Крайняя популярность серии II-18 сыграла с ней злую шутку: сотни одинаковых белых башен, строившихся по всей Москве, быстро всем надоели. А планировавшиеся архитекторами различные варианты фасадов остались нереализованными.
При повышении высоты до 12 этажей фасад был несколько изменён, что так обрадовало архитекторов, что сразу же было привязано больше тысячи домов. Стали понятно, что все районы будут застроены невероятным число совершенно одинаковых домов.
Понимая это, 1-я мастерская МНИИТЭП под руководством Георгия Павлова разработала несколько решений для исправления ситуации.
Во-первых, были спроектированы несколько проектов с различными расположением балконов (заодно с разнообразными планировками для самых разных семей), что должно было несколько разнообразить застройку.
Во-вторых, архитекторы задумались о применении разной отделки фасадов.
В это же время проектировалось повышение этажности серии до 14 этажей. Новая отделка, новое расположение балконов, введение лоджий – этот проект кардинально отличался от предшественников.
Однако в плане типового проектирования ему не нашлось места, и его разрабатывали как индивидуальный проект. Поэтому он получил шифр не II-18/14, а И-209.
В 1967, после нескольких лет поисков заказчика и строительной организации, дом был построен. Он стоит на улице Шверника (дом № 1 корпус 1).
Уже во время строительства Главное архитектурно-планировочное управление Москвы потребовало от авторов проекта откорректированных чертежей для утверждения этого дома для повторного применения. Откорректированный проект получил шифр И-209А.
То есть распространённое утверждение, что сначала строили дома по проекту И-209, а затем перешли на И-209А не соответствует действительности: шифр И-209 без буквы А относится только к одному дому на улице Шверника. Об этом говорит обложка альбома чертежей: на чертежах 1967 уже стоит шифр И-209А.
На первых домах присутствует неожиданное для того времени решение – эксплуатируемая кровля:
Но от неё быстро отказались (в дополнении № 3 к первой редакции).
Шахматное расположение балконов, конечно, было очень ярким решением, особенно в 60-х. Однако, когда И-209А начала строится во многих районах Москвы, вновь была «открыта» истина: чем ярче проект, тем он назойливее при повторении. Типовой проект же должен быть в меру нейтральным.
Поэтому в 1969 году во второй редакции расположение балконов было изменено.
Но проблема, которая была II-18 ранее, не исчезла: пускай башня и получила новый фасад, однако это всё равно один и тот же дом, строившийся по всей Москве.
И поэтому коллектив Павлова начал разработку новой серии, которая должна была включать самые разнообразные дома – серии II-68.
_____________
Сергей Волков