Найти тему
282 подписчика

Архангельское (ч.3). Дворцы, выставки, музеи и театр Гонзаги.

183 прочитали

По территории Архангельского хорошо погулять, сделать фото, устроить пикник на набережной, посидеть и потрепаться в кафе. Осмысленный отдых здесь тоже доступен. У Архангельского есть сайт, где можно уточнить наличие выставок, концертов и других мероприятий.

В "Капризе" сейчас проходит временная ВЫСТАВКА ФАРФОРА из собрания князей Юсуповых с участием Эрмитажа, Русского музея, Музея-усадьбы "Кусково". Так как после революции коллекцию развезли по другим музеям и не только, то теперь приходится собирать экспонаты для показа. Мне повезло. Я увидела.

Фото автора.
Фото автора.

"Фарфоровое заведение" Юсупова сначала было просто очередной усадебной "затеей". Но неизбежно переросло в художественную мастерскую высокого уровня. Повлияло на это привычка Юсуповых делать и иметь все лучше всех. Очень красивые орнаменты в росписи, растительный декор, миниатюрные повторения шедевров живописи из собственной картинной галереи, иллюстрации из юсуповской библиотеки, щедрая позолота вывели фарфор Юсуповых на императорский уровень.

После надстройки второго этажа "Каприз" превратился из летнего домика в полноценный дом. И мастерская была устроена тут же, в северных комнатах. Мастерам разрешалось один раз в неделю работать на себя и продавать свои изделия.

Потом построили специальное здание по производству фарфора и фаянса. Там расписывали формы из Мейсена, Севра и Парижа. Потом стали ставить свои клейма. Чудесные подарки императорскому двору, и друзьям-князьям, и иностранным гостям. Листайте.

Видела французский, немецкий, китайский (вазы эпохи Цинь завораживают) и японский фарфор. Единственно, что не очень поняла, в чем прелесть есть из тарелки с обнаженной девушкой. Однако, два зала тонкой красоты ошеломили. Условно- зал отечественного фарфора и зарубежного. Оторваться не могла.

ИНТЕРЬЕРЫ ДВОРЦА красивы, парадны, изящны...

В интерьер вписаны произведения искусства, собранные кн. Юсуповым. Картины, скульптуры. Люстры, оказывается, опускались для замены свечей. Я раньше думала, что кто-то лазил по стремянкам. Немного покажу. Но лучше смотреть своими глазами.

В Западном флигеле Дворца находится КАРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ.

Фото автора.
Фото автора.

Начало коллекции карет положил князь Н.Б.Юсупов, для которого кареты, унаследованные от родителей (Бориса Григорьевича и Ирины Михайловны Юсуповых) были символом знатности и богатства рода. Уже в конце XVIII в. эти экипажи были описаны как старинные и находились в московском доме Юсуповых в Огородной Слободе. Потом кареты перевезли в родовое имение Спасское, а затем в Архангельское. Позже в коллекцию добавились: пролетка кн. Н.Б.Юсупова времен императора Александра Павловича; его же карета, на которой он был на короновании императора Павла Петровича; портшез (носилки для европейской знати), подаренный ему королем Сардинии как чрезвычайному посланнику, трое дрожек для разъездов семьи по селу Архангельскому в 1816,1817,1826 г.г. Кареты здесь на первом этаже Западного флигеля находились по решению сына Н.Б.Юсупова- Бориса Николаевича Юсупова. До этого здесь была картинная галерея и собрание редких сбруй и упряжей., попон и пушек. Так что это не столько "Каретная галерея", сколько собрание нескольких коллекций и ценных предметов.

Юсуповы собирали кареты и берегли их как память о семейных событиях и родных. Как часы от деда или маузер. Просуществовав 180 лет, коллекция была расформирована в связи с передачей усадьбы под дом отдыха. В 1934 г. семь экипажей были переданы в Истринский краеведческий музей, где погибли во время короткой немецкой оккупации.

Остались только три. Но эти кареты- самое ценное собрание в России.

1. Самый ранний экспонат- карета-купе И.М.Юсуповой (из Германии).10-минутный ролик и фото в планшете рассказали, что сделанный в рентген-лучах снимок герба на карете Юсуповых выявил, что первоначально на гербе был КРОКОДИЛ! Что подтвердило версию о древнем и царственном происхождении (от рода правителей Ногайской Орды, которые вели свой род от Абу-Бекра, сподвижника пророка Магомета, и царей Египта). Лев на гербе появился позже, как более цивилизованный образ зверя. Девиза на гербе нет. Сеть говорит. что был заявлен где-то- "Бог приумножит!" По тому, что я увидела и узнала, уместнее "Хотеть самое лучшее и не стесняться это иметь!"

В мой прошлый приезд конскую упряжь демонстрировали на фигурах лошадей. Сейчас это просто предметная выставка упряжи. На лошадях смотрелось лучше. Листайте.

2. Почетное место в "Каретной галерее" занимает парадная карета-купе (1770г, Россия) Екатерины II. Информация на планшете открывает технические особенности царских карет на примере этой - с рессорами-амортизаторами и наличием спального места, выдвигающегося в сторону места кучера. Карета была подарена императором Николаем I князю Н.Б.Юсупову в награду за организацию коронации.

Фото автора.
Фото автора.

