Найти тему

Как и зачем детям получать образование?

Мы все привыкли к тому, что высшее образование - это необходимый атрибут успешного человека. В целом, так принято на всей территории бывшего СССР. Может, только в Прибалтике не так - там я не знаю. А все остальные бывшие республики очень ценят высшее образование. И каждый уважающий себя родитель хочет, чтобы его чадо окончило институт.
Сегодня я предлагаю разобраться, зачем человеку вообще образование. И является ли высшее образование обязательным для успеха. А если не оно, то что является…?
Этой статьёй я хочу подвести нас с вами к разговору о более экзотичном зарубежном образовании.

▪️Почему я решил об этом написать?
В среду я рассказывал вам свою точку зрения о детях и нашей помощи им в достижении успеха. Так вот, многие из моих знакомых (а если так, то я делаю вывод, что и незнакомых - тоже) считают, что в качестве хорошего старта для своих детей они должны «дать детям образование». И чем круче образование, тем сильнее импульс для дальнейшего развития. Давайте попробуем разобраться, так ли это на самом деле? Стоит ли копить полжизни деньги на высшее образование для своего ребёнка?

▪️Что такое образование?
Вообще, в широком смысле этого слова образованием можно назвать весь спектр знаний и опыта, которые человек получает в жизни. В таком случае, образование можно условно разделить на две части: ситуативное и формальное. В формальном образовании источниками знаний являются специальные заведения - это школа и всё остальное. В ситуативном образовании знания человек получает от людей вокруг, из личного опыта, а если сказать двумя словами, то от жизни.
И то и другое является образованием. И обе части очень важны.

▪️Что даёт образование?

Образование человека, как ситуативное, так и формальное, даёт человеку очень важный в жизни ресурс - знания. Но мы сегодня пойдём чуть дальше и для лучшего понимания смысла того, что мы делаем, разложим знания на составляющие:

1. Контекстные знания. Это как раз то, что мы обычно думаем, когда говорим слово «знания». То есть, наличие конкретной информации в памяти человека: правил, теорем, законов, исторических фактов, литературных сюжетов и т.д..
2. Опыт применения знаний. Мало знать, что Пифагоровы штаны на все стороны равны. Важно уметь это применить.
3. Опыт взаимодействия. Это очень важная часть образования человека. При этом, я замечаю, что этим в последнее время массово пренебрегают. Из-за этого вырастает всё больше людей, которые не умеют общаться даже на самом элементарном уровне.
4. Связи. Это, конечно, не касается тех людей, которые не научились общаться. Их связи им не помогут. А вот для всех остальных, кто умеет общаться, приобретённые знакомства являются важным ресурсом для развития. Но, поскольку это ресурс информационный, то его я тоже отношу к знаниям.


Итак, это - составляющие ресурса «знания». И процесс получения этого всего можно назвать образованием или получением образования.

▪️
Что такое хорошее образование?
Задавая этот вопрос достаточно часто можно получить ответ «это диплом МГУ или Оксфорда». Или других вузов в зависимости от смелости, амбиций и достатка отвечающего. Но это всё равно, что сказать, что хорошая машина - это Lamborghini. Простите, а для чего она хорошая? (И тут во проснулся автожурналист🧐) Для того, чтобы доехать до офиса и припарковаться на тесной парковке? Чушь! Для того, чтобы показать, что хозяин этой тачки может спустить цену двух квартир в Москве на самоистязание? Да, безусловно! С образованием - так же. Чтобы понимать, какое образование хорошее, нужно прежде всего понимать, что с ним дальше делать. Всякое может быть хорошим, когда оно к месту. Простите за ещё одно литературное отвлечение, но и говно может быть хорошим, когда им почву удобряют. Но это в большей степени относится к тому, где учиться. То есть, к формальной части образования.

А как быть с ситуативным образованием? Тут принципы те же. Если человек уверен, что его чадо как выпорхнет из гнезда, то сразу станет директором, то конечно надо показывать ему кейсы власти и управления. Это будет хорошо. А вот если подумать, что к директорскому креслу ему придётся пройти хоть небольшой, но путь, тогда нужно учить подчиняться, слушаться, подстраиваться. Если этому не научить, то до кресла может и не дойти - скушают по ходу движения.
То есть, подведем итог сказанному: хорошее образование - это полезное образование. И точка. Больше ничего! Тут нет слов: престижное, дорогое, зарубежное, высшее. Просто полезное! То есть такое, которое даст чаду максимальный объём ресурсов.
Но считается, что дорогое и престижное образование позволяет приобрести хорошие связи. И этим оно хорошо. Есть такой аргумент!
Однако я прошу обратить внимание на некоторые тезисы:
1️⃣ В престижном ВУЗе учатся не успешные люди, а их дети. И далеко не факт, что они станут успешными. Высокий процент среди них - бестолковые мажоры.
2️⃣ Если расчитывать, что через детей можно пробраться к их родителям, то это далеко не факт. Взаимодействие и доверие между этими детьми и их родителями - большая неизвестность.
3️⃣ Успех приобретения связей в среде престижного вуза требует очень качественных навыков общения и выбора людей. И к этому нужно готовиться. Это очень не просто.
4️⃣Зачастую, чтобы ребёнок мог закрепиться в специфической среде некоторых престижных ВУЗов, родителям нужно обладать очень большими ресурсами. И не абы какими (деньги, например), а вполне себе определёнными сообществом этого ВУЗа. Либо ребёнку придётся пройти весьма унизительный процесс проникновения в закрытое сообщество. Иногда этот процесс занимает годы и десятилетия.
Так что, не связями едиными…

▪️Что ещё важно?
Я бы тут сказал не «что ещё», а «что самое важное?». Самое важное - это желание. И на самом деле, желание развиваться, учиться, добиваться успеха - это та часть образования, которая исходит от родителей. Этого никто больше не даст. Например, если у ребёнка всё есть, то зачем ему стремиться к чему-то, развиваться. У него и так всё зашибись. Квартира, машина, шмотки, путешествия - что ещё надо? К сожалению, дети не наделены способностью мыслить о будущем (стратегически). Им это по природе не нужно. Они начинают мыслить о будущем только тогда, когда оказываются во враждебной окружающей среде. Так устроен человеческий мозг. Поэтому, задача прозорливого родителя: периодически помещать своего ребёнка во враждебную ситуацию и объяснять способы выхода из неё. А в последствии, и способы избежания. Вот это - первая и самая важная часть любого образования. И эта часть научит ребёнка хотеть знать, уметь, достигать и развиваться. А без этого можно его запихивать в любой ВУЗ - толку не будет.

▪️Что в итоге?
В итоге образование ребёнка действительно зависит от родителей. Но не от количества бабла, спущенного на платные школы, ВУЗы, репетиторов и прочие источники знаний. А от того, как родители научили ребёнка жить, общаться, ставить себе цели и достигать их. На это нужно наложить желание и склонности ребёнка. Ведь успех - это не только богатство, но и счастье. А значит, желательно, чтобы он занимался любимым делом, которое у него получается. Вот тогда и ему будет хорошо, и родителям! Если только они не считают, что ребёнок - это проект по реализации их личных амбиций. Тогда ничего хорошего не выйдет.