Найти тему

На несколько Антарктид. Часть 1/2

- Ну как ты там? Все нормально?
- Нормально, - улыбнулась Настя. - Только вот холодно очень...
- Это не страшно. Выпей чаю горячего, надень пижамку. Скоро уже отопление дадут.

Настя попрощалась с мужем и печально усмехнулась - чаю она выпила, пижамку надела, даже горячий душ приняла. Однако холодный воздух в квартире все равно предательски леденил пальцы и нос, пробирался под складки фланелевой ткани. Но самое неприятное - душе было холодно.

Настя могла хоть в дедов сибирский тулуп завернуться целиком или нырнуть в бассейн с горячим чаем - ей бы не полегчало. Потому что это шло из детства.

Родители Насти развелись, когда ей было девять лет. Причина была крайне проста - папа решил, что руководство компании, где он работал, его не ценит должным образом, уволился и возлег на диван. На этом диване он и провел следующие два года, пока наконец терпение супруги не лопнуло - ей надоело обслуживать вечно всем недовольного трутня, и она указала страдальцу на дверь. Квартиру, нажитую в браке, разменяли, и Настя с мамой переехали в новое жилье.

На дворе был конец 90-х, непростое время. Чтобы обеспечить себя и дочь, женщине приходилось много работать, потому что на учительскую зарплату в те годы жить было очень грустно. Вот и приходилось брать репетиторство после основной работы. Настя к тому времени была очень самостоятельной - сама следила за своей учебой, не пропускала занятия в художественной школе, а лет с двенадцати уже ждала маму с горячим ужином. И мама очень это ценила. Как бы она ни вымоталась за день, у нее всегда находилось время на дочь. Они много общались, любили вместе смотреть фильмы, а если погода и настроение позволяли, могли отправиться на небольшую прогулку перед сном.

Только вот порой ожидание, когда мама вернется с работы, просто выматывало. И происходило это осенью, когда на улице уже довольно прохладно, а отопление еще не дали.

Настя ненавидела это время года. И даже старый обогреватель не спасал, потому что на улице было темно и промозгло, а в квартире - холодно и одиноко. Девочка отвлекала себя готовкой нехитрого ужина, просмотром телевизора или рисованием, но все равно чувствовала себя потерянной. Пока не приходила мама. Мама в те моменты была как сама жизнь, она несла с собой свет, тепло и очень часто - какие-нибудь вкусности, которые потом ели с чаем после ужина.

В остальные сезоны было проще - зимой в квартире было очень тепло, а когда отопительное межсезонье происходило весной, Настю это не огорчало, потому что вечером уже светло, учебный год кончается, и впереди долгожданное лето и каникулы.

Так это и отложилось у нее на всю жизнь - осенью в отсутствие тепла в квартире Настя снова чувствовала себя той маленькой грустной девочкой, которая с нетерпением ждет маму с работы.

Когда она вышла замуж, то стало полегче - она уже не была одинока в такие дни. А после рождения сына Илюши Настя и вовсе забыла о своих детских переживаниях.

Однако время шло. Сын вырос и поступил в физико-математический колледж в окружном центре, а любимый супруг каждые выходные ездил к своим родственникам в соседний город. С этим Настя ничего поделать не могла, да и не хотела, потому что лучше уж муж пропадает по выходным, чем его веселая семейка устраивает балаган здесь.

Да, с родней мужа у Анастасии как-то сразу не задалось. Обычно девушку могут забраковать по причине недостаточно высокого и богатого происхождения, но с семьей Павла все вышло наоборот - они хотели женить его на дочери своих друзей, а тут Настя со своим красным дипломом и интеллигентскими замашками! Но Павел всегда был на стороне невесты, а потом уже жены - старался ограждать ее от нападок своей родни и успокаивал, если скандал все же случался.
- Ты на них не сердись, - говорил он, обнимая Настю. - Пойми, люди почти всю жизнь прожили в деревне, я первый из нашей семьи, кто получил высшее образование. Поэтому у них свои представления о том, как надо жить.

