Дом Кочубея был одним из последних особняков, который появился в Литейной части накануне революции.
На участке дома 24 по Фурштатской улице в начале XX века стоял дом княгини Волконской. К сожалению, его фотографий не сохранилось.
В 1905 году дом приобретает адъютант императора, генерал-лейтенант князь В.С. Кочубей. Первоначально он поселился в старом доме. Вскоре он принял решение построить новое здание, которое будет снабжено всеми техническими новинками.
Для строительства особняка был приглашен придворный зодчий Роман Мельцер. Он был одним из совладельцев мебельной фабрики на Аптекарском острове и именно там были созданы элементы декора и мебель для особняка.
Работы начались в 1908 году и продолжались два года. На небольшом участке архитектор создал не только дом с жилыми и парадными помещениями для хозяев, но и конюшни, небольшой скверик, кухни и жилье для прислуги.
Фасады дома были облицованы специальной керамикой. Многие современники называли такой стиль “гигиеническим”. Мельцер после использовал его в оформление здания Ортопедического института в Александровском парке, особняка Брандта на Троикой площади и во дворце великого князя Михаила Александровича.
Фасад здания не симметричен - слева три окна до ризалита, а справа - четыре. Горизонталь фасада прерывается тремя ризалитами, вызывающая ассоциации с классической трехосевой схемой.
Повышенный центральный ризалит акцентирован пилонами. Навершия ризалитов декорированы белыми керамическими панно.
Планировка помещений создавалась при участии Виктора Кочубея. Три четверти дома было отведено для слуг. Помещения хозяев располагались в корпусе, выходящем на улицу. Отдельный корпус был отведен конюшням на 20 стоил и каретникам.
На первом этаже находилось всего три помещения владельцев - вестибюль, приемная и бильярдная. Все остальные комнаты были заняты приближенной прислугой (квартира дворецкого, швейцара, дворников, старшего повара).
На втором этаже в лицевом корпусе находились парадные залы - две столовых, большой зал для танцев, гостиная и кабинет. Рядом были помещения для сына Виктора Сергеевича. Третий этаж был жилым.
Комнаты создавались с перспективой на будущее - было оформлено четыре детских (скорее всего, для будущих детей сына Кочубея). Также на третьем этаже находились кухни и прачечные.
Большая часть помещений была выполнена из натурального дуба и оформлена ручной резьбой.
Первоначально вход в здание был со двора, но еще при Викторе Сергеевиче вместо приемной появился второй вход. На первом этаже была бильярдная, сейчас там находится ресторан.
Из бывшей приемной по лесенке гости попадали в вестибюль.
Помещение занимало два этажа и туда выходили коридоры и лестницы с разных уголков здания.
Рядом находилась лестница, которая соединяла все три этажа здания. Убранство комнат на третьем этаже не сохранилось.
Самым большим помещением особняка был Белый парадный зал. В него можно было попасть через арочные двери. В случае необходимости благодаря им, можно было увеличить пространство зала, соединяя его с малой столовой в одну сторону и с гостиной в другую. Двери складывались. Их можно было сложить, как ширму или убрать в стену.
Двери украшены цветочными гирляндами, выполненными из единого массива дуба. На разных дверях - разный рисунок. Лепнина на потолке и стенах сделана вручную.
Кайма паркета сделана из ценных пород дерева в мозаичной кладке.
В зале сохранились подлинные зеркала, в которые встроены решетки для вентиляции.
Соседнее помещение - это столовая, отделанная дубом. В ней сохранился камин с полками для скульптур и книг.
Всего в доме было девять каминов. Несмотря на водяное отопление, камин считался символом домашнего очага и уюта.
Под окном стоял радиатор, декорированный под полочку, и украшенный керамической плиткой. А на одной из стен висят часы, которые застали Кочубея.
С другой стороны Белого зала была гостиная. Часы в комнате современные, но хорошо вписались в исторический интерьер.
В кабинете князя сохранилась подлинная отделка. Но из мебели сохранилось только зеркало и шкафчик в виде серванта (он встроенный).
Сейчас стены украшены фотографиями из семейного альбома.
Сохранилась лестница из стали, которая была украшена керамической плиткой. Лестница связывала личные помещения владельцев в трех этажах здания.
По изначальному проекту вход в здание располагался со двора, который был оформлен облицовочной плиткой - кабанчиком. Прямо из-под арки можно было попасть на лестницу в жилые комнаты на третий этаж и в служебный корпус, где жила прислуга.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: