Приход нацистов к власти в 1933 г. привёл к волне эмиграции из Германии. Из страны уезжали оппозиционные политики и гражданские активисты, а также многочисленные деятели культуры и учёные с коммунистическими, социалистическими, либеральными или пацифистскими взглядами. Всего по политическим мотивам Германию тогда покинули от 30 до 40 тыс. человек.
Однако это число составляло лишь 10% от общего потока немецких эмигрантов после 1933 г. Остальные 90% уехали, прежде всего, по причине своего еврейского происхождения. К моменту назначения Гитлера канцлером в Германии проживали около полумиллиона евреев – менее 1% от общего населения страны. К началу Второй мировой войны эмигрировали около 300 тыс. В Австрии на момент аншлюса жили ещё 180 тыс. евреев, из которых успели уехать около 120 тыс. Большую часть из оставшихся немецких и австрийских евреев нацисты впоследствии убили в концлагерях.
Диктаторский режим сам выдавливал несогласных в эмиграцию – через террор, разгон партий и профсоюзов, многочисленные запреты на профессию. Евреев, которые выезжали из страны, напоследок старались обобрать до нитки посредством завышенного «налога на побег».
Люди с мировым именем или соответствующими компетенциями ещё могли надеяться на достойные условия переезда. Например, десятки учёных были радушно приняты молодой Турецкой республикой, которая увидела в этом возможность для развития собственного высшего образования.
Однако большая часть эмигрантов уезжала на голое место туда, где их никто не ждал. Большинство западных государств на тот момент имели миграционные квоты и не собирались их пересматривать ради беженцев. Символом такой политики стала Эвианская конференция в июле 1938 г. Из 32 стран-участниц лишь Доминиканская республика согласилась принять у себя 100 тыс. еврейских иммигрантов, обеспечив их землёй и работой. Однако в реальности в Доминикану переехали лишь 800 человек. Прочие государства отказались повышать квоты.
14 июля 1933 г. был принят закон, согласно которому немецкие власти могли по своему усмотрению лишать гражданства эмигрантов с конфискацией всего их имущества. Кроме того, в «зоне риска» оказались все, кто получил гражданство в промежутке между 9 ноября 1918 г. и 30 января 1933 г. – их гражданство могло быть аннулировано в административном порядке.
Первый список эмигрантов, лишённых гражданства, был опубликован 25 августа 1933 г. В него вошли 33 человека, в основном коммунистические и социал-демократические политики и активисты. В число лишенцев попали также писатели Лион Фейхтвангер, Генрих Манн и Курт Тухольский.
Во втором списке от 29 марта 1934 г. значились 37 человек, включая Альберта Эйнштейна. Третий список вышел в свет 3 ноября 1934 г. В него вошли 28 имён, в том числе «альтернативный» национал-социалист Отто Штрассер. Четвёртый список от 11 июня 1935 г. лишил гражданства 38 человек, включая драматурга Бертольда Брехта.
Постепенно лишение гражданства превратилось из инструмента борьбы с политической и культурной оппозицией в ещё один инструмент Холокоста. Согласно 11-му распоряжению к закону о гражданстве от 25 ноября 1941 г., все евреи, покидавшие пределы Рейха, автоматически теряли любую правовую связь с ним, а их имущество подлежало конфискации. Следовательно, все немецкие и австрийские евреи, кого депортировали в гетто и концлагеря Генерал-губернаторства или восточных рейхскомиссариатов, переставали быть немецкими подданными.
Публикация списков эмигрантов, лишённых гражданства, продолжалась и во время войны. Последний, 359-й, список был опубликован 7 апреля 1945 г.
Всего через такую публичную процедуру за 12 лет прошли 39 тыс. человек.
Согласно 16-й статье действующего Основного закона ФРГ, никто не может быть лишён немецкого гражданства за исключением случаев, когда оно получено обманом или через взятку. Все лишения гражданства в период «Третьего Рейха» признаны ничтожными.
Подписывайтесь на Стальной шлем