Благо Павел с Настей и сыном переехали в районный центр, и жизнь стала намного спокойнее. Правда, платить за это спокойствие приходилось периодическим отсутствием мужа. Раньше он уезжал к родственникам раз в две недели, и это не особо напрягало Настю, ведь следующие выходные они проводили вместе. Но когда Илья подрос, Павел начал пропадать почти каждую неделю, и если раньше рядом с Настей был сын, то сейчас - вообще никого. Илья, конечно, иногда приезжал на выходные, но с каждым разом все реже - напряженная учеба и подготовка к многочисленным тестам съедали почти все свободное время.

Конечно, она развлекала себя, как могла - куда-то ходила с подругами или сама, смотрела кино, сидела в компьютере, но все равно этот противный холод, это противное чувство темноты, пустоты и одиночества неизменно подкрадывалось снова и снова. И снова даже обогреватель, теплая пижама и горячий чай не спасали - Насте не хватало человеческого тепла.

Ладно. Хватит хандрить и жалеть себя. Нужно собраться и провести остаток вечера с пользой для ума и тела! Настя взяла себя в руки и увлеклась книгой, которую недавно купила, но все так и не доходили руки. Потом она ляжет спать, а завтра муж вернется, и все будет по-прежнему...

-2

Павел, как обычно, приехал в воскресенье под вечер, но на этот раз Настя сразу поняла - что-то сейчас пойдет не по привычному сценарию. Супруг был мрачным и нервным.

- Что случилось, Паш? - обеспокоенно спросила Настя. - Что-то у твоей семьи приключилось?

Она помнила, что бабушка Павла была уже совсем плоха. Может, отмучилась?

- Не знаю, как тебе сказать... - замялся Павел. - Пошли лучше на кухню.

Супруги сели за стол, и павел сказал:
- В общем, мы с тобой разводимся.
- Что?! - ахнула Настя. - Почему разводимся? Как?
- А вот так, - раздраженно вздохнул Павел. - Не могу я тебе больше врать. У меня другая женщина есть, и скоро у нас родится ребенок.

Настя сидела, ни жива ни мертва. Ее тело похолодело так, будто его коснулся Белый ходок, будто все тепло выкачали.

- Паша, но как ты мог... - прошептала она плохо слушающимися губами. - А как же наша семья? Как же я? Как же Илюша?!
- Настя, не усложняй ситуацию! - сердито воскликнул Павел. - Илюха уже взрослый, поймет. Да и отец ему сейчас уже не так нужен.
- Что значит - не нужен?! У него сложный возраст, сложная учеба, сейчас ему как раз-таки отец нужен больше всего! А что отец? А отец променял родного сына на какую-то пpoшм@ндoвкy!
- Не смей так говорить о Танечке! - взревел Павел. - Я люблю ее! И с ней я счастлив, а ты у меня уже давно в печенках сидишь!
- Итак, она звалась Татьяна... - горько усмехнулась Настя. - Ну что ж... Совет да любовь вам!

С этими словами она резко встала и ушла в ванную, где дала полную волю слезам. В ванной тоже было холодно, и слезы обжигали щеки. Умывшись, она кое-как привела себя в порядок. В гостиной ее ждал муж. Теперь уже - почти бывший.

- Значит так, - сказал он, - Мне квартира нужна, так как любимая беременна. Предлагаю такой расклад - я выплачиваю тебе твою долю, и на этом мы расходимся с миром. Сына тоже не забуду.

Поначалу Настя хотела гордо отказаться, однако она не могла себе это позволить - у нее имелись свои накопления, но их точно не хватило бы на новое приличное жилье, поэтому пришлось соглашаться. Лишь бы этот кошмар поскорее закончился...

-3

- Мам, ты?!

