Найти в Дзене
Сказки юного биолога

Кризис карбоновых лесов - великое растительное вымирание

Карбоновый или каменноугольный период (359-299 миллионов лет назад) был достаточно разнообразной эпохой в геологической и биологической истории Земли. Начался период жарким и влажным климатом, в котором буквально заполонили сушу планеты тепло- и влаголюбивые споровые древовидные растения в лице гигантских хвощей и плаунов. Чуть позже к своим коллегам по споровому цеху присоединились и гигантские древовидные папоротники, которые предпочли более высокие над уровнем моря и более сухие области.

Карбоновый лес
Карбоновый лес

Уже возникшие к тому времени голосеменные растения оказались вытеснены в самые высокогорные и сухие области. В принципе, им там в отсутствии конкуренции со стороны споровых было вполне комфортно. Проблемы у гигантских споровых растений, которые образовали практически бесконечные дождевые леса экваториального и тропического поясов (а других тогда практически и не было) новорожденной Пангеи, начались с похолодания и общего иссушения где-то к середине Башкирского яруса (323-315 миллионов лет назад).

Окончательно сформированная Пангея образовала огромный континентальный массив. Естественно, что до его середины, как птицы до середины Днепра, не долетали влажные и тёплые воздушные массы. Как-то далековато было. Да и поменьше стало этих самых влажных и тёплых воздушных масс. Огромная Пангея колом стала посреди океана, перекрыв большую часть тёплых течений. Земля начала стремительно охлаждаться, а в начале следующего Московского яруса на территории бывшей Гондваны пришло масштабное оледенение.

Пангея в каменноугольном периоде
Пангея в каменноугольном периоде

Самое интересное, что это оледенение больше повлияло на растительность не Гондваны, а недавно присоединившихся к ней Лавруссии и Сибирии. Если гондванийские леса, которые и так состояли из холодоустойчивых и засухоустойчивых папоротникообразных и голосеменных, хоть и распались из единого массива на относительно изолированные части, но выжили, то леса северной части Пангеи, состоящие из влаголюбивых плаунообразных, были практически уничтожены.

Только они начали заселяться более или менее приспособленными к новому сухому и прохладному климату папоротникообразными и голосеменными, как начался новый пик похолодания и иссушения в Касимовском ярусе (этот ярус, кстати, носит название моего родного города!). От сплошных лаврентийских дождевых лесов остались только жалкие островки, в которых выжили только голосеменные. Споровые растения с тех пор в северной части Пангеи стали навсегда угнетены и малоразмерны.

Лес уже пермского периода. На смену споровым пришли голосеменные
Лес уже пермского периода. На смену споровым пришли голосеменные

В итоге, на границе карбонового и пермского периодов почти полностью поменялась наземная флора. Сплошные дождевые леса из древовидных споровых сменились отдельными рощами голосеменных и редких папоротникообразных, приспособленных к сухому и прохладному климату. Вымирание растений повлекло за собой и вымирание животных, которые были достаточно жёстко привязаны к растениям в плане питания и местообитания.

Вымерли первонасекомые, приспособленные к питанию споровыми растениями. Вымерли многие амфибии карбонового периода (времени расцвета стегоцефалоподобных). Особо большие жертвы были среди тех, кто уже начал превращаться в рептилий, но ещё в них не превратился (рептилиоморфы). Тех же, кто в рептилий превратится уже успел, тех ждал эволюционный взрыв. Именно в Касимовском ярусе началась стремительная радиация рептилий (диапсид и синапсид).

Наука
7 млн интересуются