Манера говорить — это часть личного бренда каждого человека, хотите вы того или нет. Сегодня расскажу про сложный архетип речи — Искателя и поделюсь вариантами, как его «прокачать».
Кто это и с кем сочетается?
Первая ассоциация со словом Искатель у многих — путешествия и такие личности, как Лара Крофт и Индиана Джонс. На самом деле, это люди, которые в целом что-то исследуют. Объектами могут быть даже они сами.
В моей системе Искатель относится к архетипам содержания. То есть он о том, как подавать информацию. Если вам интересен собственный архетип, можете пройти бесплатный тест.
Искатель — сложная концепция. Ребенок и Эксперт, например, в этом плане гораздо проще, хотя они тоже про логическое обоснование. В качестве примера Искателя я обычно предлагаю посмотреть монологи Павла Воли.
Павел говорит: «Так, давайте разберемся! Сейчас мы сделаем то, потом то и получим это». Или: «Мы написали в чат так, и результат был таким».
Что он делает? Описывает путь. Основной посыл Искателя «Я всегда в процессе, ищу что-то новое, добиваюсь целей и провоцирую людей на новые идеи».
Особенно хорошо Искатель сочетается с Творцом и Славным малым. Получается легкий логический архетип. Однако, легкость эта только видимая. Без качественной проработки логики речи транслировать Искателя не получится, даже если по основному архетипу вы им и являетесь.
Кстати, продемонстрировать его можно и с помощью одежды. Например, ковбойской шляпы, если уж совсем утрированно подчеркивать образ.
Искатель в коммуникациях: схема матрешки
В коммуникациях Искатель проявляется в последовательном построении мысли. Проще говоря, его речь состоит из двух основных частей — тезиса и вывода. Такая концепция укладывается в мою схему с матрешками.
В чем ее суть? Возьмите из любого текста идею, которую можно продать или о которой хочется рассказать, а затем вычлените три главных мысли.
Пример трех главных мыслей:
- Я работаю с архетипами для того, чтобы поставить людям речь.
- Архетипы речи — это тема, помогающая сделать манеру общения индивидуальной.
- Сегодня мы рассматриваем архетип речи Искатель.
Теперь каждую из них нужно дополнить сторителлингом и выводом.
Первая мысль. «Когда-то я задумалась: почему люди с плохой речью строят карьеру ничуть не хуже педагогов, активно рекламирующих идеальную дикцию. Получается, это не противопоказание?
Я начала искать причину и пришла к выводу, что стилистику речи помогают раскрыть архетипы. Архетипы — это разработка Карла Юнга и Кэрол Пирсон, которая помогает определить базовые, уже заложенные в человеке части личного бренда.
Я сделала вывод, что эта система отлично подходит мне для работы с клиентами и с учениками».
Все, история рассказана и вывод сделан. Теперь берем следующую мысль. Она будет о том, что помогает сделать работу с речью индивидуальной.
Вторая мысль. «Одна из моих клиенток совершенно не собиралась делать свою речь выхолощенной, дикторско-актерской. У нее была проблема в архетипе — сильный Правитель, которого никто не видел. Другими словами, из-за высокого и писклявого голоса люди воспринимали ее как маленькую девочку.
Мы подтянули Правителя, что дало ей более цельный образ. Как итог — три классных рабочих контракта. Один из них с фирмой BMW. А она, к слову, айтишница.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа на основе архетипов помогает наиболее точно понять, что именно нужно изменить человеку в речи, чтобы его воспринимали по-другому».
И последняя мысль будет как раз про архетип Искатель, раз уж сегодня мы говорим о нем. В этой части я могу рассказать, каким образом пришла к выводу, что Искатель — это архетип про логику.
Третья мысль. «Проблема в том, что Искателей чаще всего представляют слишком утрированно. Мне хотелось копнуть глубже и раскрыть их истинную форму. Выше, например, я уже приводила в пример логическую схему, которая как нельзя лучше описывает речь, свойственную этому архетипу. Но повторю, выработать ее сложно, тем более до такой степени, чтобы использовать в формате импровизации.
Этому я учу на курсе «Дизайн речи» и в индивидуальном формате занятий с учениками. Там мы стараемся быстро выхватывать основные мысли и грамотно строить сторителлинг. Без заговаривания, ухода от темы и сложности в том, как закончить мысль. Это, к слову, обратная сторона Искателя.
Вот так мы постепенно выделили главный посыл нашего рассказа, не путая слушателя или читателя.
Теневая сторона архетипа
Теневая сторона Искателя выражается и в его речи, и в его образе жизни. Из-за нее человек становится слишком придирчивым, а любые рассказы превращает в сумбур. В конечном итоге даже простая мысль может оказаться затянутой.
Как пример, если бы я начала сегодняшнюю тему со слов: «Работать с архетипами речи я начала еще несколько лет назад, когда уходила в декрет. Тогда у меня было плохое самочувствие…». И пошло-поехало.
Вычленять самую суть — это основы логической подачи, и для Искателя они критически важны.
Возможно, сегодня я слегка смутила тех, у кого этот архетип ярко выражен. Однако без умения выражать свои мысли и идеи, Искателя проявить не получится. Он смешается в общую кашу и не будет ведущим. Так что уделите этому внимание.
Если же вы только начинаете изучение речи, то тем более не стоит пугаться. Для вас я собрала всю систему обучения в одном бесплатном гайде «С чего начать улучшать речь?». Можете скачивать и изучать.
(Реклама ИП Бернацкая Ю.Н ИНН 165125741188)