Весна приходила в Тридесятый лес медленно и словно бы нехотя. Уже пора было траве зеленеть на пригретых солнышком полянах, а сугробы пока и не думали таять. Деревья стояли озябшие, птицы сидели на них хмурые и неприветливые, отощавшее за зиму зверье таилось от глаз. И вот наконец однажды вечером пошел дождь — неожиданный, тихий, но упорный.
Кощей, вышедший было во двор замка, разочарованно вздохнул. Желание прогуляться по звонкому снегу под первыми звездами испарилось — звезд след простыл, небо над головой было затянуто какой-то невнятной хмарью, холодные капли бесцеремонно скатывались за шиворот, а скрипучий снежок в одночасье превратился в серую унылую жижу.
Чародей поежился, начертал в воздухе какой-то сложный символ и шагнул из ледяной каши прямиком в жарко натопленную горницу.
- Ноги!! - рявкнула Яга вместо приветствия.
Бессмертный вздрогнул.
- Ноги, - согласился он на всякий случай и не угадал — ведьма вскипела пуще прежнего.
- Чистые? - вопросила она свирепо.
- Я не пренебрегаю правилами гигиены, - сухо ответствовал оскорбленный Кощей.
Бабка рыкнула. Одним прыжком оказавшись рядом с чародеем, Яга уставилась на его видавшие виды сапоги. Зрелище было не для слабонервных — прижимистый колдун редко утруждал себя приобретением новых предметов гардероба, к тому же с сапог уже натекла приличных размеров лужа.
- Снять, - распорядилась наконец ведьма.
- Еще чего! - возмутился было Бессмертный, но бабка столь гневно сверкнула глазами, что стало ясно — дискуссии не выйдет. Сопя и пыхтя, чародей разулся и бочком пробрался к столу, стараясь, чтобы истертые до дыр носки были не слишком заметны. От зоркого взгляда Яги, однако, ничего не могло укрыться.
- Скряга, - хмыкнула она, впрочем уже более дружелюбно, и пододвинула гостю прикрытое вышитым полотенцем блюдо.
- Ну и что это за новые правила? - с неудовольствием осведомился Кощей, вытягивая из-под полотенчика сахарный крендель. - Может, в следующий раз ты меня переодеваться заставишь?
- Надо будет — заставлю, - сердито пообещала бабка. - И кстати, содержание жилища в чистоте — это не новое правило, а от века существующее. Кто тут утверждал, что соблюдает гигиену?..
- Ну я бы их об коврик вытер…
- Ковриков на вас не напасешься, - пробурчала Яга. - Только в избе прибралась, как началось. Один крынку с молоком опрокинул, второй грязными лапами наследил по всей горнице…
От печки донесся тяжелый вздох и Кощей перевел взгляд на скорбно съежившегося Колобка. Рядом злобно распушился кот, чей нрав был под стать характеру хозяйки.
- Теперь ты натащил… Только мне и дел, что за вами убирать!
- Хорошо, - покорно кивнул чародей. - Я все понял. Тем более, что мы собирались не уборкой заниматься, а пить чай и вести приятную беседу. Сейчас вот дождемся Лешего…
Дверь избушки, как по заказу, скрипнула, и на пороге возник их друг. С ветвей Лешего капала вода, на корнях налипла ледяная каша, а в охапке он держал нечто, похожее на довольно чахлый, безжалостно вырванный из земли кустик. С кустика на сияющие чистотой доски пола капала грязь.
Кощей зажмурился, однако у Яги, судя по всему, перехватило дыхание. Леший, благодушно улыбаясь, прошел к столу и расположился на скамейке, заботливо усадив своего подопечного поближе к окошку.
Бабка наконец отмерла.
- Это что? - просипела она.
- Можешь не шептать, он уже не спит, - ответил ей Леший и беспечно махнул веткой.
- Хорошо, тогда скажу погромче, - угрожающе начала Яга, но ее поспешно перебил Бессмертный:
- И правда, кто это?
- Это — молодой ясень, - гордо заявил лесной хозяин.
- А что он здесь делает? - повысила голос бабка. - Я, между прочим…
- В самом деле, Леший? - снова вмешался чародей. - Я, конечно, профан в ботанике, но мне не кажется правильным выкапывать саженец из родной почвы и приносить в дом…
Леший укоризненно посмотрел на друзей.