3. Мой любимый черный дормез (мысленно назвала бумером)- дорожная карета. для дальних поездок. Практичный, деловой, удобный. Огарки свечей в фонарях выбрасывались автоматически и зажигались новые свечи даже под ливнями. Вместительный "багажник" на три чемодана. И такой славный транспорт Юсуповы в коллекцию не включили, за ценность не считали. Рабочая лошадка.

Было много картин, предметов, мортир. У Юсуповых было собрание артиллерийских орудий: пушка, подаренная А.А.Аракчеевым, мортиры от А.Г.Разумовского...

Мне понравилось.

Время летело быстро. А я еще перепутала Театр Гонзаги сначала с Колоннадой по невнимательности к билету, потом со старым театром. Дело в том, что Театр Гонзаги стоит отдельно. Надо выйти через КПП №1, перейти Ильинское шоссе, и не попасть в ЮСУПОВСКИЙ ПАРК , обычный, с прудом и лебедями, цветниками и аллеями. Знала бы, приехала пораньше, чтобы по нему погулять... С другой стороны, всего не усмотришь, а с утра ливень был. Ориентир- БЕСЕДКА. Это-открытая территория.

В этой беседке постоянно кто-то пьет шампанское перед свадебной фотосессией. На удачу. Предлагали, но не стала задерживаться.

Я прошла рядом с беседкой, вдоль шоссе вниз, мимо парка и нашла

ТЕАТР ГОНЗАГИ (1817г. ) за охраняемой решеткой. Вход по билетам. Театр был построен срочно (для удивления обещавшего приехать царя Александра I ).

Надстроили второй деревянный этаж на каменном здании манежа, и в дальнейшем до наших дней театр не подвергался реконструкциям.

Театр в усадьбе был, но стал мал. Из Европы кн.Н.Б.Юсупов "выписал" итальянского художника Пьетро ди Готтардо Гонзага, которому и поручили и проект театра сделать, и за стройкой проследить ,и декорации придумать, и расписать. За год! Срочно к приезду императора!

Конечно, в усадьбе была своя строительная артель из крепостных, и крепостной архитектор, и московские архитекторы помогали, и нашелся механик сцены. П.Гонзагой были написаны занавес и 10 комплектов декораций, которые создавали на сцене иллюзию бесконечной перспективы. Задуманная художником смена декораций под музыку и составляла суть спектакля- "музыка для глаз".

"Спектакль декораций" стало модным развлечением. До наших дней дошли не только частичный декор зрительного зала, технические средства сцены, но и подлинные декорации Гонзаги. Декорации на всю сцену меняли как слайды. Это было зрелищно даже без артистов. Не могу себе представить, хотя перед концертом со зрителями провели экскурсию, в том числе и по музею театра, которому в этом году исполняется 205 лет.

Открылся театр в начале лета, когда император Александр I в сопровождении семьи и свиты, вместе с королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом III и наследным принцем, посетили Архангельское. От увиденного царственные особы были в шоке.

Проекты декораций в музее театра видела, размеру гуслей удивилась (думала, они меньше), театр в разрезе показали. Но все равно, представить не смогла... Напоминает листание фото в планшете, но какой размер! И как долго надо расписывать этот размер! Уму непостижимо! Сохранились подлинники декораций кисти П.Гонзаги в составе четырех неполных комплектов и занавеса, которые теперь являются уникальными памятниками мирового значения. Конечно, убраны на реставрацию или длительное хранение подальше от воздействия среды.

Гонзага в Италию не вернулся. Когда кн. Н.Б Юсупова назначили главным театралом Российской империи, Гонзага стал исполнительным директором театральных дел.

Небольшая галерея из Музея театра Гонзаги. Листайте.

Правда, с год назад я была в Дубне на концерте скрипачки Виктории Зима "Музыка в темноте" и виртуозов из Петербурга . Там было что-то подобное, но расписные декорации заменяли многослойные вуали, за которые уходили и из которых выходили музыканты. Думаю, это тоже след Юсуповых в театрально- музыкальной культуре.

Иду в Театр Гонзаги. Театр начинается с буфета с шампанским на свежем воздухе.

Раньше открывались и верхние двери для зрителей балконов. Сейчас только партерные. В зрительном зале есть нюансы. Пол в партере под небольшим наклоном к сцене (некоторые дамы сползают с сиденья). А в гардеробе выдают пледы, чтобы зрители не зябли. И до спектакля разрешается прогуляться и посмотреть все и везде. Но некоторые досочки неприятно пружинят. И лестницы деревянные тесноваты. Однако, им же 205 лет и без ремонта! Походила по фойе. Заглянула в закулисье. Листайте.

Осмотрела зрительный зал. Листайте.

Концерт. "Ночи барокко при свечах". Уникальная сцена, подлинные декорации. Посвящение Паганини. Давид Ардуханян. Живой голос скрипки. Свободных мест нет. Не пожалела. Листайте.

Впечатления прекрасные!

О других усадьбах Москвы и Подмосковья можете посмотреть здесь...

Буду благодарна за подписку, она поможет продвижению канала по новым правилам. А гостям канала не пропустить новые публикации.

Спасибо всем, кто дочитал,подписался или среагировал. Хороших прогулок и ярких впечатлений!