с арбузными грудями”. Но режиссёр подвёл её к зеркалу и убедил, что она и есть настоящая “мечта поэта”.
А вот актер Михаил Пуговкин получил свою роль отца Фёдора без проб. Однако во время работы над картиной актеру пришлось несладко. Сначала он промерз буквально до костей, когда снимали эпизод пребывания отца Федора на скале. Причем, как позже выяснилось, все его мучения оказались напрасны: ощущения высоты в кадре не было. Так что сцену переснимали в павильоне. И получилось убедительней!
Но по-настоящему рисковал актер, когда пришлось раз за разом переснимать сцену, как отец Федор рубит гарнитур генеральши Поповой на берегу моря. Погода стояла, мягко говоря, совсем не курортная, а прибавьте сюда еще и порывистый ветер… Словом, именно в тот день актер заработал себе радикулит. Вот какие жертвы приходится порой приносить во имя искусства!
Для съёмок Гайдай хотел найти настоящий гамбсовский гарнитур, но оказалось, что это невозможно. После долгих поисков, стулья работы знаменитого мебельщика Гамбса были обнаружены у одной-единственной женщины. Но продать их хозяйка отказалась, сославшись на то, что стулья со всех сторон измерили и сфотографировали. В СССР никто из краснодеревщиков за их изготовление не взялся, в итоге изготовителей киношного гарнитура сумели найти только в Арабских Эмиратах. После съёмок несколько стульев уцелели, и Леонид Гайдай выкупил их у киностудии.
Самому Леониду Гайдаю так же довелось сыграть небольшую роль в фильме – роль владельца картотеки “мебелей” Коробейникова. Его должен был сыграть Эраст Гарин, но перед съёмками у него случился инфаркт, и Гайдай решил, что роль сыграет сам, и это у него прекрасно получилось.
Премьера “12 стульев” в кинотеатрах состоялась 21 июня 1971 года. Фильм стал лидером кинопроката в 1971 году – почти сорок миллионов зрителей.
Надо сказать, что этот фильм до сих пор часто показывают на телеэкранах. Существуют несколько версий экранизации "12 стульев" в нашей стране, но пожалуй версия Гайдая самая удачная.
Это пятая часть статьи о Леониде Гайдае.
На 1-ю, 2- ю, 3-ю, 4-ю и 6 части можно попасть пройдя по голубым ссылкам:
Леонид Гайдай - мой земляк (ч.1).
Леонид Гайдай - мой земляк (ч.2).
Леонид Гайдай - мой земляк (ч.3).
Леонид Гайдай - мой земляк (ч.4).
Леонид Гайдай - мой земляк (ч.6).
Если вам интересно узнать побольше о Леониде Гайдае, подписывайтесь на канал. Продолжение следует.