- Ну как вы не понимаете? Вот проснулся он раньше всех, такой маленький, самый юный в семье, а родители еще спят. Разбудить их он не может. А кругом — мрак, дождь и слякоть…
- Ну и тащил бы его к своему любимому дубу, - буркнула Яга. - А мне что с ним делать, чаем напоить?
- Чай ему нельзя, - серьезно пояснил Леший. - Он просто посидит тут с нами, в тепле. Дождь его напугал...
Пораженная Яга уставилась на приятеля.
- Что-то ты не то говоришь, - медленно произнесла она. - Ну или я плохо слышу. Повтори-ка, пожалуйста: дерево испугалось дождя?
- Конечно, - удивился в свою очередь Леший. - Ты же не думаешь, что деревья всегда рады дождю?
- Именно так я всегда и думала, - возразила бабка. - И дождю, и солнцу, и туману… Ну может быть, засуха деревьям в тягость, ну так у нас ее и не бывает. А что плохого в дожде?
- А хорошего что?
- Ну как же, - растерялась бабка. - Они же, деревья то есть… Ну… Пьют ее, воду-то… разве нет?
- А он не хочет сейчас пить, - пожал плечами Леший. - Он промок и озяб и нуждается в покое и уюте.
- Уюта у меня хоть отбавляй, - Яга покосилась на протянувшиеся от двери до лавки разводы. Баюн ехидно фыркнул с печи.
- Вот поэтому я и взял его с собой, - улыбнулся хозяин леса.
- И правильно сделал, - подхватил Бессмертный, отчаянно подмигивая бабке. - Наливай-ка чаю, Яга…
- А что он, один проснулся? - не обращая внимания на Кощея, уточнила ведьма. - Или остальных ты бросил во мраке и холоде, напуганных дождем?
- Нет, конечно, - Леший опять улыбнулся. Непонятливость друзей его не раздражала — наоборот, лесной хозяин всегда рад был рассказать о своих подопечных. - Просто остальные отнеслись к дождю спокойно. Кое-кому даже нравится.
- Вот даже как?
- Ну да.
Яга озадаченно умолкла.
- Ты что же, хочешь сказать, что отношение к погоде зависит у них от настроения?
Леший задумчиво покачал ветвями.
- От настроения, от времени суток, от породы дерева…
- Ну а если бы таких, кому нынешний дождь не по нраву, оказалось бы много? Если бы это были взрослые деревья?
- Со взрослыми — дело другое, - возразил Леший. - Вот если тебе придется выходить в лес по срочному делу в непогоду, ты что сделаешь?
- Оденусь потеплее и пойду! Куда деваться…
- Вот и им некуда, - серьезно ответил Леший. - Так что терпят. Но ты не переживай, деревья — не очень эмоциональный народ. И кстати, ты совершенно права, в большинстве случаев они ничего не имеют против дождя.
Чай допивали в задумчивости. Перекусив, Леший распрощался и скрылся вместе с ясененком в окутавшей лес темноте, а Яга извлекла из-за печки ведро и тряпку. Вид у ведьмы был расстроенный.
Кощей беспокойно ерзал на лавке. Убегать вслед за приятелем ему было неловко, оставаться - тоже. Впору было бы предложить бабке помощь, но Бессмертный никогда не был силен в хозяйственных делах. Наконец он пробормотал:
- Ну, не переживай так! Я поговорю с Лешим… У него ж дома-то нет, откуда ему знать про уборку!
Яга встрепенулась и застыла, как громом пораженная.
- Вот именно! И я о том же думаю!
- Правда?
- Конечно!
Кощей удивленно посмотрел на подругу, а та заметалась по горнице.
- Дома нормального нет! И подумать только, что мы столько лет и в ус не дули! А тут оказывается, что деревья, видите ли, имеют предпочтения относительно погоды!
Видя, что Бессмертный не понимает, о чем речь, бабка нетерпеливо топнула ногой.
- Ну что тут неясного?! Я же думала, Лешему, как и деревьям, все равно — дождь ли, солнце ли… А оказывается — нет! И укрыться ему негде! Придет в гости к кому-то из нас, посидит, погреется, обсохнет, и опять — в стужу и сырость…
Кощей посмотрел за окно — непогода разошлась пуще прежнего — а потом на Ягу и задумчиво протянул:
- Да, дела…
Продолжение следует.
© Анна Липовенко
Другие короткие сказки про Тридесятый лес:
Большая сказка с продолжениями про тех же героев: