История нынешней самарской областной больницы №2, сохранившей народное название «больницы нефтяников» началась 80 лет назад: в 1943-м, для оказания медицинской помощи эвакуированным в Куйбышев членам правительства и работникам высших эшелонов власти была открыта спецполиклиника, а следом развернут стационар на 10 мест, оснащенные, несмотря на трудности военного времени, по последнему слову врачебной науки и техники.
Высокий профессионализм, комфорт и внимание к пациентам сохранились и после отъезда VIP-контингента, когда позже лечебное учреждение перешло в ведение объединения «Куйбышевнефть». В 1956-м году для больницы нефтяников на улице Льва Толстого было возведено новое здание по проекту архитектора Алексея Моргуна.
Будущий главный архитектор города , родившийся в 1925-м в Приазовье, после начала Великой Отечественной эвакуировался в Куйбышев вместе с матерью и сестрой. Сразу устроился работать на авиационный завод №18 – был клепальщиком по сборке крыла, а в 1943-м, достигнув призывного возраста, отправился на фронт. Сражался в Маньчжурии, имел боевые награды, а после окончания войны отправился в Москву осуществлять свою главную мечту об архитектурном образовании. В 1951-м, получив диплом Московского архитектурного института, вернулся в Куйбышев.
Творческий путь начал в институте «Гипровостокнефть» - одном из крупнейших в нефтяной отрасли страны и имевшем сильную проектную группу, поскольку нефть, как известно, это еще и строительство - вахтенных поселков, отдельных районов и даже целых городов. В Самарской области примером могут служить Нефтегорск и Отрадный. Поскольку в начале 1950-х архитекторов в Куйбышеве было мало, «нефтяному институту» заказывали и большие общегородские работы.
Проект больницы в исторической части города, ставший одной из первых работ А.Г. Моргуна, можно считать идеальным воплощением царившего в СССР с начала 1930-х и почти до конца 1950-х «сталинского ампира». Образно воплощая идеологию первого в мире социалистического государства «для народа», жилые дома, учебные заведения, дворцы культуры и больницы возводились в дворцовом имперском стиле с обязательными колоннами, скульптурой и богатым лепным декором. Архитектурно-строительная отрасль находилась под бдительным присмотром властей, и постановления Совета строительства требовали от проектировщиков уделять внимание «монументальности», «изяществу архитектурного оформления» и«использованию лучших приемов классической архитектуры».
Выходящее главным фасадом на улицу Льва Толстого четырехэтажное здание больницы идеально вписалось в застройку, совпадая по высоте и создавая единый фронтальный ансамбль с разностильными соседями – эклектичным дореволюционным домом Вощакина и конструктивистским «Домом Совнархоза» авторства Петра Щербачева.
Композиция главного фасада симметрична, центральная ось выделена торжественным и эффектным входом, оформленным массивными колоннами на высоту двух этажей и полуциркульной аркой. В уровне третьего этажа входной портик служит основанием балкона с лепной балюстрадой. Расположенные по центральной оси окна третьего этажа оформлены треугольными сандриками на кронштейнах с богатой лепниной, объединенными стилизованным фризом.
Завершает входную композицию украшенный полукруглым лепным сандриком и веерным замковым камнем оконный проем и барельефы в виде вазонов в неглубоких нишах. Венчает центральную часть треугольный фронтон с карнизом, опирающимся на лепные кронштейны. Первые два этажа рустованы, стены третьего и четвертого имеют гладкую фактуру. Боковые части в уровне второго этажа декорированы имитацией арочных клинчатых ниш с крупными веерными замковыми камнями и вписанными в них окнами , над крайними окна третьего этажа расположены массивные прямые сандрики на фигурных кронштейнах. В левой части предусмотрена проездная арка во двор. Образ здания напоминает работы одного из московских учителей А.Г. Моргуна – академика архитектуры Ивана Жолтовского, считающиеся непревзойденным эталоном русского неоклассицизма 20-го века.
Внутреннее оснащение больницы не уступало ее внешнему облику – был предусмотрен специальный кроватный лифт, клинико-диагностическая лаборатория, кабинеты свето- и электролечения, рентгенодиагностики, электрокардиографии. Когда в недрах под территорией больницы обнаружили сероводородную воду, заработала водолечебница, так что бальнеологические процедуры стали доступны в центре города.
Еще хочется вспомнить, что официально эпоха «сталинского ампира» завершилась 4 ноября 1955-го – принятием знаменитого постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Многие здания, спроектированные до выхода этого документа, строились уже со значительными упрощениями и в итоге оказывались далеки от первоначальных задумок архитекторов. Автору «Больницы нефтяников» таки посчастливилось успеть свой замысел реализовать.
Алексей Григорьевич Моргун в 1965-м стал главным архитектором Куйбышева и прослужил в этой должности 22 года. Такое больше не удавалось никому! Больница нефтяников в 1988-м в результате слияния трех лечебных учреждений, позволившего объединить поликлинические отделения, расширить диагностические службы и более рационально использовать профессионализм специалистов, стала называться самарской областной больницей №2.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете