Найти в Дзене
Военная платформа - СМИ

Редкий случай: ВВС России направили МиГ-29 на перехват иностранного самолета

23 августа российские ВВС задействовали истребитель МиГ-29 для перехвата разведывательного самолета P-8 Poseidon, принадлежащего ВВС Норвегии. Это событие развернулось в непосредственной близости от российского воздушного пространства, над Баренцевым морем.

Многоцелевой истребитель МиГ-29СМТ ВВС России во время боевой подготовки - Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Многоцелевой истребитель МиГ-29СМТ ВВС России во время боевой подготовки - Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

В Национальном центре управления обороной России подробно рассказали о недавнем происшествии: «23 августа 2023 года бдительные системы мониторинга, осуществляющие надзор за воздушным пространством России, обнаружили неопознанный воздушный объект, вторгающийся на государственную границу России и пролетавший над ледяными просторами. Баренцева моря. В целях немедленного реагирования на обнаружение неизвестной воздушной цели и недопущение возможного нарушения государственной границы с Россией был оперативно мобилизован истребитель МиГ-29 – надежная опора резервных сил ПВО Северного флота».

В подробном отчете Центра говорится, что МиГ-29 выполнил свой полет в строгом соответствии с международными правилами, диктующими использование воздушного пространства. Далее в нем поясняется, что «приближающийся иностранный военный самолет, узнав присутствие российского истребителя, незамедлительно отклонился от своего курса, направленного в сторону территориальной границы Российской Федерации, тем самым предотвратив потенциальное нарушение». Этот инцидент представляет собой редкий случай, когда сообщалось об использовании МиГ-29 для операций по перехвату.

МиГ-29, выдающийся продукт передовой инженерной мысли, был тщательно разработан, чтобы служить основой как советского, так и союзного флота стран Варшавского договора. Подобно американским F-18 и F-16, этот самолет представлял собой вершину истребительной технологии четвертого поколения. Однако МиГ-29 был не просто аналогом; он продемонстрировал существенное превосходство в нескольких аспектах. Его летные характеристики были исключительными, его ракетные возможности были выдающимися, и он обладал уникальной способностью развертываться с передовых импровизированных аэродромов, демонстрируя тем самым свою тактическую адаптируемость.

Беспрецедентный для своего времени истребитель стал первым в мире, оснащенным высокой способностью наведения за пределы прицеливания. Эта современная особенность позволяла ему поражать цели под крайними углами в бою на дальности видимости, используя ракеты Р-73, наведение которых осуществлялось с помощью нашлемных прицелов. Этот новаторский потенциал был критически оценен службами НАТО в эпоху после «Холодной войны» и признан, что он дает поистине подавляющее преимущество.

Примечательно, что эти расширенные возможности наведения по-прежнему обеспечивают даже старым моделям МиГ-29 значительное преимущество перед лучшим западным истребителем завоевания превосходства в воздухе F-22. F-22 еще не включил в свою конструкцию нашлемные прицелы, что подчеркивает непреходящую ценность и актуальность высокой возможности прицеливания за пределами, которая впервые дебютировала в вышеупомянутом истребителе.

В боевых сценариях над Ираком и Югославией было замечено, что МиГ-29 явно не обладали расширенными возможностями прицеливания. Это досадное обстоятельство означало, что эти самолеты не смогли продемонстрировать свое огромное преимущество в боевых условиях до появления реверс-инжиниринга. В частности, западным оборонным секторам удалось расшифровать и воспроизвести технологию, заложенную в МиГ-29. Эти подразделения первоначально были получены через Восточную Германию после исторического события воссоединения Германии.

Благодаря своим огромным возможностям МиГ-29 когда-то был неотъемлемым компонентом ВВС России. Однако после распада Советского Союза его известность значительно снизилась. В 1991 году советские ВВС располагали примерно 800 такими грозными самолетами, и их число планировалось ежегодно увеличивать.

Одним из основных катализаторов этого стал более надежный и совершенный Су-27, а также его многочисленные модификации. Несмотря на более высокую цену, эти модели считались более экономичной альтернативой МиГ-29. Обоснование этой оценки основано на их расширенных возможностях наблюдения за обширными территориями благодаря увеличенному радиусу действия и превосходным радиолокационным системам. Эта особенность значительно укрепила свое ценностное предложение, несмотря на необходимые значительные финансовые вложения.

Примечательно, что в области воздушных перехватов, проводимых ВВС России, подавляющая часть приходится на несколько модификаций Су-27. Обычно для этой цели используется исходная модель Су-30 или Су-35. В редких случаях российские войска прибегали к использованию тяжелых перехватчиков МиГ-31 для проведения подобных тактических операций.

В начале 2010-х годов в многочисленных сообщениях говорилось, что Минобороны России рассматривало возможность значительного расширения парка МиГ-29. Целью было доведение самолета до стандарта МиГ-29СМТ поколения «4+». Эта модернизация значительно расширит дальность полета самолета, обеспечит совместимость с новейшим вооружением и будет включать в себя значительно более совершенную авионику, включая радары с фазированной решеткой. Однако предложенные улучшения остались нефинансированными и, следовательно, нереализованными.

Ожидается, что МиГ-29 постепенно уйдут с основной боевой роли, однако, по прогнозам, они будут составлять большую часть резервных подразделений ВВС России вплоть до 2030-х годов. Этот график можно было бы расширить еще больше, учитывая существование сотен минимально используемых и во многих случаях разобранных самолетов, которые в настоящее время остаются на хранении.

Несмотря на то, что базовые модели 1980-х годов в значительной степени устарели с точки зрения авионики, датчиков и вооружения, модернизированная версия истребителя сохраняет значительную степень эффективности. Это свидетельство непреходящей актуальности конструкции, даже несмотря на то, что технологические достижения продолжают менять ландшафт военной авиации.

За последнее десятилетие МиГ-29 был стойким лидером российского экспорта самолетов, занимая значительное присутствие на международных рынках. Эту популярность можно объяснить стратегическими усовершенствованиями резервных МиГ-29, а также превосходными достижениями, включенными в недавно построенные модели МиГ-29М и МиГ-29К. Эти модернизированные самолеты завоевали популярность среди клиентов по всему миру, в список покупателей вошли такие страны, как Сирия, Индия, Египет, Алжир, Сербия и Монголия.

Поставьте лайк - будем знать, что написать для вас в следующий раз
Подпишитесь на канал - наши статьи будут попадаться вам чаще
Читайте также: Может ли Россия обменять новые истребители МиГ-29 на северокорейское оружие?