Илья был удивлен и обрадован одновременно, когда Настя приехала к нему прямо в середине учебной недели.

- Я, я, - печально улыбнулась женщина. - У тебя есть немного свободного времени?
- Да, как раз пару часиков есть, - кивнул парень. - Что-то случилось? Ты какая-то грустная...
- Ты одевайся и мы прогуляемся. Есть хочешь?
- Готов быка сжевать.
- Ну тогда пойдем в кафе. Там я тебе все и расскажу.

-4

Известие о грядущем разводе родителей выбило Илью из колеи. Казалось, что весь мир рухнул - у них же была такая прекрасная семья! Почему же так вышло? Настя решила, что сын достаточно взрослый для того, чтобы не подслащивать пилюлю. Она рассказала все, как есть - Павел завел любoвницy в родном городе и заделал ей ребенка.

- Я ему мopдy набью! - зло процедил Илья сквозь зубы, сжимая кулаки.
- Не надо, - покачала головой Настя. - Это его решение, его выбор, и пусть он с этим теперь живет. А мы должны думать, как
нам жить дальше.
- И как? - буркнул парень.
- А мы будем жить долго и счастливо, - сказала Настя. - Я же не просто так сюда приехала. Сегодня вечером буду смотреть квартиры. Пойдешь со мной?

Конечно же, Илья согласился. Они осмотрели несколько вариантов и с помощью совместного мозгового штурма выбрали самый подходящий.

- Только, мам... - сказал парень, - если ты тут жить будешь и меня пропишешь, то из общаги выгонят.
- А ты хочешь жить в общежитии? - удивилась Настя. - Неужели там лучше, чем дома?
- Дома хорошо, конечно, но мы там с пацанами все вместе решаем, да и график уборки у нас там есть, мы сами себе готовим...
- Понятно, - улыбнулась Настя. - Не хочешь отрываться от коллектива. Ну хорошо, мы что-нибудь обязательно придумаем!

Пришлось опять общаться с пока еще законным мужем и просить его не выписывать Илью из квартиры.

- Ну и зачем он мне тут нужен? - хмыкнул Павел.
- Я напоминаю, что Илья - все еще твой сын, и твоя задача как родителя - думать о его благополучии, - едва сдерживая раздражение, сказала Настя. - Он хочет остаться в общежитии, потому что у них там сложился свой круг друзей. К тому же, он стремится к самостоятельности и сам себя обслуживает.
- А тебе чего приспичило именно в
этот город ехать? Уж не для того ли, чтоб пасти своего сЫночку? - язвительно поинтересовался Павел.

Настю скрутило от ненависти.
- Нет, не для этого. А для того, чтобы работать, - ответила она, собрав в кулак последние остатки самообладания. - Послушай, я ничего такого с тебя не требую! Просто ты можешь два года не выписывать
родного сына из квартиры?
- За лишнего жильца платить коммуналку придется, - недовольно проворчал Павел.

Настя просто сбросила звонок. "Лишний жилец"... Вот так-то теперь он называет своего сына... Женщина слышала много историй от разведенных подруг, знакомых и коллег о том, как бывшие мужья с какой-то пугающей скоростью из любящих отцов мутировали в законченных жлoбoв. Одни требовали вычитать из суммы алиментов деньги, которые они тратят во время общения с ребенком: купил дочке мороженку за пятьдесят рублей? Извольте компенсировать, мамаша! Другие лихо просчитывали, что ребенка можно содержать на одну тысячу в месяц. А некоторые пошли еще дальше, требуя оплатить свет, электричество и даже тyaлeтнyю бумагу, которые дитя израсходовало во время полуторадневного визита к папе.

Настя слушала эти истории, не веря, что подобное может происходить на планете Земля. Однако и ее это коснулось - некогда любимый и обожаемый муж за какие-то два месяца превратился в Кощея. И ладно бы над златом чах, так нет же! Речь шла всего лишь о прописке сына!

Было понятно, что разговаривать с Павлом - гиблое дело. Конечно, можно было поумолять и поунижаться (наверное, именно этого он и ждал от жены), однако Настя решила действовать иначе - она просто поговорила с куратором Ильи, объяснив ситуацию, и куратор пообещал, что администрация обязательно пойдет навстречу - Илья был в числе лучших студентов, дисциплину не нарушал и в плане чистоты общажного блока к нему претензий не было. Так что Илья остался в общежитии с друзьями, а Настя спокойно купила квартиру в этом городе.

Она не врала мужу, что переехала сюда в первую очередь по работе - ее действительно пригласили не абы куда, а в Департамент образования, где зарплата раза в два выше и карьерных возможностей больше. Настя была очень рада - во-первых, у нее практически началась новая жизнь, а во-вторых, она оставила прошлое позади. На новом месте ничто не напоминало ей о Павле и о том, как он с ней поступил.

К тому же, она пришла в восторг от самого города - хоть это и была окружная столица, он был маленьким, чистым, красивым, утопал в цветах, а поднявшись по деревянной лесенке на холм, можно было оказаться в кедровом лесу и меньше, чем за час, насобирать полный пакет кедровых шишек. Вечером зажигались фонари, и улицы выглядели уютными. Настя облюбовала себе приятное кафе и очень любила вечером посидеть там за чайничком ароматного чая, глядя, как за стеклом спешат прохожие и гудят машины.

А потом закрутила работа. Чтобы закрепиться и проявить себя на новом месте, приходилось стараться. За год Настя объехала весь округ с командировками, приняла участие в бессчетном множестве конференций, дважды повышала квалификацию, в общем, крутилась, как белка в колесе. И ей это нравилось - не оставалось времени на грусть и хандру.

-5

- Ну что, Анастасия Романовна, как вам наше югорское спа? - с улыбкой спросили коллеги.
- Ох, это нечто невероятное! - восхищенно ответила Настя. - Я наслышана, конечно, об этом месте, но побывать здесь вживую...

Бассейн с теплой минеральной водой под открытым небом, кругом лес, пение птиц, приятная расслабляющая музыка, листья и хвоя, качающиеся на воде - что может быть лучше утром в субботу! Когда бассейн немного утомил, женщины поднялись в кафе и заказали фито-чай.

- Сюда надо прямо с утра, - говорила Ольга Ивановна. - Именно осенью и именно, когда температура воздуха не выше пятнадцати градусов! Тогда максимальный кайф обеспечен.
- Оля у нас прямо спец, - рассмеялась Зинаида Александровна.
- Конечно! - кивнула Ольга Ивановна. - Я ж столько делегаций встречала и развлекала! Да я тут каждый куст знаю, где можно хорошо провести время. Когда снег ляжет, пойдем на сноубордах кататься.
- Ну мне только на сноуборд и залезать, - усмехнулась Зинаида Александровна, глядя на свою отнюдь не модельную фигуру.

А Настя просто улыбалась, потягивая ароматный чай, который грел руки и душу, и наслаждаясь каждой минутой отдыха.
Вот уже год она жила и работала на новом месте и ни разу за все это время не пожалела о своем решении переехать. С коллегами и начальством у нее были хорошие отношения, скоро ее должны были повысить. Сын тоже радовал своими успехами.

Да и личная жизнь тоже наладилась.
Со Степаном Настя познакомилась во время очередной конференции. Они разговорились по рабочим вопросам, а потом выяснили, что оба любят джазовую музыку, старое кино, вечерние прогулки.

В этот день они собирались в кино, так что суббота однозначно удалась! А вот насчет воскресенья нужно подумать... Может быть, съездить за грибами?

Внезапно эту лесную идиллию прервал звонок с незнакомого номера. "Кто бы это мог быть?" - удивилась Настя.

-6

Часть 2