Найти тему
Записная книжка

О буктьюберах, к слову

Ходила в стародавние времена такая шутейка: Кто такие кейверы? Это такие дебилы, которые оказались неспособны выучить слово «спелеолог». Так вот, годы прошли и слово «кейвер» окончательно утвердилось в правах. И где-то в мозгах произошел водораздел между этими понятиями. Спелеолог — это умный человек, который занимается пещерами. Кейвер — это не всегда умный человек, который занимается пещерами.

К чему это вступление? К тому, что в русский язык тащат всякую ерунду. И в качестве другого примера такого вот глупого заимствования с иностранного — слово «букблогинг». Это от английских слов «book» (книга) и «bloger» (тут и перевода не требуется). В общем, букблогеры — это которые про книги рассказывают.

Вот я пишу чего-то там о книгах — отзывы или обзоры какие. Это я так, графоманю потихоньку. Профессиональные юзефовичи пишут рецензии — это их хлеб. А букблогеры осваивают другие форматы. Кто-то делает фотки для Инсты, кто-то снимает видео для YouTube. Делятся эти букблогеры, в зависимости от формата, на букстаграмеров и буктьюберов.

Если в интернете про книгу написано, что там «сюжетик плевый, язык бедный, финал отстойный» — это отзыв. Если написано, что «автор, без сомнения, своей образностью освобождающей многофигурности, говорит читателю…» — это рецензия. (Такую малосвязную белиберду профессиональные критики способны написать про что угодно. От «Винни-Пуха» Милна до «Опытов» Монтеня.) Если в интернете вы увидите фото книги, окруженной лепестками, свечами, вырезанного из картона сердечка и надписью «Мой лучший компаньон на сегодняшний вечер» — то это букстаграм. А если в интернете вы смотрите видео, где молодое девочко (иногда — мужского пола), тычет в камеру книжкой и рассказывает, какая это «чудесная, блестящая, отличная, вдохновляющая история», то вот это уже буктьюб. Все эти разновидности книгообзоров, за исключением первой категории, прекрасно монетизируются. И только отзыв про «КГ/АМ» авторы в интернетах пишут от чистого сердца. То есть, за бесплатно.

К персоналиям. Даяна Морган. Это вот одна из буктьюберов. Уже несколько лет рассказывает на камеру о прочитанных книгах. Ее канал на YouTube называется Book_Patrol. Там 23 тысячи подписчиков. Еще есть телега (что-то около 4 тысяч подписчиков) и группа в ВК (около 6 тысяч подписчиков). Ну, по количеству подписантов, гражданка Морган даже не в десятке популярных букьюберов России. Так, середняк. С небольшой, но постоянной аудиторией.

В какой-то момент буктьюбер Даяна решила еще стать писателем. (Это нормально для этой публики — там каждый второй в писатели пытается податься.) В 2022 году вышла ее первая книга, в 2023 году — продолжение первой книги. Там долгая история — мол, эти книги были написаны еще в школе, потом долго лежали, потом их переписывали. И так далее. И это не сольное творчество Даяны, а написанное в соавторстве с какой-то старинной подругой.

20 августа 2023 года Даяна на своем канале выложила новое видео. «Книжный Писец: непрофессионализм редакторов АСТ и лицемерие книжного сообщества». Это название видео, если что. Почти 4 часа (!!!) Даяна рассказывает о своих попытках стать писателем и о жизни отечественного буктьюберского сообщества (со своей колокольни). Краткий пересказ — я тут единственная, у кого есть ВНЖ в Д’Артаньянограде, а остальные все понаехавшие. В наличии хейтеры, сталкеры, газлайтеры, токсики и прочие эльфийские слова, которые зачем-то проникли в человеческий язык.

Судить по этому видео, кто там прав, а кто не очень, бесполезно. Это как выбирать самую безобидную змею в серпентарии. Но посмотреть видео стоит (на скорости 2х) — хотя бы, чтобы посмеяться. Потому что эта Даяна — Королева Двойных Стандартов. Если я кого хейтю, то это во благо — потому что хейтом разгоняю хайп, что ведет к увеличению популярности. А если кто хейтит меня, то это потому, что все сволочи и подонки. Если я не отвечаю на письма, то это потому что закрутилась и забыла. А если кто не отвечает на мои письма, то это потому, что все сволочи и подонки. И прочее, прочее… Не монолог Жванецкого, но есть, где улыбнуться.

В целом, гражданка Морган по инфантильности схожа с ученицей средней школы. Эта мадам уже вот-вот четвертый десяток разменяет, а поведение у нее, как у пятнадцатилетки. Хотя, может это просто старательно отыгрываемая роль — изображать уровень развития, как у основной своей аудитории (то есть, кормовой базы).

Собственно, мне не интересно творчество Морган. Ни ее книжные обзоры, ни ее литературное творчество. Меня в ее видео заинтересовали только всякие подробности про жизнь буктьюберского сообщества. Про то, как делают хвалебные обзоры по бартеру — ты про меня, я про тебя. Как делают хвалебные обзоры за деньги. Про то, что запрещено ругать книги, которые выходят в связанном с тобой издательстве. Любые книги, даже самые убогие. Даже Лию Арден. И снова, прочее, прочее…

И вот когда видео вышло, буктьюберское сообщество всколыхнулось. (Всё-таки, 70 тысяч просмотров за неделю.) Пошла волна комментариев от других участников тусовки. Кто-то Морган поддерживает, кто-то нет. И всё это тоже неважно. Но вот ее «откровения» про жизнь в тусовке никто опровергать не взялся. То есть, конкретно вот эту часть — про обязательное отсутствие негатива в сторону избранных авторов, бартер, проплаченные отзывы — никто не взялся опровергать.

«Если правда оно, ну хотя бы на треть», как пел Высоцкий, то последние остатки веры в этот самый отечественный буктьюб оказываются похоронены. Не, скорее всего, есть и там честные буктьюберы, но как понять, кто из них честный, а кто — пушкинские соловьи и кукушки? Или даже коррумпированные кукушки? Даяна в видео называет троих, кто у нее брал деньги за рекламу. Но с тем же успехом таких вот «честных» буктьюберов может быть и тридцать, и триста.

А с таким подходом буктьюб, как гипотетический источник получения информации о книгах, окончательно превращается в просто развлекательное шоу для пубертатных вьюношей и романтичных школьниц. И всё. Suum cuique, конечно, но уже без меня.